В первом полугодии 2009 года падение автомобильного рынка составило 60 %, ожидается, что суммарный объем продаж по итогам 2009 года составит 1,5 млн автомобилей. Такие цифры привел сегодня, 28 августа, на IV Международном автомобильном форуме, посвященном развитию российского автопрома, в Москве директор департамента автомобильной промышленности Министерства промышленности и торговли РФ Алексей Рахманов, сообщает корреспондент ИА REGNUM Новости. По словам Рахманова, резко сократился и импорт подержанных машин. Однако, как отметил департамента, "доля легковых машин отечественных автомобилей растет, и за первые полгода составила 61% всех проданных в России машин".

По его мнению, для развития отечественного автопрома необходимо оценить существующие на сегодняшний день проблемы и активнее работать над их решением. Среди наиболее острых вопросов Рахманов назвал проблемы с экспортом, недостаточное развитие компонентной промышленности, и неспособность местного рынка поддерживать более чем 1-2 крупных игроков. "В развитых странах доля одного предприятия составляет не более, чем 6-8 %, а у нас - примерно 20%", - объяснил Рахманов.

Тем не менее, он считает, что перспективы дальнейшего развития у российского автомобилестроения есть. "Количество имеющихся мощностей может обслуживать российский рынок. Но мелкие игроки просто не смогут выжить на рынке", - отметил Рахманов. Он считает, что выходом может быть и покупка зарубежных активов, при условии, что доля гарантирует влияние на принятие основных решений и доступ к интеллектуальной собственности. По мнению Рахманова, необходимо обратить внимание на программу утилизации старых автомобилей, которая в Европе успешно себя зарекомендовала.

Однако прогнозы на будущее у автопроизводителей не оптимистичны. Директор по корпоративным финансам КамАЗа Елена Милинова сообщила, что за первое полугодие спрос на продукцию завода упал в 4 раза. "К началу 2009 года на складах оставались еще 4 тысячи машин, именно поэтому мы не можем повысить цены на продукцию. И вынуждены сокращать операционные издержки. Страдают и работники. Их заработная плата в среднем сократилась вдвое. Из компании с начала кризиса ушло около 6 тысяч сотрудников", - рассказала представитель завода. По мнению Милиновой, нужно готовиться к тому, что рецессия продлится еще два-три года, и адаптировать производство к новым условиям на рынке.

Снижение продаж отметили в группе "ГАЗ". По словам министра промышленности и инноваций Нижегородской области Николая Сатаева, объемы продаж группы "ГАЗ" в первом полугодии сократились в более чем в 4 раза. "Снижение произошло наполовину по автобусам, по лёгким коммерческим автомобилям. Снижение производства легковых автомобилей у нас достигло 95%. В процессе этого в данный период финансово-хозяйственная деятельность данного предприятия носила убыточный характер. В настоящее время ситуация стабилизируется", - сказал Сатаев. По итогам года ГАЗ рассчитывает выпустить около 70 тысяч автомобилей.

Однако по оценкам экспертов, резко положительной динамики рынка ожидать не приходится. "Причины надо искать и в исчерпании складских запасов, которые позволяли продавать автомобили с большим дисконтом, и в снижении потребительской уверенности, и в растущей безработице, - считает директор практики предоставления услуг предприятиям автомобильной отрасли PriceWatwerHouseCoopers Андрей Комаров. - При оптимистическом развитии рынка, к 2011 году объем производства легковых автомобилей выйдет на докризисный уровень. Но резкого изменения динамики рынка во второй половине 2009 не будет".

Заместитель председателя комитета Торгово-промышленной палаты РФ по предпринимательству и автомобильной сфере Александр Ковригин отметил, что сегодня трудности в автомобильной промышленности касаются как легковых, так и грузовых автомобилей. "Очевидно, что необходимо технологическое перевооружение отрасли своими силами или же с привлечением зарубежных технологий", - сказал Ковригин.