Прежде чем остановиться на отдельных заявлениях, оценках и выводах Президента РФ Д. Медведева, сделанных им в ходе пресс-конференции 18 мая 2011 г. в Школе управления Сколково, которые своей откровенностью, доходчивостью и профессионализмом никого не могли оставить равнодушным, мысленно перенесёмся в 2007-й год. Время, когда Президентом России был В. Путин, а ведущей политической силой Российской Федерации являлась руководимая им партия "Единая Россия". Именно в 2007-м году подводились предварительные итоги второго срока президентства В. Путина, вступила в завершающую стадию разработка Концепции развития Российской Федерации на период до 2020 года. В силу этого представляется уместным проанализировать, какие конкретные проблемы и задачи были актуализированы политическим руководством России накануне президентских выборов 2008 года, на решение которых должна была быть нацелена работа новоизбранного Президента. Такой анализ представляется весьма существенным условием для объективной оценки политических процессов, которые проистекают в России в настоящее время, за девять месяцев до президентских выборов 2012-го года.

Итак, выступая на Международной конференции по вопросам политики безопасности, состоявшейся в Мюнхене 11 февраля 2007 года, Президент России Владимир Владимирович Путин возвестил мировой элите о необходимости и неизбежности слома однополярного мира. В Мюнхенской речи В.Путин рассмотрел процесс мирового развития значительно шире вопросов обеспечения военно-политической стабильности. Президент России в своём выступлении прямо указал на то, что вопросы устойчивости мировой экономики, преодоления бедности, обеспечения экономической безопасности и развития диалога между цивилизациями, являющиеся наиболее актуальными на современном этапе мирового развития, настоятельно требуют формирования нового, многополярного мира. "Считаю, что для современного мира однополярная модель не только неприемлема, но вообще невозможна... Сама модель является неработающей, так как в её основе нет и не может быть морально-нравственной базы современной цивилизации. Вместе с тем всё, что происходит сегодня в нашем беспокойном мире, является следствием попыток внедрения именно этой концепции в мировые дела - концепции однополярного мира", - заявил В. Путин в своей речи в Мюнхене. Эта принципиальная оценка, озвученная Президентом России, не потеряла своей актуальности и в наши дни. Он фактически предсказал все отрицательные последствия мировой политики, основанной на однополярном мире. Россия после длительного перерыва на мировой арене устами В. Путина вновь выступила в качестве страны, уверенной в своих силах, в роли поборника миролюбия, сторонника проявления разума в мировой политике. В Мюнхенской речи Президент РФ публично заявил о том, о чём не осмеливались говорить ни ведущие политики, ни крупнейшие мировые средства массовой информации. В отношениях с внешним миром речь В. Путина как Президента окрепшей демократической России стала переломной, она ознаменовала то, что в новейшей мировой истории начинается новый этап - этап зарождения многополярного мира.

Примечательно, что за 7 месяцев до Мюнхенской речи Президента России предшествовало поручение В. Путина от 21 июля 2006 года (по итогам заседания Государственного совета РФ) о разработке проекта "Концепции долгосрочного социально-экономического развития России на период до 2020 года" (далее - "Концепция - 2020"). Напомним также, что 8 февраля 2008 года в Георгиевском зале Кремля на расширенном заседании Госсовета Президент России Владимир Путин выступил с программной речью "О стратегии развития России до 2020 года" (далее - "Стратегия - 2020"). Представленная на этом заседании Госсовета РФ "Стратегия - 2020", по сути, явилась выражением решения политического руководства страны о переводе российской экономики с инерционного, энерго-сырьевого на инновационный путь развития. Отметим, что по замыслу её авторов реализация этой стратегии должна была основываться на "Концепции - 2020", которая была утверждена В. Путиным 25 ноября 2008 года уже в должности Председателя Правительства России. Напомним, что в соответствии с "Концепцией - 2020" к 2020 году предполагается увеличить ВВП России в 2,3 раза по сравнению с уровнем 2007 года, реальные располагаемые денежные доходы населения - в 2,6 раза, уровень бедности сократить до 6,2%. Согласно "Концепции - 2020" намечается, что в 2015-2020 годах Россия войдёт в пятерку стран-лидеров мира по объёму ВВП (по паритету покупательной способности).

