Казахское общество готово к переменам - и новая конструкция государственного устройства не всегда предусматривает активное сотрудничество с Россией. Нынешние элиты должны объективно оценивать глубинные процессы, которые происходят в современном Казахстане, где современная казахская интеллигенция даже на уровне "культурного кода" прощается с Россией. Айдос Саримов, бывший сотрудник Казахстанского института стратегических исследований и заведующий сектором администрации президента Казахстана, ныне директор Фонда Алтынбека Сарсенбаева, рассказал корреспонденту ИА REGNUM Новости о современном казахском обществе.

Вы часто говорите, что казахское общество трансформируется. Что формируются новые идеи, адекватные времени, и что благодаря обществу будет трансформироваться и политика. Политика в Казахстане сейчас мононациональна. Смена идей - подразумевает радикальный разворот политики в случае прихода к власти новой элиты? В долгосрочной перспективе, разумеется.

Есть две большие истины, которые для меня очевидны. Мы не должны думать, что сегодняшняя ситуация будет постоянной - ситуация очень быстро меняется. Сейчас идет своего рода вызревание в казахской части общества, можно сказать, начался второй этап национального самоопределения. Вторая истина - казахи стали реальным национальным большинством. До этого момента взгляды большинства национальной интеллигенции были сформированы в период, когда казахи находились в состоянии национального меньшинства. Отсюда - шумливый, иногда излишне истеричный тон высказываний и выступлений, отсюда - чрезвычайно резкие лозунги. Но ситуация меняется. Мы постепенно пришли к моменту, когда казахская или казахстанская элита становится все более националистической. Это - объективный процесс, это условие выживания нации и государства. И сегодня любой трезвый человек понимает, что нынешние идеологемы - "130 национальностей в стране", то есть тот хребет, на котором держится идея многонационального Казахстана - эта конструкция завтра не выдержит проверку демографией. Если объективно смотреть, то получается, что через тридцать лет русское население Казахстана ужмется до четырех-пяти процентов. Элита будет другой. Английский и китайский в таких условиях наряду с казахским будут пользоваться большей популярностью, нежели русский. К этому надо относиться нормально.

В чем выражается вторая волна казахского национал-патриотизма? Есть конкретные примеры?

Немало казахов не воспринимают нынешнюю внутреннюю и геополитическую ситуацию. Мы получили независимость - говорят они, - но вынуждены все равно оглядываться на Россию. В условиях независимости страны не развивается казахский язык. В итоге получается, что нынешняя молодежь - двадцати или двадцатипятилетние ребята - растут совершенно без комплекса неполноценности перед Россией. Эта молодая масса уже сейчас транслирует свое недовольство. Да и молодежь, надо сказать, сегодня уже качественно другая. Здесь очень важны вопросы, которые сегодня на поверхности. Вопросы, связанные, например, с религиозной идентичностью. И обострение радикализма, появление новых течений, концепций - это тоже показатель здоровья общества. Каждая нация через это прошла. Недовольство должно выплескиваться наружу. Я бы не хотел, чтобы это недовольство транслировалось через какие-то деструктивные каналы, начиная с экстремизма, заканчивая национальными конфликтами.

Разломы разного рода уже начались. Мы - очень молодая нация. Поэтому в недовольстве ситуацией немало детского. Но уже совсем скоро эта сильная масса приведет к тому, что власть будет вынуждена говорить словами тех, кто составляет большинство. Это закон политики, где большие числа играют важную роль. Поэтому сама власть становится более националистичной. Молодежь растет, становится активнее, становится основным избирателем - она и будет определять политику Казахстана ближайшего будущего. Поэтому, что будет слеплено сейчас - неизбежно станет объективной реальностью. Но я вас заверяю, - даже национализм в условиях информационной среды становится другим. Он становится более просвещенным.

Что значит - "нет комплекса неполноценности перед Россией"? Никто не отменял Россию, например, как соседа. Или Россию, как колоссальный рынок.

Нет вопросов. Нам с Россией в любом случае жить. Это данность на века. Важно понимать общие правила совместного проживания. К нам приезжает немало российских экспертов, которым лично я говорю - ребята, если вы в перспективе хотите потерять такую страну, как Казахстан, если вы хотите, чтобы здесь слово "русский" начали воспринимать негативно, то вы делаете все правильно. Многие вещи вызывают большое отторжение у общества. А следующая власть будет вынуждена соответствовать массовым ожиданиям.

Но прежде чем вести националистическую политику, необходимо и проблемы решить? В частности, проблему казахского языка в Казахстане.

