Недавно произведенные нынешним главой белорусского государства кадровые перестановки должны были засвидетельствовать "белорусскому политическому классу", что ситуация в стране по-прежнему под контролем и расслабляться в преддверие местных и президентских выборов никому позволено не будет. Вместе с тем, возникает вполне логичный вопрос: что произошло такого, что потребовало замены 40 человек высшего и среднего звена исполнительной вертикали, что составляет около 3% кадрового резерва главы государства, который, если память не изменяет, составляет около 1500 человек?

Первое предположение заключается в том, что отставники просто плохо справляются со своими служебными обязанностями. Однако в эту логику не укладывается рокировка со сменой руководства Совета безопасности и Министерства обороны. Уважаемых людей поменяли местами, изменится ли при этом сумма слагаемых - покажет будущее, однако, очевидно, что для Леонида Мальцева и Юрия Жадобина это, скорее всего, последние большие кадровые перемены.

Второе, более правдоподобное предположение относительно того, чем вызван такой вал перестановок, связано с предстоящими выборами. Скорее всего, президент решил именно таким образом встряхнуть вертикаль, показав, что любой чиновник по-прежнему находится в зоне его прямой досягаемости.

Вместе с тем, обращает на себя внимание то, что практически нетронутым осталось правительство. Это говорит о том, что скамейка запасных на высшие государственные должности у белорусского президента не такая большая, как, возможно, хотелось бы. Иначе чем объяснить пересадку не замеченных доселе в компетентности и профессионализме одних и тех же чиновников из одного кресла в другое?

Возьмем для примера нынешнего руководителя министерства информации. Какая идеология развития предлагается новым назначенцем? Судя по проекту президентского указа о развитии сети Интернет, никакой идеологии развития нет. Есть только желание тотально контролировать и запрещать то, что контролю не поддается. Очевидно, что подобная интеллектуальная импотенция вызвана только одним: невозможностью создать конкурентоспособный информационно-аналитический продукт.

Спрашивается, если есть мозги и, что немаловажно, административный ресурс и государственные бабки, почему бы не создать информационного конкурента (а, возможно, и не одного) так нелюбимым властями оппозиционных интернет-ресурсов? Тем более, что примеры успешного идеологического и информационно-аналитического противостояния западным интернет-проектам в самой Беларуси есть: взять, к примеру, хорошо известный проект "Империя".

Создайте интересный информационный продукт, тогда ничего и запрещать не надо будет: люди сами сделают свой выбор. Как говорится, если все есть в наличии, то без вопросов. Однако, и бабки есть, и админресурс есть, а соответствующего информационно-аналитического продукта как не было, так и нет. Спрашивается, неужели и при новых веяниях в идеологической вертикали, власть так и не сможет создать ни одного успешного интернет-проекта, а ограничится исключительно запретами?

Посмотрим, конечно, что будет дальше, но рискнем предположить, что попытки полностью прикрыть независимые СМИ, а интернет-ресурсы, в том числе и прежде всего, будут продолжены.

Возвращаясь же к теме кадровых перестановок, то нельзя не отметить следующее. Раньше эксперты достаточно хорошо знали поименно весь состав правительства, включая замов и министров без портфеля. В настоящее же время круг узнаваемых лиц свелся до уровня премьера и его замов, плюс несколько ключевых министров и силовиков. Это говорит о серьезной деградации статуса члена правительства, как впрочем и любого представителя вертикали. В этих условиях столь массовые переназначения выглядят во многом имитацией государственной кадровой политики.