Очевидно, что с момента опубликования президентом России Дмитрием Медведевым в своем видеоблоге комментария к посланию президенту Украины Виктору Ющенко, это послание перестало носить частный характер и быть обращенным исключительно к главе украинского государства.

С учетом вызванного заявлением Медведева резонанса, можно сказать, что оно носило не только и не столько пропагандистский характер в части решения узких (в глобальном контексте) российско-украинских проблем, сколько серьезного внешнеполитического заявления, которое не меньше, чем события августа 2008 года скажутся на геополитике развития постсоветского пространства. В этой связи, по аналогии с Мюнхенской речью Путина, это заявление можно охарактеризовать как Мюнхенскую речь для СНГ. И в нем можно выделить два уровня для анализа - форму и содержание.

Форма

Сразу на себя обратил внимание тон выступления Дмитрия Медведева. Он был гораздо жестче и уверенней, чем год назад. И это сразу отметили зарубежные наблюдатели, которые сразу попытались навесить ярлык агрессивности на заявление российского президента, не понимая, что продемонстрированный вариант - это только цветочки по сравнению с тем, что может быть, они просто забыли. Но ничего страшного - придется вспоминать.

Такая неожиданная для западных экспертов трансформация публичного образа российского президента означает только одно - что речь идет исключительно о стилистике. И России вернуться к прежней имперской поступи в публичных заявлениях, а, может быть, и не только в публичных заявлениях - дело пяти минут. Народ этого ждет, люди есть, осталось только выбрать момент.

Что делал Медведев в публичном выступлении в своем видеоблоге? Говорил, рассказывал, объяснял? Как это назвать? Медведев - диктовал позицию России. Не объяснял, не просил, не уговаривал, не пытался быть мягким и понятным для остальных (чужих). Он хотел быть понятным для своих и диктовал позицию России для всех остальных. Он четко и ясно объяснил всем желающим, что им теперь надо делать для того, чтобы у них не было проблем в отношениях с Россией. И это - не обсуждается.

Это один аспект. Другой аспект заключается в том, что это обращение было адресовано не только и не столько Ющенко, политический проект которого подходит к концу, и не столько украинской элите, хотя в гораздо большей степени, чем Ющенко, так как им (новой украинской власти) придется с нуля выстраивать отношения с Россией, - сколько главам и политическим элитам всех постсоветских стран. После Саакашвили и Ющенко теперь каждый может стать предметом личного обращения президента России. А может и не стать. И еще неизвестно, что хуже. И эту интенцию послания Медведева эксперты уже отметили.

Так, в интервью газете "Взгляд", на вопрос "Кому из лидеров стран СНГ Дмитрию Медведеву следовало бы направить подобное письмо?" заместитель директора Института стран СНГ Владимир Жарихин ответил предельно ясно: "На такое открытое письмо, пожалуй, напрашивается только президент Белоруссии Александр Лукашенко. Все-таки ментально мы наиболее близки с Украиной и Белоруссией. В значительно меньшей степени мы близки с центральноазиатскими и кавказскими странами. И поэтому здесь методы классической дипломатии отступают перед этой близостью. С близкими родственниками, что называется, и разговор может быть не дипломатический, а с расстановкой точек над i".

И такая позиция России понятна: если люди не выучили уроки августа прошлого года, если не хотят учиться на неудачном примере других, то что России остается делать, кроме того, чтобы обязать повторно пройти "курс обучения", но в менее щадящем режиме? Ющенко, похоже, уроков не вынес. Но, как говорится: кто ему доктор?

Конечно, политический проект под названием "Виктор Ющенко" завершен. Но одна из смысловых интенций послания Дмитрия Медведева в этом как раз и заключается - есть ли желающие стать в очередь за президентом Ющенко? Вроде бы риторический вопрос. Но на самом деле за такой постановкой вопроса скрывается радикальная трансформация позиции России в отношении политических процессов, происходящих в странах СНГ - они больше не будут отданы исключительно на откуп местным элитам.

