Украино-российские отношения находятся в новой фазе своего развития. Участились встречи на высшем уровне, подписаны харьковские соглашения, Украину с пастырскими визитами посещает патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Русскоязычные украинцы должны были бы радоваться: лидер партии, которая позиционирует себя, как основной защитник прав русскоязычных граждан стал президентом Украины.

Несмотря на всю послеющенковскую эйфорию, эту фазу нельзя назвать однозначно хорошей. Если коммерческий интерес двух стран находится в стадии взаимного удовлетворения, то вопросы, связанные с гуманитарной сферой, разочаровывают русскоязычных украинцев, которые голосовали на последних президентских выборах за Виктора Януковича.

Именно вопрос о том, насколько новая украинская власть обеспечивает языковые и религиозные права русскоязычного населения Украины, стал основной темой круглого стола "Работа организаций русских соотечественников на Украине по защите позиций русского языка и единства Православия в новых политических реалиях". Круглый стол организован Украинский филиал Института Стран СНГ 27 июля в Киеве и был приурочен к пастырскому визиту патриарха Кирилла в Украину. В работе круглого стола приняли участие профессиональные соотечественники, которые в соответствии с новым законом РФ подтвердили свою самоидентификацию уполномоченным МИДом чиновникам.

В работе круглого стола приняли участие Андрей Воробьев, новый советник-посланник Посольства РФ в Украине, депутаты Госдумы РФ Константин Затулин и Сергей Марков, представители организаций соотечественников, депутаты Верховной Рады, Верховного Совета Крыма и местных советов, чиновники, представители и эксперты РПЦ.

Как заметил организатор круглого стола Владимир Корнилов, здесь собрались близкие по духу люди, которым не нужно доказывать, что русский язык притесняется на Украине, что ситуация с обеспечением прав русскоязычного населения Украины не улучшается, а в некоторых случаях даже становится хуже.

Оппоненты на этот круглый стол не приглашались. Круглый стол должен был ответить на извечный вопрос "кто виноват", что организации русских соотечественников не имеют никакого политического влияния, что власть никоим образом не обращает внимание на их усилия быть услышанными, и "что делать", т.е.каким образом Россия может помогать работе этих организаций в отстаивании прав русскоязычного населения Украины.

Несмотря на победу на президентских выборах Виктора Януковича, основным лозунгом которого было обеспечение двуязычия в Украине, участники из различных регионов Украины приводили примеры резкого изменения курса нового президента и ухудшения ситуации с обеспечением прав русскоязычного населения и верующих РПЦ.

Депутат Харьковского областного совета Владимир Алексеев сообщил, что Кабмин в лице министра юстиции Лавриновича (в свое время был активистом националистического движения РУХ) информировал облсовет о том, что иск, направленный еще Юлией Тимошенко с целью отмены решения Харьковского областного совета о придании русскому языку статуса регионального, будет и далее поддерживаться правительством. Аналогичное решение по русскому языку Верховного совета Крыма суд уже отменил.

Многочисленные выступающие говорили об изменении отношения самого Виктора Януковича к русскому языку. Настойчивое требование к чиновникам и своим сопартийцам разговаривать с ним только по-украински, передача известной своими националистическими выступлениями Анне Герман управления гуманитарной сферой, - все это приводит к тому, что чиновники на местах также начинают агрессивную украинизацию нового чиновничьего аппарата. Например, министр экономики Василий Цушко (выходец из Одесской области) также требует от своих подчиненных разговаривать только по-украински.

Никоим образом не решается вопрос с полным отсутствием русскоязычных детских садов.

С учетом разработанного Дмитрием Табачником, министром образования и науки Украины, и принятого регионалами нового закона, вводящего обязательное дошкольное обучение в детском саду, факт отсутствия русскоязычных детских садов приводит к полной дискриминации русскоязычного населения.

И таких примеров множество. Не решен вопрос с обязательным дублированием фильмов на украинский язык, статус русского языка еще более принижается.

Политолог Михаил Погребинский, директор Центра политических исследований и конфликтологии, представил результаты исследований "Состояние и перспективы русского языка на Украине: социологический и законодательный аспекты". Несмотря на то, что русскоязычное население составляет 48%, а украиноязычное - 45%, количество школ с украинским языком обучения составляет 82%, а русскоязычных только 18%.

Представитель Фонда стратегической культуры на Украине Виктор Пироженко констатировал, что власть понимает только экономические аргументы. У донецкой власти комплекс неполноценности по отношению к галичанской идеологии. Они стыдливо перестают разговаривать по-русски и начинают разговаривать на чудовищном суржике. Именно отсутствие чётко артикулированной русскоязычной идеи является основной причиной стыда за свою русскоязычность среди чиновников-регионалов. Придя к власти, они сразу забыли, что Украина не может существовать как одноязычное государство.

