Общественное движение "Архнадзор" распространило заявление с протестом против принятия новой редакции ст. 23 Федерального закона от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации", согласно которой правительство лишается полномочий по снятию памятников с охраны; право принимать соответствующее решение предлагается передать федеральному органу, уполномоченному в сфере охраны культурного наследия.

Данная поправка первоначально была внесена в Госдуму депутатом от фракции ЛДПР Денисом Давитиашвили, и, по информации ИА REGNUM, являлась единственной законодательной инициативой этого парламентария за все годы его членства в Государственной думе. Рабочая группа в составе специалистов в области охраны памятников и представителей профильных ведомств, рассматривавшая поправки к закону "Об объектах культурного наследия", поступившие в комитет по культуре Госдумы, рекомендовала ее отклонить, однако неожиданно для всех комитет принял решение рекомендовать данную поправку к принятию вместе с так называемыми "поправками Плескачевского".

Это вызвало публичный протест участников рабочей группы. В Москве, Казани, Перми, Ярославле прошли мероприятия в защиту закона. Градозащитной общественностью был организован массовый сбор подписей под обращением к президенту с просьбой наложить вето на законопроект, если он будет принят с поправками Плескачевского и Давитиашвили. С аналогичной просьбой к Дмитрию Медведеву обратилась группа крупнейших европейских специалистов. В конце минувшего года стало известно о том, что Виктор Плескачевский изменил редакцию своих поправок, убрав из них положения, вызывавшие протест профессиональной общественности, а Денис Давитиашвили отозвал свою поправку по решению фракции ЛДПР. Однако поправка Давитиашвили была авторизована лично председателем Комитета по культуре Григорием Ивлиевым. В таком виде новая редакция статьи 23 выносится на второе чтение законопроекта о внесении изменений в закон "Об объектах культурного наследия" наряду с множеством других поправок.

Примечательно, что федеральные ведомства - Росохранкультура, ныне являющаяся уполномоченным органом в сфере охраны культурного наследия, и Министерство культуры не заявляли о желании получить полномочия по лишению памятников охранного статуса. Второе чтение законопроекта назначено на 26 января.

В заявлении общественного движения "Архнадзор" подчеркивается, что поправка Давитиашвили/Ивлиева является крайне опасной для культурного наследия страны, а также указывается на ее высокую коррупциогенность.

"Принятие любого акта правительства РФ сопровождается достаточно сложным процессом согласования, который сам по себе является фильтром и защитой от возможных ошибок и лоббирования. Между тем, на уровне федерального органа охраны объектов культурного наследия порядок принятия таких решений никак не прописан, не обеспечен подзаконными актами. Это заставляет опасаться того, что снятие памятников с охраны будет осуществляться простым приказом руководителя ведомства. Таким образом открывается возможность для превращения федерального органа в ничем не защищенную площадку для лоббирования и коррупции, - говорится в заявлении. - Предварительно выявлен значительный коррупционный потенциал данной поправки. Изменение действующего порядка снятия с охраны влечет за собой значительное упрощение процедуры, что спровоцирует массовые обращения о снятии с охраны объектов культурного наследия, а также может послужить искушением для искусственного создания ситуаций утраты историко-культурной ценности объектов (поджоги и якобы случайные аварии и разрушения памятников). Поскольку наличие охранного статуса объекта является существенным обременением при его приватизации, можно предполагать, что коммерческие структуры, заинтересованные в приватизации объектов недвижимости, будут стремиться снять с них статус памятников, чтобы избавиться от обременения. Интенсивность их усилий в этом направлении будет пропорциональна ожидаемой коммерческой выгоде. Все это повлечет за собой массированную утрату Россией недвижимого культурного наследия".

Градозащитники отмечают, что изначально заложенная законодателем система, согласно которой постановка объектов культурного наследия на охрану (включение в реестр) осуществляется нижестоящими органами власти, а снятие с охраны - исключительно Правительством РФ, отражает высокий уровень ответственности государства за сохранение национального культурного наследия, и что для Правительства РФ эта функция не является обременительной. По информации "Архнадзора", за последние два года решение об исключении объекта культурного наследия из реестра принималось Правительством лишь однажды (в отношении мемориальной квартиры художника Николая Куприянова в Москве, находившейся в доме, который к тому моменту был полностью снесен).

Общественное движение "Архнадзор" также обращает внимание на то, что в условиях, когда вопрос о дальнейшем существовании Росохранкультуры не решен, отсутствует ясность в понимании того, кому передаются полномочия, изымаемые у правительства РФ.

Учитывая вышеизложенное, общественное движение "Архнадзор" обращается к Государственной думе с призывом отложить второе чтение законопроекта о внесении изменений в закон "Об объектах культурного наследия", а комитет по культуре Госдумы - вернуться к рассмотрению целесообразности принятия поправки Давитиашвили/Ивлиева, и призывает депутатов Госдумы в случае вынесения данного законопроекта на второе чтение в нынешнем его виде, потребовать отдельного голосования по данной поправке и проголосовать против ее принятия. В настоящее время "Архнадзором" организовано одиночное пикетирование здания Госдумы под лозугом "Оставьте полномочия премьеру!".