Причины усиления радикал-исламистов в республике и меры, которые необходимо предпринять для возвращения к традиционному "татарскому исламу", стали предметом обсуждения на научно-практическом семинаре "Салафизм в Татарстане: распространение, конфликтный потенциал, меры противодействия", проведенном под эгидой Национального антитеррористического комитета РФ и Совета безопасности РТ.

Несмотря на явную актуальность мероприятия для республики, которая только что испытала общественный шок от первой масштабной боевой операции по ликвидации группы боевиков-исламистов, проведение семинара вызвало непонимание и раздражение чиновников из аппарата президента РТ. Как сообщили ИА REGNUM Новости инициаторы - сотрудники Центра евразийских международных исследований Казанского федерального университета (ЦЕМИ КФУ) Яна Амелина и Раис Сулейманов, помешать проведению семинара попытался начальник Управления внутренней политики президента РТ Александр Терентьев. По словам организаторов, именно по распоряжению Терентьева им за день до начала было отказано в проведении семинара на базе КФУ, поэтому пришлось срочно искать запасную площадку.

Явное недоумение вызвала такая реакция татарстанских чиновников и у полковника ФСБ Вячеслава Попова, приехавшего из Москвы и представлявшего Институт переподготовки и повышения квалификации преподавателей гуманитарных и социальных наук МГУ имени М.В. Ломоносова (ИППК МГУ), в котором занимаются организацией подобных семинаров. Как заявил ИА REGNUM Новости Вячеслав Попов, работать с теми, кто неравнодушен к социально-политическим процессам в республике, должно быть естественным желанием со стороны властей, поскольку это поможет находить конструктивные пути и решения возникших проблем (на что, собственно, и было направлено проводимое мероприятие). При этом Попов выразил удивление отсутствию на семинаре хотя бы одного представителя аппарата президента РТ, с сотрудниками которого имел предварительную беседу. Хотя, как пояснил он, "любую информацию можно до них довести, а если на нынешний момент что-то и мешает работать, понимать друг друга, то в дальнейшем эти способы будут найдены".

Тем не менее, можно констатировать, что пока этого понимания организаторам добиться не удалось: из 14 приглашенных докладчиков, давших за месяц до начала семинара свое согласие участвовать, в итоге прибыли только пять человек. Среди неявившихся оказались заместители муфтия Татарстана Ильдус Фаизов и Валиулла Якупов, начальник управления по делам религий при правительстве РТ Ренат Валиуллин, ректор Российского исламского университета (РИУ) Рафик Мухаметшин, председатель Совета улемов ДУМ РТ и проректор РИУ Рустам Батров и некоторые другие персоны, чьи мнения были бы весьма интересны для обсуждения проблемы.

Зато в зал, который организаторы нашли буквально в последний момент, набились представители татарской национально ориентированной молодежи и те, кого в интернет-сообществах принято называть флудерами и троллями - завсегдатаи националистических и исламистских форумов. Их шумная реакция мешала выступавшим, однако организаторам все же удалось провести обсуждение в цивилизованном ключе. Из всех докладов, вызвавших, пожалуй, наибольший интерес всех присутствующих, вне зависимости от их функций на семинаре и политических взглядов, стал доклад казанского теолога Фарида Салмана, который в не столь далеком прошлом занимал должность муфтия Татарстана (в составе ЦДУМ России), а теперь возглавляет республиканскую общественную организации Центра исследования Корана и Сунны. Экс-муфтий, хорошо знающий жизнь мусульманского сообщества "изнутри" (в начале 2000 годов он был удален из Татарстана как соратник муфтия Талгата Таджуддина), высказал ряд собственных, но по существу программных тезисов, которые наверняка вызовут бурную реакцию как в мусульманском сообществе, так и в тех ведомствах, которые по роду деятельности должны отслеживать проявления радикализма и экстремизма в мусульманской среде.

Как сообщил Фарид Салман, вначале он хотел назвать свой доклад на семинаре "Структура салафитского подполья в Татарстане", однако сегодня должен заявить, что "салафитского подполья в Татарстане нет, поскольку оно интегрировано с официальной духовной властью". По словам теолога, ДУМ РТ практически полностью стало салафитским, - "отрицать это можно, но бессмысленно".

Как следует из доклада, ваххабизм начал распространяться в Татарстане в начале 1990-х годов, когда в республику, как и в другие регионы России устремились вербовщики из-за рубежа, в первую очередь - из Саудовской Аравии, которые тогда просто присматривались к местным мусульманам. Республика в этом плане прошла классическую схему внедрения ваххабизма в общество. И если двадцать лет назад начался первый этап ваххабизации, то сейчас, по мнению Фарида Салмана, наступил последний, характеризующийся глубоким проникновением ваххабитов во все сферы общественной жизни, экономику, управление и главное - в руководство мусульманским сообществом республики.