Раньше Россия была связана "пактом о ненападении" и невмешательстве во внутриполитические процессы в постсоветских странах. До сих пор стиль российской внешней политики на постсоветском пространстве мог быть хорошо выражен фрагментом из интервью Олега Рыбачука (cоветник президента Украины): "я в Кремле... встречался с Волошиным, когда Волошину был задан знаменитый вопрос одним из депутатов: "Почему Кремль избегает любых контактов с оппозицией? Вы посмотрите, у нас оппозиция имеет рейтинг значительно больше, чем у власти, и мы же можем стать властью". На что господин Волошин сказал: "Вот станете властью - тогда мы всячески будем с вами иметь контакты. Это такая политика Кремля. Мы в Украине поддерживаем президента Кучму. Станет президентом Ющенко, то мы будем поддерживать президента Ющенко". Цитата почти дословная: "Это наша политика"..."

Аналогичной позиции придерживался Борис Ельцин в отношениях с Белоруссией: пока у власти был Вячеслав Кебич, работали с ним и игнорировали новую команду во главе с Александром Лукашенко. Пришёл к власти Лукашенко - стали работать с ним ("убрав все предыдущее со стола"), и больше ни с кем. Однако как быть, если к власти в Белоруссии придет, например, Милинкевич или любой другой маргинальный политик, который при поддержке США и Запада в целом начнёт тянуть страну в НАТО?

Очевидно, что двух примеров (Грузии и Украины) для России оказалось достаточно, чтобы после долгих и чрезвычайно конфликтных лет сделать грустный, тяжелый, но нужный вывод: такой вариант стратегии развития отношений с элитами стран СНГ является тупиковым. Контактировать только с правящей группировкой - исключительно мало и небезопасно, и Россия, как великая держава, не может позволить себе связывать интересы страны только с узкой правящей группировкой, которая к тому же, несмотря на все предыдущие и имеющиеся договоренности, может либо перейти в открыто конфронтационный режим (уже упоминавшиеся Грузия и Украина), либо вести двойную игру (Молдавия, Беларусь, Узбекистан и т.д.).

Бесконечно долго так продолжаться не могло, да и Россия не может позволить себе иметь со стороны соседей такое агрессивное или потребительское отношение. Отсюда напрашивается и множество сопутствующих выводов. Так как такая ситуация более не допустима, то ее надо менять. Менять как? Путем работы на внутриполитическом пространстве стран с целью формирования тех элитных групп, которые как в бизнесе, так и в политике будут ориентированы на Россию. То есть работать так, как это делают американцы.

Думается, такая радикальная трансформация отношения руководства России к правящим элитам постсоветских стран приведет к гораздо более продуктивным результатам, чем прежняя вялая и аморфная политика работы только с правящей группировкой. К тому же, это позволит и правящим элитам более адекватно относится к отношениям с Россией, а то используя свой монопольный статус, люди часто впадают в различного рода соблазны и шапкозакидательские настроения, что только вредит делу политической и экономической интеграции постсоветского пространства.

Содержание

На уровне содержания можно выделить два подуровня. Один из них более прост для анализа, так как уже неоднократно обсуждался. Сюда можно отнести следующие тезисы заявления президента России.

Во-первых, несмотря на курс нынешнего президента Украины, Дмитрий Медведев подчеркивает братский характер отношений между русским и украинским народом. И эта линия весьма заметна в последних заявлениях не только российского руководства, но и патриарха Кирилла: белорусы, русские и украинцы считаются частями единого народа.

Во-вторых, подчеркивается, что враждебно настроенная Украина не может быть надежным государством-транзитером российских энергоресурсов. Это так сказать мессидж для Европы.

Второй уровень гораздо более сложен, но и гораздо более важен. Можно сказать, что в этом выступлении Медведева впервые за последние восемь лет российской власти появилась идеология. И это знаковое событие как для внутрироссийского, так и для внешнеполитического пространства.

Вводится идеология очень осторожно, как бы от противного - "официальный Киев занял откровенно антироссийскую позицию...". То есть то, о чем раньше говорили исключительно на уровне экспертов, впервые озвучено на столь высоком государственном уровне. То есть "антироссийская позиция" - есть. Но так как она имеет отрицательный характер, то она всегда вторична по отношению к тому, отрицанием чего и является, российской позиции. Об идеологии "антироссийской позиции" нынешнего украинского руководства в комментарии Медведева сказано подробно. Отсюда вырастает и косвенное понимание того, что собой представляет российская идеология, но о ней пока ничего не сказано. Вместе с тем, идеология в этом выступлении содержится.

