В Татарстане ведется борьба с коррупцией с помощью современных компьютерных технологий. Уже четыре года в республике работает программа "Электронное Правительство", что мешает чиновникам брать взятки.

Примерно таков смысл заявления вр.и.о. премьер-министра РТ Равиля Муратова, сделанного на конференции "Меры по предотвращению коррупции и противодействию легализации доходов, полученных в результате совершения преступлений коррупционной направленности. Мировая и российская практика". На мероприятие в Казань приехали первый замруководителя Росфинмониторинга Юрий Короткий и руководитель проекта "Моли-ру2" Совета Европы Саймон Годдард.

Конференцию открыл Юрий Короткий, который сообщил, что накануне в России была обнародована национальная антикоррупционная стратегия и утвержден план противодействия коррупции, который будет обновляться каждые два года. По поручению президента России сейчас готовится доклад о мерах по реализации Конвенции ООН против коррупции, куда должны войти предложения всех ведомств и всех субъектов РФ.

В ответ на это Равиль Муратов сказал, что в Татарстане уже несколько лет "ведется бескомпромиссная борьба с коррупцией", и в этом направлении есть определенные наработки. Например, реализация программы "Электронное Правительство" позволила населению республики получать многие услуги чиновников в электронном виде, а это "способствует предотвращению коррупционных проявлений". Кроме того, в Татарстане работает электронная площадка по размещению госзаказа - "это делает процесс закупок и продаж прозрачным" и расходы республиканского бюджета падают до 30%. Одновременно в Татарстане разрабатывается "оптимальная схема лекарственного обеспечения населения", которая позволит регулировать оптово-розничные надбавки на лекарства.

Несмотря на столь явные и серьезные успехи Татарстана на широком фронте борьбы с позорным явлением (которые пока не слишком видны без специальных методов исследования), руководитель проекта "Моли-ру2" Саймон Годдард все же посоветовал подумать над дополнительными антикоррупционными стратегиями. Поскольку 1 февраля 2007 года Россия официально вступила в "Группу государств против коррупции", и ей было рекомендовано 26 специальных антикоррупционных мер. Таким образом, национальный антикоррупционный план еще нуждается в доработке.

Поможет ли этому процессу проведенная в Казани конференция, покажет время, но, как было объявлено, "межведомственное сотрудничество отныне станет более тесным". По итогам конференции будут направлены предложения в главный антикоррупционный штаб - в аппарат президента России.

Пока же следует отметить, что несмотря на "бескомпромиссную борьбу", электронное правительство и виртуальные закупочные площадки, в Татарстане складывается парадоксальная ситуация. Не далее как в сентябре 2008 года республика была признана лидером по уровню "коррупционных проявлений" среди субъектов РФ. Об этом свидетельствовали данные Фонда "Общественное мнение", который проводил исследование по поручению президента РФ: 41% опрошенных жителей Татарии признались, что давали взятки чиновникам. По этому показателю республика обошла тогда Санкт-Петербург (34%) и Московскую область (37%), уступив всего один 1% лидеру - Москве.

Однако в марте этого года Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства РФ опубликовал итоги своего мониторинга, который касался уже не коррупционной, а антикоррупционной активности в регионах. И тут Татарстан также стал лидером, получив 48,8 балла из 50 возможных.

В этой связи можно констатировать, что Татарстан добивается успехов в любом деле, за которое ни возьмется. И не беда, что иногда эти процессы взаимоисключают друг друга. Ведь, как известно, главное - не победа, а участие.