В рядах творческой татарской интеллигенции разразился громкий скандал - Союз писателей Татарстана исключил из своих рядов Минахмета Сахапова, главного редактора журнала "Мирас" ("Наследие"). Причина исключения - публикация в журнале собственного произведения - исторической драмы, в которой "содержится клевета на поэта-героя Мусу Джалиля".

Доктор филологических наук, профессор, академик Российский академии гуманитарных наук, действительный член Нью-Йоркской академии наук, заслуженный работник культуры РТ, лауреат Государственной премии Татарстана в области науки и техники, лауреат международной премии имени Джорджа Сороса... Все эти звания и регалии, в том числе экзотические, принадлежат Минахмету Сахапову, который до последнего времени стоял у кормила национального литературного процесса в республике и был на хорошем счету в Казанском кремле.

Его журнал выплачивал авторам солидные гонорары, издавался тиражом 10 тысяч экземпляров, а в редакционный совет входили всевозможные академики, в том числе, из Российской Академии наук. И главное - журнал всегда был абсолютно лоялен по отношению к местным властям, по-восточному политкорректен: пять лет назад, например, именно журнал "Мирас" опубликовал целую поэму о президенте РТ, где биография Минтимера Шаймиева была изложена в стихах, а Шаймиев назывался "титаном" и "великим татарином". И вот неожиданно - такой конфуз.

Как пишет газета "Вечерняя Казань", сам Сахапов был поражен новостью, поскольку узнал ее от корреспондента газеты. Таким образом, решение об исключении одного из своих "столпов" Союз писателей Татарстана принимал в отсутствие самого фигуранта и в довольно срочном порядке. В постановлении Союза писателей РТ написано, что Минахмет Сахапов исключен "За публикацию в 6 и 7 номерах 2009 года журнала "Мирас" исторической драмы "Барбаросс" инкыйразы" ("Гибель "Барбароссы" - ИА REGNUM Новости) - авторы Минахмет Сахапов и Эсфир Ягудин, - которая содержит клевету на героя-поэта Мусу Джалиля, на основании пунктов 3.6 и 3.7 устава Союза писателей РТ".

Член правления СП РТ (и одновременно - один из ярых поборников национальной культуры в татарстанском парламенте) Туфан Миннуллин заявил, что когда он прочел драму Сахапова и Ягудина, то был страшно возмущен: "Как они могли охаивать нашего героя Джалиля, наше святое? Я не хочу быть в компании клеветников". После этого депутат-драматург Миннуллин поставил вопрос ребром перед коллегами по цеху - либо в Союзе писателей остается он, либо Сахапов (соавтора Эсфира Ягудина решено было пощадить). В результате Минахмет Сахапов был исключен с разгромной формулировкой, которую в республике для продолжения карьеры на поприще национальной литературы можно считать "волчьим билетом".

Следует пояснить, что имя Мусы Джалиля (Мусы Залилова) - поэта, казненного в 1944 году в берлинской тюрьме Плетцензее за подпольную деятельность среди фашистских легионеров-мусульман, примерно с 1960-х годов стало гордостью татарского народа, символом доблести и беззаветной любви к Родине. В центре столицы Татарстана, на площади перед Казанским кремлем стоит памятник поэту, где он пытается разорвать колючую проволоку руками.

Тем не менее, историю героической гибели Джалиля неоднократно пытались поставить под сомнение. Первый раз дело на Мусу Джалиля по обвинению его в измене Родине было заведено в 1946 году, в 1947 году он был включен в список особо опасных преступников, разыскиваемых МГБ СССР. Однако впоследствии обстоятельства его смерти прояснились, и в 1956 году он был удостоен звания Героя Советского Союза посмертно. В 1957 году Муса Джалиль стал лауреатом Ленинской премии за цикл стихотворений "Моабитская тетрадь".

Кому и зачем понадобилось пересматривать историю национального символа, становится понятно из заявлений и активности татарских националистов, владевших умами еще в начале 1990-х, но подрастерявших популярность в конце десятилетия нынешнего. Фаузия Байрамова - член самопровозглашенного татарского правительства в изгнании и "бабушка татарского национализма" взялась переписать сюжет про Джалиля еще раз. В своей статье "К будущему надо готовиться!", опубликованной на одном из националистических сайтов, 58-летняя Байрамова в восторженных тонах рассказала о "выдающемся соотечественнике" Гарифе Султане - 85-летнем эмигранте-татарине из Мюнхена, якобы служившем вместе с Мусой Джалилем в мусульманском легионе "Идель-Урал", но совершенно неизвестном на Родине.

Как видно из текста, Гариф Султан (доктор юридических наук, "творческая личность и легендарный человек", а, кроме того - основатель татаро-башкирской редакции радио "Азатлык" - "Свобода") весьма заинтересован в том, чтобы его далекие соотечественники узнали, наконец, правду о поэте Залилове. В рассказе, который записала со слов Гарифа Султана Фаузия Байрамова, Муса Джалиль предстает в образе трусливого предателя, вступившего в антифашистский заговор лишь в конце войны исключительно из боязни возмездия со стороны приближающихся советских войск.

Для чего основателю татаро-башкирской редакции радио "Свобода" понадобилось столько лет спустя открывать глаза соотечественникам, понятно. Татаро-башкирская редакция, как и все прочие редакции "Свободы", финансируется Конгрессом США, испытывающим горячую любовь ко всем народам, рвущимся навстречу демократии из тоталитарного плена. А раскрыть глаза свободолюбивому татарскому народу на его прежние фальшивые идеалы и обозначить идеалы новые, достойные народа - одна из важных задач на перспективу.

Для чего Фаузия Байрамова лично взялась пересказывать эти "свидетельства", также можно предположить: во-первых, сказалось обаяние личности пожилого, но стойкого борца с тоталитаризмом (весьма состоятельного и влиятельного в определенных кругах), во-вторых, жить в Татарстане Байрамовой после скандалов, связанных с провозглашением национального татарского правительства, становится все тяжелее. Почти через 20 лет попустительства на "бабушку татарской революции" все-таки возбудили уголовное дело. Ей инкриминируется возбуждение национальной вражды и грозит реальный срок, после которого она совершенно заслуженно уедет на ПМЖ в какую-нибудь из цивилизованных стран, где заживет в качестве освобожденной "узницы совести" на полном пансионе.

Для чего это стало нужно Минахмету Сахапову, редактору журнала "Мирас" - большая загадка. Да и было ли ему это нужно? То есть действительно ли в тексте содержится клевета на Мусу Джалиля? Выводы Союза писателей РТ известны, но, кроме членов самого Союза, драму пока мало кто читал, да и написана она на татарском языке, что представляет некоторую сложность для широкой публичной оценки.

Однако в Татарстане, по-видимому, решили не рисковать и пресечь возможные подозрения в корне. Что, в принципе, снимает проблему, но оставляет известный осадок от способов, которыми это достигается. Как заявил писатель Ринат Мухамадиев (возглавлявший когда-то СП РТ, а ныне живущий в Москве), последний раз из татарского писательского союза исключали только классика татарской литературы Хасана Туфана. Случилось это в 1937 году, а клеветал он на великого вождя и учителя Иосифа Сталина.