Несмотря на жалобы профессиональных соотечественников, московские гости Константин Затулин и Сергей Марков всячески уговаривали не ссориться с партией власти и налаживать с ней активное взаимодействие. Константин Затулин призвал не отказываться от сотрудничества с Партией регионов: она в раздумье, и не стоит ругаться с ней, т.к. другой политсилы все-равно нет. Как отметил Константин Затулин, "Русский блок" набрал на выборах около 0,7%, и это очень характерная цифра, показывающая неэффективность деятельности организаций соотечественников.

Однако, как заметил Константин Шуров, председатель "Русской общины Украины" формат поддержки со стороны РФ оставляет желать лучшего. Сейчас уже американцы начали поддерживать организации русских соотечественников. Например, Фонд Сороса на Украине в 2009 году выделил 6 миллионов долларов и открыто информирует: сколько денег, на какую деятельность и какая организация получила. РФ, в том числе и через Посольство РФ на Украине, в прошлом году потратила в стране 10 миллионов долларов на поддержку организаций, и совершенно непонятно: кто, сколько и на что получил эти деньги. На этот вопрос представитель посольства РФ и депутаты Госдумы РФ скромно промолчали.

Участники круглого стола констатировали, что новая власть не выполняет своих обещаний не только по отношению к русскому языку. Много вопросов и по отношению власти к каноническому православию. Пресс-секретарь УПЦ МП Василий Анисимов сообщил, что Православная Церковь обезоружена изменением ситуации и вся православная иерархия находится в недоумении: "Как себя вести в подобных условиях, когда власть проявляет свою приверженность Церкви. Мы привыкли отбиваться от власти и уходить от требований, которые она предъявляла. Но пока реальных дел в направлении сотрудничества с УПЦ МП никаких нет. Не сделано никаких шагов, например, с возвращением церковной собственности. С одной стороны, все чиновники стоят на службах, все губернаторы ходят к архиереям - берут благословения, но никто ничего не делает. С другой стороны, никакой активности в возвращении насильственно отобранных православных храмов сектой Филарета (Денисенко)".

Геннадий Басов, председатель партии "Русский блок" в Крыму сообщил, что осуществляется наступление на позиции православных верующих в Крыму. Уже готово решение о передаче земли в Севастополе секте Филарета под строительство мужского монастыря.

Как отметили участники обсуждения, заместитель главы администрации президента Анна Герман дала указание МИД Украины вновь готовить приезд в Украину патриарха Константинопольского Варфоломея для обсуждения вопроса о создании автокефальной украинской церкви.

Владимир Корнилов представил результаты еще одного социологического исследования "Православие на Украине в контексте визита святейшего патриарха Кирилла". Согласно исследованию, 18% украинских верующих назвали своим патриархом Кирилла, 9% митрополита Владимира, 9% - раскольника Филарета. Таким образом приверженцами УПЦ МП признают себя 27% верующих. 3% верующих филаретовской секты считают своим главой патриарха Кирилла, 20% из них считают своим главой митрополита Владимира. Все эти результаты показывают, что разговоры о том, что филаретовская секта сильна, преувеличены. Только при административной поддержке националистических властей Филарет мог безнаказанно отбирать храмы, бить православных верующих и священников.

Жалобы, жалобы, жалобы. Ростислав Ищенко, президент Центра системного анализа и прогнозирования отметил, что российским соотечественникам нужно брать пример с националистов. Например, когда Василий Вовкун, министр культуры и туризма в правительстве Тимошенко, назвал русский язык "собачьей мовой", никто из правозащитных организаций, в том числе и присутствующих на круглом столе, даже пикета не выставил, не говоря уже о других акциях протеста. Если бы аналогичное оскорбление нанесено было националистам, то тут бы началась бы такая волна протестов, не заметить которую было бы невозможно. Для примера можно вспомнить волну протестов против назначения Дмитрия Табачника министром образования и науки Украины. Сколько демонстраций, интернетовских акций, студенческих выступлений было осуществлено за короткий период.

Многие участники говорили, что новую власть националисты призывают идти на компромиссы ради "сшивания Украины". Но почему эти компромиссы связаны с отказом от соблюдения прав русскоязычного населения? Константин Затулин отметил, что компромисс должен быть не в том, чтобы запретить русский язык. Это не восток требует запрета украинского языка, а запад требует запрета русского языка. Он еще раз призвал терпеливо работать с нынешней властью и укреплять свои силы, консолидировать и выходить на уровень таких требований к власти, которые она не может не услышать.

В резолюции по языковому вопросу, подготовленной организаторами круглого стола, участники в очередной раз констатировали разочарование организаций соотечественников политикой президента Украины и Партии регионов. В кулуарах кто-то из участников заметил, что, судя по происходящему на круглом столе, всем выгодно не решение, а усиление проблемы, т.к. это позволяет получать деньги на "защиту прав", разнообразные исследования и вообще хорошо себя чувствовать в роли "профессионального соотечественника", живущего с "решения" проблем русского языка.

В общем, как всегда в новейшей истории Украины: спасение русскоязычного населения - дело рук самого русскоязычного населения и надеяться на помощь извне не приходится.