13 июля Турция и ряд государств ЕС (Австрия и Венгрия на уровне глав правительств, Болгария и Румыния на уровне глав энергетических компаний) подписали соглашение о строительстве газопровода NABUCCO, предназначенного для транспортировки среднеазиатского газа в Европу в обход России. Ранее, 10 июля, министр-председатель только что избранного правительства Болгарии Бойко Борисов распорядился прекратить все переговоры о заключении нового договора по поставкам природного газа из России в Болгарию и о строительстве болгарского участка магистрального газопровода "Южный поток" и АЭС "Белене". Ситуацию прокомментировал в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости старший научный сотрудник ИМЭМО РАН Иван Данилин.

Никаким сюрпризом данное соглашение не стало. Просто продолжается прежняя политическая игра вокруг NABUCCO с участием европейских стран, Турции, и бывших прикаспийских республик СССР. По большому счёту, проект не стал более реальным ни на йоту, поскольку в его рамках не решён ряд самых серьёзных вопросов, в том числе, ресурсное обеспечение. Нет никаких жёстких гарантий со стороны стран-поставщиков, не очень понятно, что будет с финансированием и т.д. Когда межправительственные переговоры идут впереди переговоров компаний и банков, которые могут финансировать данный проект, это уже в каком-то смысле является показателем того, насколько он реалистичен. По поводу NABUCCO существует масса заключённых политических договорённостей, но аналогичного числа документов со стороны инвестиционных банков и крупных компаний не наблюдается.

Сегодняшнее соглашение можно рассматривать как своеобразное укрепление позиций Турции и прикаспийских государств в энергетическом и геополитическом диалоге с Евросоюзом. Эти страны достаточно активно и умело используют энергетический рычаг для того, чтобы обеспечить себе более выгодные позиции в диалоге с ЕС и увеличение своего влияния в Европе для того, чтобы достичь своих целей в игре с Москвой и Пекином, а также для получения каких-либо преференций при торговле с Евросоюзом. Скорее всего, в долгосрочной перспективе NABUCCO или какой-то его аналог появится, и к этому надо быть морально готовым. Пугаться этого не надо: речь идёт об объективной реальности, которая, однако, не грозит какими-либо катастрофическими последствиями для России. Другой вопрос заключается в том, что ко всему переговорному процессу по NABUCCO на данной стадии необходимо относиться с известной долей юмора и прагматизма. Юмор заключается в том, что проект до сих пор остаётся в целом виртуальным; более того, нельзя даже сказать, что он используется как страшилка для России - это сугубо внутренняя игра между ЕС и вышеперечисленными государствами. Прагматизм же необходим потому, что NABUCCO в целом не ставит под угрозу российские интересы, более того, он в какой-то мере даже играет в пользу России, поскольку на фоне всех этих замечательных манёвров европейцев и их партнёров по NABUCCO, соглашения, которые заключает Россия, выглядят гораздо более реалистичными.

Другой момент состоит в том, что, как уже неоднократно говорилось, весь переговорный процесс по NABUCCO очень серьёзно осложняет жизнь "Газпрому" и Москве, так как её страны-партнёры на Балканах периодически начинают испытывать некие фантомные надежды на получение неких дополнительных козырей в переговорах с Москвой, и осуществляют различные манёвры, которые оттягивают реализацию достигнутых ранее соглашений. Именно это мы видим сегодня на примере Болгарии и "Южного Потока". Причём Евросоюз активно поддерживает подобные инициативы, так как он очень хочет, чтобы "Южный Поток" появился бы как минимум одновременно с NABUCCO, а лучше даже позже него. Но Москве, опять же, следует реагировать на эти манёвры с известной долей юмора и прагматизма, не впадая в рождественские настроения раздачи подарков ради достижения желанной цели, и подходить к этой ситуации спокойно, трезво и с пониманием. Другое дело, что ситуация вокруг NABUCCO и "Южного Потока" вновь и вновь говорит нам о том, что нынешняя энергетическая дипломатия России практически себя исчерпала, и ничего, кроме потери ресурсов и бесконечных лавирований с партнёрами из ЕС, она России не приносит. Сейчас необходимо думать о более активном развитии производства сжиженного газа, может быть, даже в ущерб более красивым и важным проектам. Тем более, что сейчас, по утверждению ряда представителей "Газпрома", за счёт падения цен на ресурсы и их транспортировку, выбор в пользу СПГ становится для России гораздо более реальным, чем ранее.