В этой связи Фарид Салман заявил, что "муфтий Татарстана Гусман Исхаков и его окружение, которое состоит из ближайших родственников - последовательные ваххабиты и скрывать это невозможно, да и ни к чему". В целом же социальный портрет явления в Татарстане значительно отличается от процессов формирования радикальных исламистских сообществ на Северном Кавказе, в частности, в Дагестане и Ингушетии. Сегодняшние салафиты в Татарстане - это люди молодые и явно не бедствующие, наоборот, "это дети очень обеспеченных родителей". Чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть, кто приезжает на пятничные намазы в казанскую мечеть "Эниляр" (расположена напротив здания РИУ - прим. ИА REGNUM Новости), в которой, по данным Фарида Салмана, "собираются салафиты" - это молодежь на дорогих иномарках.

"Думать, что татарстанские салафиты - это такие мусульманские люмпены, деревенские парни, доведенные до отчаяния безденежьем и нуждой, - совершенно неверно, - говорится в докладе. - Хотя есть среди них и такие, которых они используют в качестве "пушечного мяса". Это, кстати, показала история в Нурлатском районе". Однако сливки салафитского общества в Татарстане - это молодежь из зажиточных семей. В большинстве случаев отцы работают где-то во властных структурах: "И естественно, он своих детей будет прикрывать всеми возможными способами".

При этом следует признать, что значительная часть верующей мусульманской молодежи в Татарстане симпатизирует салафитам, у которых, как и у ваххабитов есть серьезная поддержка за рубежом. Саудовские шейхи финансируют различные российские проекты, связанные с "возрождением ислама". Правда, в последнее время они вынуждены сворачивать свою деятельность в Чечне, однако, по мнению Фарида Салмана, это заслуга силовых ведомств. Теперь свое влияние исламисты оказывают на Дагестан, Ингушетию и уже "поползли вверх" - к Башкирии и Татарстану.

Пока в Татарстане большинство традиционных мусульман воспринимают салафитов как часть уммы - ведь они тоже молятся, регулярно ходят в мечеть. При этом их не торопятся осуждать, потому что татары-мусульмане вообще очень толерантны. Понимание проблемы есть только в академических и теологических кругах. На этом фоне салафиты продолжают активно вербовать новых сторонников, быстро превращая их в религиозных фанатиков. Меры же, предпринимаемые властями по борьбе с салафитско-ваххабитской опасностью в Татарстане неэффективны (что, собственно, видно на примере нурлатских событий - прим. ИА REGNUM Новости).

Следующий этап ваххабизма по Фариду Салману - создание в республике джамаатов или структур, которые в Татарстане могут быть ассоциированы с сепаратистским и националистическим течениями. Хотя докладчик тут же подчеркнул, что татарские национал-радикалы "напрасно тешат себя надеждой, будто ваххабиты помогут им в создании независимого татарского государства", поскольку ваххабиты не признают наций, а их цель - мировой джихад.

Дальнейший прогноз по Татарстану выглядит довольно устрашающе: начнется "отстрел сотрудников МВД (они носят форму, поэтому заметны) и имамов, которые не разделяют взглядов ваххабитов". В остальном же, по данным Фарида Салмана, ведется планомерная работа по настройке республиканской уммы против российских властей: "Это задача салафизма. Чтобы мусульмане России выступили против России".

Вынося за рамки заявления Фарида Салмана о муфтии Татарстана (которые являются личным мнением теолога и могут быть отголоском его давней неприязни к Гусману Исхакову), следует признать бесспорность последнего тезиса о задаче и целях исламистов, которые, как видно на примере недавних событий в Нурлатском районе, начинают осуществляться. 25 ноября в боевых действиях против 500 сотрудников МВД и спецслужб, БТР-ов и даже вертолета участвовали три молодых человека, "придерживавшихся мусульманского исповедания", среди которых было двое татар и один кряшен, выбравший вместо традиционного для своего народа православия радикальный ислам. И ни один из этих несчастных не захотел сдаваться в плен.

Благодаря каким механизмам и ресурсам удалось воспитать из обычных чистопольских парней религиозных фанатиков, снабдить деньгами, вооружить их до зубов и обучить ведению боевых действий, сказать сложно. Ясно одно: подобный случай - не артефакт и не случайность, в Татарстане есть условия для подготовки исламистов-боевиков. Но винить в этом только силовые ведомства неправильно - они выступают в роли ликвидаторов последствий той идеологической или, если угодно, духовной войны, которую официальные религиозные лидеры в Татарстане на сегодня проиграли.

Политическое же руководство республики не желает признавать этот факт, поскольку "отдельные негативные проявления" могут существенно испортить "позитивный имидж" Татарстана накануне реализации масштабных федеральных проектов типа той же Универсиады-2013. Вероятно, этим объясняется и попытка помешать проведению семинара "Салафизм в Татарстане", о чем говорилось в начале данного сообщения.

Кстати, на обеспечение безопасности в период проведения международного спортивного форума руководство республики, в соответствии с расчетами силовиков, еще год назад запросило у федерального центра астрономическую сумму - 13 млрд рублей. Не продешевить бы.