Председатель правления Института современного развития (глава его наблюдательного совета - президент Дмитрий Медведев) Игорь Юргенс дал интервью еженедельнику "Российские вести", которое издание публикует сегодня. Он, в частности, ответил на следующие вопросы:

Многие эксперты считают, что кризис в российско-натовских отношениях, вызванный событиями прошлого года вокруг Южной Осетии, уже преодолен. Какое ваше мнение по данному поводу?

Сказать, что тема Южной Осетии и Абхазии позади, я не могу, потому что точка зрения европейцев и американцев на тот конфликт по-прежнему сильно отличается от нашей. По-прежнему не решен вопрос признания этих государств со стороны международного сообщества - кроме нас, этот статус признан только Никарагуа. Даже ближайший союзник, который в последнее время показывает все больше норова, Белоруссия, этого не сделала. Поэтому дипломатические "развязки" вокруг этих сложных историй еще впереди. Но, по-моему, мир понял, что военными средствами, а тем более авантюрами наподобие той, которую предпринял Саакашвили в августе прошлого года, вопрос не решишь.

Будем наблюдать, какие возможности открываются для решения данного конфликта, других замороженных конфликтов. Мы же не закрываем глаза ни на Нагорный Карабах, ни на Приднестровье, ни на ряд других подобных ситуаций.

Именно в связи с изложенным Президент России выдвинул инициативу о заключении нового обязывающего акта о европейской безопасности, который сейчас, после размышления экспертных групп, уже называется "о евроатлантической безопасности". Последнее объясняется тем, что достичь безопасности на европейском континенте без НАТО, без США достаточно трудно.

Размышления подобного рода происходят, экспертные группы собираются. Так что в более широком контексте рассмотреть ситуацию, сложившуюся на Кавказе, нам еще предстоит. Это с одной стороны. С другой стороны, найти некую формулу "Хельсинки плюс". Поскольку традиционные "Хельсинки" не сработали после Косово, Абхазии и Южной Осетии.

Обнадеживает то, что ни при каких обстоятельствах, если только не допустить какой-либо серьезнейшей внешнеполитической провокации или ошибки, ни Грузия, ни Украина в обозримом будущем не станут членами НАТО. А это закрывает одну из самых серьезных озабоченностей российской внешней политики.

Удастся ли предотвратить распространение структуры НАТО на Грузию, Азербайджан и Армению, которое может быть осуществлено альянсом без формального включения данных закавказских республик в НАТО?

Кавказ - очень сложный регион. И в каждом из кавказских государств у нас есть свои интересы. И, соответственно, свои рычаги влияния. От того, как умело мы будем их использовать, будет зависеть ответ на ваш вопрос.

Меня очень покоробило вручение высшего ордена Армении лидеру Грузии. В качестве причины я усматриваю определенный успех переговоров России и Азербайджана как в сфере энергетики, так и по Нагорному Карабаху.

Закрытая от других территорий Армения, наши особые отношения, которые могут быть усилены, с Турцией, наши особые исторические отношения и родственность энергетических комплексов с Азербайджаном, недовольство народа Грузии нынешним собственным руководством - это все факторы, которые в случае их правильного использования российской внешнеполитической элитой могут привести к усилению наших позиций в регионе. Если же мы будем совершать ошибки, то количество проблем во взрывоопасном кавказском регионе будет только усиливаться.