На фоне острого валютного кризиса в Белоруссии как-то на второй план отошли проблемы политического характера. Население, озабоченное главным на сегодня вопросом - как бы сохранить нажитое за годы "стабильности", перебегая от одного обменника валют к другому и шарахаясь от цен в магазинах, практически полностью абстрагировалось от происходящих событий в белорусской политике. По мнению многих, все, что происходит в настоящее время не в сфере экономики, никак не влияет на нынешнее состояние страны. Однако следует отметить, что именно сегодня будущее Белоруссии зависит от симбиоза принимаемых политических и экономических решений.

Белоруссия - Запад. В отношении Запада белорусская сторона заняла весьма специфическую позицию, схожую с позицией Л.Д. Троцкого и советского правительства во время сепаратных переговоров с Германией во время Первой мировой войны: "ни мира, ни войны, а армию распустить". Руководство республики всеми силами стремится получить различного рода экономические преференции и кредиты со стороны Евросоюза и США, но принимать западные правила игры не собирается. Вопрос о демократизации страны Минском не поднимается, а процессы над политическими оппонентами президента идут вне зависимости от реакции Брюсселя, Вашингтона, да и, пожалуй, Москвы.

Напомним, что в середине мая кандидат в президенты на выборах 2010 года Андрей Санников был приговорен к пяти годам лишения свободы с отбыванием наказания в колонии усиленного режима, так как именно он, по мнению следствия, организовал массовые беспорядки, возглавил их, заранее спланировал и подготовил провокации. Подобный приговор не стал для политологов какой-то неожиданностью, так как Санников и Николай Статкевич (сомневаться в том, что и он получит приличный срок с отбыванием наказания в колонии, не приходится) являются, по сути, личными врагами Александра Лукашенко. Так, Санников был в 1995-1996 годах заместителем министра иностранных дел Белоруссии, а затем, уйдя в отставку, фактически "предал" президента, когда вошел в лагерь оппозиции. Статкевич же, который, кажется, всегда ненавидел Лукашенко, после того, как был осужден в 2005 году на 3 года ограничения свободы за организацию 18-19 октября 2004 года в Минске уличной акции против официальных итогов парламентских выборов и референдума, был практически сразу амнистирован (право амнистии имеет президент Белоруссии). Однако даже после этого он не бросил оппозиционную деятельность, продолжив публично оскорблять главу государства, требуя его отставки.

Естественной реакцией Лукашенко на действия обоих оппозиционеров стала личная неприязнь к обоим, которую не в силах перебороть никакие экономические проблемы и валютный кризис в стране. Поэтому ожидать милости со стороны президента в отношении, как минимум, двух бывших кандидатов в ближайшее время не приходится. К тому же белорусскому лидеру сегодня необходимо сохранить свой статус непоколебимого политика, который на переговоры с "террористами" из ЕС никогда не пойдет.

С другой стороны, экономические проблемы подталкивают Минск к поиску точек соприкосновения с Западом, так как финансовая поддержка МВФ Белоруссии сегодня крайне необходима. Несмотря на то, что Международный валютный фонд и позиционирует себя как неполитическая организация, его руководство не может пойти на близкое сотрудничество со страной, политические отношения с которой прервали практически все западные страны мира. К тому же, в сложившейся ситуации остается до конца не ясной позиция Москвы, от которой сегодня зависит, пожалуй, куда больше, чем от самого Минска.

В сложившейся ситуации руководство Белоруссии, по-видимому, решило не форсировать события, сделав упор на урегулирование своих внутриполитических проблем. Свидетельством тому является отношение властей к остальным политическим оппонентам президента, участвовавшим в событиях 19 декабря 2010 года. Уже сегодня ясно, что практически все более-менее видные оппозиционеры (кроме Санникова и Статкевича), вследствие обозначенных им возможных приговоров, останутся на свободе, но будут на длительное время выбиты из политической жизни страны. Так, государственный обвинитель Андрей Кожевников попросил суд Фрунзенского района г. Минска приговорить экс-кандидата в президенты Владимира Некляева к 3 годам лишения свободы с отсрочкой на 2 года, еще одного бывшего кандидата Виталия Рымашевского - на 2 года условно с испытательным сроком в 2 года, руководителя штаба Некляева Андрея Дмитриева - к 3 годам лишения свободы условно с испытательным сроком в 2 года, а его доверенных лиц Александра Федуту и Сергея Возняка - к 2 годам условно также с испытательным сроком в 2 года. Таким образом, ни один из них не сможет законно участвовать в выборах в Палату представителей Национального собрания 2012 года, оставшись при этом на свободе.

На наш взгляд, официальный Минск прекрасно понимает, что подобные половинчатые меры не удовлетворят Запад, который и дальше будет требовать полной амнистии для всех участников декабрьских событий. В связи с этим, вопрос дальнейшего торга Белоруссии и ЕС с повестки дня не только не снимается, но и входит в новую стадию, когда каждая из сторон будет стремиться выйти из конфликта с минимальными потерями для своего имиджа. Минск может в скором будущем амнистировать большинство оппозиционеров в обмен на продолжение переговорного процесса, а Брюссель - умерить свои аппетиты в деле демократизации Белоруссии по западному образцу. Только в этом случае белорусской стороне можно рассчитывать на финансовую поддержку со стороны западноевропейских инвесторов и крупных кредитных организаций.

