Юрий Алексеевич, считаете ли Вы политически верным решение администрации Президента отменить 750-летний юбилей Кенигсберга- Калининграда?

Я не взялся бы оценивать решение администрации Президента по отмене празднования 750-летия в федеральном масштабе, поскольку в своем кресле не могу оценить все "за" и "против". Мне жаль, что у нас не будет такого праздника. Но, как мэр, я преследовал совершенно иные цели. Хотел использовать эту дату, рассматривая вопрос с точки зрения хозяйственника. Предполагал, что под 750-летие Калининграда мы сможем отработать программу хороших дел, которая бы показала настоящую заботу федерального центра о городе, о калининградцах. Мы смогли бы улучшить внешний вид города. Мы знаем, что сегодня делается в Санкт-Петербурге к 300-летию. Понимаю, что, естественно, нельзя сравнивать Питер с Калининградом, но тем не менее, мне хотелось бы с помощью федерального правительства решить конкретные задачи. Отстроить заброшенный эстакадный мост на Московском проспекте, улучшить состояние дорог, отремонтировать памятники, разбить дубовую рощу, поставить в центральной части Калининграда несколько памятных знаков-колонн и фонтанных групп, символизирующих российскую государственность.

Вы считаете, что этого уже не будет?

Я не знаю. Считаю, что последнее слово в этом вопросе должен сказать президент. Под 750-летие Калининграда мы составили несколько программ - от 11 до 17 млрд. рублей. С учетом того, что бюджет города составляет, например, в 2003 году 2,5 млрд. рублей, даже если бы мы получили одну пятую часть этих средств из федерального бюджета, то, представляете, сколько можно бы сделать в городе хорошего.

Мы, конечно, будем отмечать и 60-летие Калининграда. Но, вы сами понимаете, что 60-летие Калининграда - уже будет праздник регионального значения. Нам придется полагаться только на свои собственные силы в решении вопросов благоустройства города. Ну а силы, понятно, будут плановые. Сверхъестественного, конечно, мы себе позволить не сможем.

Необходимо ли возвращать Калининграду прежнее имя - Кенигсберг?

Категорически против возвращения имени Кенигсберг. Я родился в Калининграде, я - калининградец. Пусть так и останется. И лично у меня нет внутренней ассоциации: "Я калининградец, то есть внучок Михал Иваныча Калинина".

В каком состоянии договоренности с немецкой стороной о реставрации исторических памятников в Калининграде в честь 750-летия Кенигсберга?

У нас есть договоренности, в частности с мэрами Берлина и Лихтенберга, о том, что они восстановят старые немецкие перепускные устройства между Верхним и Нижним озерами в Калининграде. Есть договоренности с 7 городами-побратимами в Польше, Дании, ФРГ и Литве о том, что они к 2005 году разобьют скверы. Естественно, за свой счет. Но сложней всего - реставрировать форты Восточной Пруссии (Вокруг Кенигсберга было построено 12 цитаделей, сохранившихся до сих пор. - ИА REGNUM). Я абсолютно убежден, что нам удалось бы договориться с нашими немецкими партнерами и о восстановлении фортов, если бы был подписан президентом Указ о праздновании 750-летия Калининграда. Я разговаривал с мэрами Киля, Бременхафена, Ростока и Берлина, и они не остались бы в стороне, если бы российская сторона начала активно приводить город в порядок к юбилею. Считаю важным показать людям, какую фашистскую цитадель опрокинули в 1945 году наши войска всего за 4 дня. Для восстановления немецких крепостей требуются большие деньги, но мы принципиально договаривались о том, что мы не создаем никаких финансовых фондов. Немцы пришли, своими силами восстановили фортификационные сооружения и ушли.

Надо ли отмечать юбилей города? Не создаст ли подготовка к этому юбилею сепаратистские настроения в регионе?

Отмечать юбилей надо. Давайте вспомним историю. Город был образован ни немцами и тем более ни нацистами, а чешским королем Оттакаром. А чехи - это наши братья-славяне. Поэтому просто так вычеркнуть из 750-летней истории города 690-летний период невозможно. Мы знаем о российском присутствии здесь, которое продолжалось больше, чем страшная война 1941-1945 годов. Петр Первый, Суворов, Багратион, - сохранена память об их пребывании здесь. И потом - у меня на сегодняшний день 70 процентов водоводов остались от немцев! Я уже не говорю о многочисленных немецких зданиях, в которых живут и работают калининградцы. А мосты, а могила Канта, а Кафедральный собор? Это история, от которой никуда не деться. Мой дед Тихон Кадурин в Кенигсберге пролил кровь. Он участвовал в штурме города, воевал пулеметчиком в составе 11-й Гвардейской армии. Был тяжело ранен. После этого он вернулся на родину в Калужскую область, а Калининград потом приехала моя мама.

Насчет сепаратистских настроений в регионе, я абсолютно убежден, что это бред. Я никогда не слышал из уст калининградцев пронемецких или, если хотите, проевропейских настроений. Люди любят свое государство, преданы ему, и я, наоборот, считаю калининградцев даже большими патриотами из-за оторванности области от России.

Каковы Ваши отношения с областной властью? Калининградская и российская общественность постоянно сопоставляет Вас с губернатором Владимиром Егоровым. Насколько Вы сами сравниваете себя с адмирал-губернатором?