Казахи, вне зависимости от того, где они родились - в городе или в селе, по степени владения государственным языком, в принципе, консенсуса уже какого-то достигают. Во всяком случае, императивы, ценности - примерно совпадают. Но тут важно даже не это. Старая элита, та, которая была у власти все это время, постепенно уходит в тень. Уже в течение двух-трех лет в стране появятся совершенно новые политики, совершенно новые организации, которые будут пытаться трансформироваться в политические силы. И поэтому все чаще власть будет использовать казахскую риторику.

У казахов всегда были две крупные опасности - это Китай и Россия. Китайцам здесь сложнее - они как бы представители другого мира, инопланетяне. А вот события в России - всем понятны. И все, что происходит сейчас вокруг нее - обострение в Грузии, на Украине - казахстанский обыватель "примеряет" на себя. Прибалтика, Беларусь - казахи все пропускают через себя. И ничего не забывают. Возьмите, хоть взятие и расстрел Туркестана в позапрошлом веке! Это никуда не девается, сидит в генетической памяти. А сейчас начинает выстреливать. Ведь власть - не может резко двигаться. Она вынуждена играть. Однако, все видят, что в России началось восстановление империи. Это именно так воспринимается. И вызывает отторжение.

Куда уйдет русский язык? Он рискует остаться языком просвещения...

Нет, он постепенно уйдет. На смену ему придет английский и китайский. Вы знаете, что в Китае сейчас обучается 2,5 тысячи казахских студентов? Это - уже тренд. Будущее - за такими ребятами, которые учились за рубежом, получали европейское или китайское образование. И для них - Россия не авторитет. Кроме того, мы видим, что в Москве бьют казахских студентов. Любой родитель будет думать, прежде чем в таких условиях отправлять учиться в Москву своего ребенка. Он будет думать, что это опасно. Для него - лучше отправить ребенка учиться в относительно безопасную Прагу или Китай. Уже выросло поколение студентов, которые прошли обучение за рубежом по программе "Болашак". Они учились в США, Англии, Франции. В лучших университетах Запада. Спросите у них - как они воспринимают Россию? При этом обратная связь - люди, которые занимаются Казахстаном, в том числе и в России, они воспринимают нас сквозь призму официального идеолога - газеты "Казахстанская правда".

Нужно ведь общаться с людьми. Нужно иметь дело не только с официальной властью. Даже на уровне культурного кода - ясные сигналы. Есть целая плеяда казахских поэтов современности, которые пишут об этом культурном феномене - культурологическом отторжении. Есть, например стихотворение, которое называется "Прощай, Москва!". Его смысл сводится к тому, что мы расходимся - и, видимо, уже навсегда. Нужно ведь понимать, что риторика саммитов - это всего лишь риторика правящего класса. Но это не риторика абсолютного национального большинства. Нужно ведь строить реальную политику. С учетом реальных людей. Всем понятно, что авторитарные лидеры договорились, это хорошо, так ведь проще. Но когда внутри происходят большие тектонические изменения, это тоже надо учитывать. Россия стремительно теряет культурную привлекательность. Да, сегодня многие вещи приходят через Россию. Но уже есть целая прослойка людей, которые мир видят через английские и французские зеркала. И они - смотрят туда и ориентируются исключительно на Запад.

Да, но есть самая протяженная общая граница. Есть ведь и общие проблемы, касающиеся совместной безопасности. Проблема южных границ Казахстана - это общая проблема, не так ли? Она - никуда не денется, так и будет общей.

И отношения будут более утилитарными. Нурсултан Назарбаев воспринимает Россию в положительном ключе, поэтому к нему отношение в России почтительное. Но будет и постназарбаевский период. И будет, скажем, большой гуманитарный проект, такой как тюркская конфедерация. Скажем, в связке с Турцией.

У второго и третьего эшелона казахстанской политики национал-патриотические идеи уже сформулированы или то, о чем вы говорите, все еще на уровне интуитивного понимания ситуации?

Нет, эта идея еще не синтезирована, она еще не на уровне идеологии. Но вы взгляните на того же Назарбаева. Который сначала говорит одно. Потом, казахам - он говорит совершенно другое! Эти недомолвки у нас в стране имеют гораздо большее значение, нежели идеологически выверенные развороты в официальной прессе. И еще есть история. Тот же голодомор в Казахстане. Есть темы, которые нынешние власти стараются не поднимать. Но для следующих поколений политиков - эти темы станут вполне себе политическими рычагами.