Белоруссия - Россия. Цена вопроса белорусско-российского сотрудничества сегодня - возможность дальнейшего существования республики. При этом проблемы внутриполитического развития Белоруссии Москву практически не интересуют, так как в Кремле считают белорусскую ситуацию полностью контролируемой. Так, реакция на приговор Санникову со стороны России была более чем мягкой и довольно неопределенной. Официальный представитель МИД РФ Александр Лукашевич заявил лишь о том, что Россия призывает Белоруссию более ответственно относиться к соблюдению прав человека, так как "жесткие" приговоры участникам протестных выступлений 19 декабря вызывают вопросы. Таким образом, Кремль практически полностью отстранился от политических баталий в Белоруссии, предпочитая играть в отношении западной соседки по-крупному.

Сегодня если Белоруссия и представляет интерес для России, то не как вероятный субъект Федерации, а лишь как потенциальный продавец "фамильного серебра", так как какая-либо целесообразность объединения двух стран на сегодняшний день практически отсутствует. Кремлю нет необходимости вешать себе на шею республику с постоянно растущим государственным долгом, отдавать который Минск, по-видимому, сам будет не в состоянии. Напомним, что только за март 2011 года госдолг вырос на 1,2% и составил 32479,1 млрд. белорусских рублей или около 10,67 млрд. долларов по курсу Нацбанка страны, который, как известно абсолютно не отвечает реальности и отличается от рыночного в 2-3 раза.

Вопрос о политической карьере нынешнего белорусского лидера так же практически решен: загнанный в угол президент Белоруссии будет вынужден пойти практически на все требования Москвы, чтобы не допустить резкого всплеска социальной напряженности в стране, которая поставит под угрозу его политическую власть. Подтверждением является недавнее заявление Лукашенко о нахождении компромисса с российской стороной о выделении стабилизационного кредита. Правда, в Минске и Москве на подобное соглашение смотрят по-разному. Белорусская сторона преподносит это как свою победу: "Я только что говорил с президентом России Дмитрием Анатольевичем Медведевым. Он позвонил мне. У нас идут переговоры с Российской Федерацией о предоставлении стабилизационного кредита на поддержание курса белорусского рубля. По всем переговорам они готовы к тому, чтобы срочно, если это нужно, и не срочно, если это нам не нужно, отреагировать на это. И это примерно $3,1 млрд, если мы, конечно, будем подписывать с ними соответствующее соглашение". Вот так, это не мы просим, а Россия нам предлагает спасение.

В Москве же ситуация выглядит по-иному. Министр финансов РФ Алексей Кудрин, который, как известно, является неким "глашатаем" Кремля, весьма осторожно отнесся к подобному заявлению. По его словам, в условиях кредита (который будет выделен из антикризисного фонда ЕврАзЭС) прописана сумма, которую Белоруссия должна привлечь в виде доходов от приватизации и прямых иностранных инвестиций. Да и остальные кредиты, по мнению аналитиков, могут быть выделены Минску не одномоментно, а в течение нескольких лет. При этом основным вопросом при их выделении еще долгое время будет оставаться вопрос приватизации ликвидных белорусских предприятий российским бизнесом. В условиях, когда Минск не может рассчитывать на западные инвестиции, Москва уже в ближайшее время "додавит" Лукашенко, заставив его расстаться с иллюзиями о безвозмездной братской любви между народами.

Однако в подобном прагматизме есть один довольно большой минус. Привыкший за десятилетие к "халяве" белорусский народ, в массе своей зомбированный государственным телевидением, упорно не желает признавать свою собственную вину в происходящем, которая заключается не только в инертности политического сознания, но и в нежелании что-либо менять в своей жизни. Как итог, виновные должны быть найдены не внутри страны, а за ее пределами, чем успешно и пользуются белорусские идеологи. Причем, если официальная версия звучит как: "во всем виноват Запад, не желающий видеть Белоруссию независимой и процветающей", то идеи оппозиции диаметрально противоположны. Например, по итогам опроса общественного мнения, проведенного негосударственной социологической компанией НИСЭПИ, весной этого года, доля противников объединения с Россией оказалась самой высокой за последние 10 лет и впервые превысила символическую отметку в 50%. При этом количество "евробелорусов" увеличилось более чем на треть (точнее - на 13%), а противников евроинтеграции на четверть сократилось, что является рекордом за последние пять лет. Главный вывод, который делают социологи - белорусы массово не поддержали на выборах действующую власть, и поэтому их дополнительные симпатии достались Западу, не признавшему выборы, а к России они охладели потому, что она выборы признала. Таким образом, в массы вбрасывается импульс о необходимости каждому белорусу быть вместе с большинством, стремящимся не в "олигархическую" Россию, а в "демократическую" Европу. Подобные посылы способны в ближайшем будущем коренным образом изменить настроения белорусов, что будет способствовать вовлечению республики в сферу влияния Брюсселя, а это, в свою очередь, негативно скажется на экономике страны: дорогие энергоресурсы, отсутствие реальных рынков сбыта, массовая безработица, миграция населения и т.п.

Таким образом, приходится констатировать, что современная белорусская экономика напрямую зависит от проводимой официальным Минском политики. При этом, бόльшую зависимость демонстрирует западный вектор, на котором фигура первого президента Белоруссии является непреодолимым препятствием для превращения республики в еще один придаток развитой части Евросоюза. С другой стороны Россия также не видит необходимым идти навстречу Лукашенко, стремясь создать в Белоруссии ситуацию, при которой все госимущество перейдет в руки российского капитала практически бесплатно, а следующим руководителем страны станет человек, не имеющий опыта работы президентом.