С "национальной" точки зрения переназначение Таймураза Мамсурова на пост главы Республики Северная Осетия - Алания прогнозировалось. Такое мнение ИА REGNUM Новости 22 апреля выразил руководитель региональных программ Фонда развития информационной политики Александр Кынев, комментируя представленную президентом РФ Дмитрием Медведевым в североосетинский парламент кандидатуру действующего главы республики Мамсурова для наделения его полномочиями на новый срок.

Напомним, что в качестве кандидатов на должность главы республики "Единая Россия" также предлагала заместителя командующего Черноморским флотом, уроженца североосетинского Алагира Сергея Меняйло и ректора Северо-Осетинского государственного университета Олега Хацаева.

"Стратегия назначения глав регионов в национальных республиках Северного Кавказа предельно осторожная. Именно с этническими регионами, с существующими в этих регионах национальными элитами федеральный центр максимально деликатно выстраивал отношения. Если технология назначения "варягов", технология радикального обновления в основном применялась к регионам условно говоря русским, как правило областям или краям ресурсно привлекательным, то ни одного назначения "варягов" в национальный регион не было. С ними всегда были особые отношения и там всегда были другие механизмы. Посмотрите любой регион Северного Кавказа - нет ни одного исключения. В этом смысле назначение Мамсурова прогнозировалось. Оно вполне укладывается в ту политику в отношении национальных регионов Северного Кавказа. Я бы сюда добавил регионы Поволжья, в этом смысле политика и там, и там совпадает", - сказал Кынев.

"Если замена происходит, - отметил эксперт, - то в рамках, как правило, той же элиты и по согласованию с элитными группами. Посмотрите на тот же Дагестан - кто такой Магомедсалам Магомедов - он сын Магомедали Магомедова и т.д.".

"Более радикальный вариант - Ингушетия, но все равно Юнус-Бек Евкуров - ингуш, потом он служил в армии и перемещался, но он все равно - ингуш", - добавил Кынев.

"Мамсуров глава региона всего один срок - это будет только второй его срок. У нас пока прецедента, чтобы человек не назначался на второй срок, по большому счету не было. Это касалось только крайне скандальных случаев, когда настолько должно быть сильное неприятие главы в регионе или должны быть какие-то конфликты с какими-то группами федеральными, чтобы на второй срок человека не назначили. Допустим, Мустафа Бадтыев не был назначен на второй срок, но мы знаем, что творилось в Карачаево-Черкесии - захватывалось здание парламента и т.д.", - сказал Кынев.

"В Северной Осетии наоборот - ситуация в последние годы достаточно стабильная, - отметил эксперт. - В регионе было и в каком-то виде сегодня присутствует противоборство между группой Мамсурова и группой депутата Государственной думы РФ Арсена Фадзаева. Они конкурировали в частности на выборах городского собрания Владикавказа в 2007 году, хотя формально оба члены "Единой России". Потом была патовая ситуация во Владикавказе, когда горсовет был поделен на две части, кончилось это роспуском городского собрания. С этим совпали и трагические события, когда был убит мэр Владикавказа Виталий Караев, был убит вице-премьер Казбек Пагиев, который до этого был мэром, то есть подряд убили двух мэров, действующего и предыдущего. Это был конец 2008 года. После этого были досрочные выборы в городское собрание Владикавказа, на которых была отменена мажоритарная система, заменена на полностью пропорциональную за счет контроля фактически над всеми отделениями политических партий в регионе, то есть по сути дела группа Фадзаева от этих выборов была отстранена. В результате сегодня городское собрание Владикавказа контролируется группой Мамсурова. Можно сказать, что в этой борьбе группа Мамсурова одержала победу в регионе".

"На сегодняшний день Мамсуров региональную власть контролирует, поддержка муниципалитетов тоже достаточно велика. Поэтому с точки зрения управляемости, а это для национальных регионов ключевой вопрос, больших проблем в Северной Осетии нет. Проблемы, которые есть в Северной Осетии, характерны для всего Северного Кавказа, они касаются не персоналий глав, а касаются вопросов экономического развития территории, вопросов обновления элит - это вопросы федеральной политики на Кавказе в целом, Северная Осетия здесь звено цепочки", - подчеркнул эксперт.

Еще один фактор, который сработал на сохранение Мамсурова, как считает Кынев, - это фактор Южной Осетии. "Очевидно, что в таких условиях, когда все программы в Южной Осетии даже с точки зрения логистики завязаны на Северную, нет никакого смысла заниматься перестройками в Северной Осетии", - заключил эксперт.