Очевидно, что для Москвы Ющенко и его команда (как и Саакашвили со своей командой) перешли грань допустимого в отношениях, и руководство России решило эту ситуацию зафиксировать. "Антироссийское" - для российского руководства больше не имеет права на существование. Точно также как для американского политического класса в целом является недопустимым существование антиамериканских режимов - Иран, Северная Корея. И американцы делают все возможное, чтобы эти страны перестали занимать антиамериканскую позицию. Сделать это можно только путем смены настроений элиты, либо путем смены самой элиты.

Точно такую же позицию в отношении элит постсоветских стран, скорее всего, заняло и российское руководство: хотите не иметь проблем - не занимайте антироссийскую позицию. Как Вы этого будете достигать - это ваши проблемы. Нас это не интересует, и нам важен результат. В противном случае мы будем использовать все имеющиеся в нашем распоряжении меры для того, чтобы с территории Вашей страны никакие антироссийские позиции не исходили в принципе.

Таким образом, год спустя мы видим продолжение той же линии поведения российского руководства, которую оно проводило и в дни августовского конфликта. И, скорее всего, американцы не будут вмешиваться в этот процесс - транзит военных грузов в Афганистан очень дорогая (в том числе в плане имиджа) вещь. Поскольку как только военная миссия США там закончится провалом (что случится рано или поздно, как и в Ираке), с этого же момента можно говорить об утрате США статуса единственного оставшегося глобального игрока и перехода США в разряд региональных держав с весьма условной для огромной Евразии значимостью Северной Австралии.

Выводы для Белоруссии

Во-первых, можно отметить, что белорусское руководство пока не перешло ту грань, за которой его позиция по отношению к России может быть названа Москвой антироссийской. Но с учетом вышеприведенного мнения Владимира Жарихина, руководство Беларуси стоит в первых рядах тех, кому официальная Москва может высказать претензии в антироссийскости. По крайней мере, вся необходимая почва для этого уже подготовлена.

С учетом же того, что в течении года официальный Минск так и не признал новые кавказские государства, и у официальной Москвы больше нет необходимости в этом признании со стороны официального Минска, то у российского руководства больше нет особых сдерживающих стимулов для того, чтобы продолжать как ни в чем не бывало лояльно относиться к нынешнему белорусскому руководству.

Скорее всего, это приведет к тому, что Москва перестанет себя сдерживать в плане установления контактов с другими политическими игроками в Беларуси. Тем самым правящая группировка лишится так называемой монополии на отношения с Россией. Очевидно, что данная тенденция будет только поддержана ЕС и, особенно, США, с учетом того, что именно США уже давно призывали Россию отказаться от исключительно экономических инструментов воздействия на ситуацию на постсоветском пространстве и начать играть в политические сценарии.

Почему США заинтересованы в том, чтобы Россия начала играть в политические игры на постсоветском пространстве? Они уверены в своей победе, так как, во-первых, свою инфраструктурную сеть они создавали уже почти два десятилетия, во-вторых, они думают, что как только Россия начнет играть политически, то это тут же подвигнет местные (сепаратистские во многом) элиты к тому, чтобы еще больше укрыться под американским зонтиком, что гораздо быстрее приблизит США к своей цели - взять постсоветское пространство под свой полный контроль.

Если Россия станет активно присутствовать на политическом поле Беларуси, то это будет означать появление третьей политической силы в республике, что существенно усложнит внутриполитический расклад сил. И этот процесс можно только приветствовать, поскольку политическое противостояние власти и прозападной оппозиции давно перестало быть стержнем, вокруг которого должно строиться развитие политической системы республики.

Самый главный вывод, который следует из контекста белорусско-российских конфликтов лета 2009 года, а также последнего выступления президента России, что белорусское руководство потеряло статус эксклюзивного российского партнера, и теперь к нему в Москве будут относиться на общих для всех основаниях.