Я себя не сравниваю никогда и ни с кем. У меня есть одна историческая личность, перед которой преклоняюсь, и я не буду оригинален - это Петр Первый. С Владимиром Григорьевичем Егоровым у меня деловые отношения. Конечно, у нас бывают споры, но, в основном, как это всегда бывает, из-за денег. Во время формирования бюджета.

Намерены ли Вы баллотироваться в губернаторы Калининградской области? Насколько, по Вашему мнению, "неблагодарна" работа губернатора в сравнении с работой мэра областного центра?

Я не собираюсь баллотироваться в губернаторы. Это работа для меня неинтересна. Губернатор, по моему мнению, в большей степени представительская функция, больше напоминающая, извините за сравнение, должность 1-го секретаря обкома партии. А мне нужно конкретное дело - конкретный мост, дорога, больница, улица. Я достаточно послужил государству и считаю, что вовремя уйти - это мудро. Есть немало молодых и грамотных людей, которые могут работать и на посту губернатора, и на посту мэра Калининграда. Когда у меня закончится срок полномочий мэра Калининграда (в 2006 году. - ИА REGNUM), также не собираюсь вновь избираться. Я не из тех, кто говорит: "ну если народ меня попросит, то подумаю и соглашусь".

Расскажите, пожалуйста, о сотрудничестве Калининграда с европейскими городами. Насколько искренне европейские градоначальники идут на контакт с Калининградом? Сравните эти отношения с конца 1990-х годов по 2003-й.

По числу городов-побратимов мы лидируем в России, их у нас 22. За последнее десятилетие очень много изменилось. Наши ближайшие соседи стали тесными партнерами. В первую очередь это Литва - Вильнюс, Каунас, Клайпеда. Польша - Эльблонг, Ольштын, Гданьск, Лодзь. Германия - Берлин, Киль, Бременхафен, Росток. Дания - Альборг. Неплохие отношения с китайским городом Далянем. Мы, кстати, должны были быть в Даляне 22 мая на встрече всех городов-побратимов, но из-за эпидемии атипичной пневмонии пришлось отменить визит. Я рассматриваю все эти отношения, как весьма полезные. Мы ведь не просто обмениваемся любезностями друг с другом, но в первую очередь проводим совместные бизнес-семинары, обмениваемся культурными коллективами, студентами, учащимися школ.

Почему Вы не выступили на последних митингах протеста против повышения тарифов на ЖКХ? Вы не хотели оправдываться за правительство или упустили время сгладить острые края реформы ЖКХ?

Я вам заявляю, что никакой реформы ЖКХ в России не было и нет. Когда говорят о реформе ЖКХ, мне это напоминает сюжет из старых советских кинокомедий - заставки для фотографий с вырезанными отверстиями для головы. Ты подставляешь свою голову, и становишься всадником на коне, или водолазом, или с девушкой на море. Когда кто-то из правительства начинает рассуждать о реформе ЖКХ, то я представляю эту картину, только там такой антураж: дымящиеся рваные теплотрассы, горы угля и трубы котельных. Потом появляется эта голова и начинает что-то говорить. Я уже работаю 12 лет в местном самоуправлении, и видел, что кто только не занимался реформой жилищно-коммунального хозяйства и кто только за нее не отвечал еще со времен правительства Гайдара. И никто ничего не изменил. То, что мы сегодня делаем в городе - занимаемся газификацией, реконструкцией станций, перекладкой теплотрасс, берем кредиты в Европейском банке на реконструкцию систем водоснабжения, в Мировом банке на реконструкцию систем теплообеспечения - это все наша инициатива, наша работа. Что касается тарифной политики, то тут вы меня извините. У нас люди просто привыкли, что услуги ЖКХ должны быть по определению. За прошлый год втрое увеличивалась цена за электроэнергию. В два раза выросла цена на газ. Где митинги, протесты типа "Долой Газпром!"? Я должен сказать, что повысить тарифы мы должны были еще два года назад. В соответствии с постановлением правительства. И когда члены кабинета начинают говорить всякую ахинею, я хочу у них спросить - извините, а кто нам бюджет рассчитывал? На сегодняшний день нас рассчитали четко - 90% стоимости за услуги в жилищно-коммунальной сфере мы должны взять с населения, и только 10% - разница, которую покрывает бюджет. Но мы-то сегодня с калининградцев берем только 62%. А должны брать 90%. Поэтому мы за народ или против? В прошлом году на дотации населению нам выделили 760 млн. рублей, а в этом только 201 млн. рублей. Так что же, я должен был заморозить город посреди зимы?

Биография: Юрий Алексеевич САВЕНКО. Родился 26 мая 1961 года в Калининграде. Закончил в 1985 году Киевское высшее военно-морское политическое училище, в 1995 году - Академию Госслужбы при Президенте РФ по специализации "административно-муниципальное управление". Начал трудовой путь слесарем-сборщиком в "Калининградторгмаше". Служил на Дальнем Востоке. В 1991 году избран мэром города Корсакова Сахалинской области. В 1993 году, после возращения в родной город, занимал ряд должностей в мэрии Калининграда: зампредседателя комитета по градостроению, председатель комитета по градостроению, вице-мэр. С 1998 года Юрий Савенко работает мэром Калининграда. 6 октября 2002 года избран главой Калининграда повторно. В 2000 году был вновь избран депутатом Калининградской областной думы. В соответствии с требованием нового законодательства после повторного избрания на пост мэра Калининграда сложил депутатские полномочия. Женат, дочь - студентка Калининградского госуниверситета.