В свете вышеизложенного, представляется исключительно принципиальным проведение анализа, думается, наиболее важных высказываний Президента России Дмитрия Анатольевича Медведева по вопросам внешней политики и социально-экономического развития России на долгосрочную перспективу. Из программных выступлений, статей, заявлений прошедших трёх лет следует особо отметить речь Президента РФ Д. Медведева от 8 октября 2008 года на Конференции по вопросам мировой политики в Эвиане (Франция). Это выступление Президента РФ по значительности и масштабу поставленных в нём задач и путей по их решению явилось логическим развитием, наступательным и достойным продолжением Мюнхенской (2007 г.) речи В.Путина. Россия, в лице Президента Д. Медведева, заявила о своей ответственности за решение глобальных вопросов мировой экономики и международной безопасности, выступая при этом в качестве самодостаточного партнера ведущих государств мира. Речь Д.Медведева в Эвиане показала не только полную преемственность внешнеполитического курса страны, но и динамизм в реализации этого курса. Если в Мюнхене В. Путиным было заявлено о том, что Россия не будет мириться с существованием однополярного мира, то в Эвиане уже была дана констатация той реальности, что отныне Российская Федерация позиционирует себя в качестве одного из ведущих и ответственных игроков мировой политики, формирующей многополярный мир.

Убедительным подтверждением преемственности политики Президента РФ уже в области социально-экономического развития страны явилась программная статья Дмитрия Медведева от 10 сентября 2009 года "Россия, вперёд!". В ней Президент РФ Д. Медведев, по сути, всесторонне проанализировал положение дел во всех сферах жизни современной России, обозначил все узкие места, которые тормозят движение страны по пути, предна­чертанному "Стратегией - 2020" и "Концепцией - 2020". В ней он не только изложил свои мысли по поводу текущего положения дел в Российской Федерации, но и пригласил всех желающих к сотрудничеству во благо страны. Задачи, выдвинутые в этой программной статье, получили своё дальнейшее развитие в Ярославле на Международной конференции "Современное государство и глобальная безопасность". После опубликования статьи "Россия, вперёд!" вышло в свет много откровенно подстрекательских публикаций, основное содержание которых сводилось к тому, что в ней Президент Д. Медведев якобы подверг уничижительной критике В. Путина. Было сделано множество ссылок на отдельные предложения, нашедшие место в статье, в подтексте которых, по мнению авторов этих ангажированных публикаций, содержится критика, дискредитирующая деятельность В. Путина в должности Президента и Председателя Правительства РФ. Особенно тщательно эту тему, надуманную и подброшенную в медийное пространство известными идеологическими подрывными центрами Запада, смаковала иностранная пресса. Так, интернет-портал InoPressa.ru со ссылкой на The Wall Street Journal писал: "призыв Дмитрия Медведева к переменам в России - это пощёчина наследию Путина". The Financial Times (FT) также постаралась подлить "масла в огонь", подожжённый под тандемом Путина-Медведева, усматривая в этой статье подтверждение не только, на взгляд издания, имеющихся противоречий между Президентом и Председателем Правительства РФ, но, более того, это издание утверждало, что статья являет собой новое свидетельство нарастающего антагонизма между В. Путиным и Д. Медведевым. По оценкам FT комментарии российского Прези­дента, дескать, позволяют предположить, что "Медведев пытается выйти из тени своего наставника Владимира Путина". Подобная иезуитская форма нагнетания напряженности между двумя лидерами современной России, в которой сама форма подачи печатного материала содержит в себе заряд, разъединяющий и разрушающий тандем, превалировала в большинстве откликов в зарубежной прессе на статью "Россия, вперёд!". Дальше-больше, эстафету откровенного искажения смысла статьи подхватили и в России. Так, депутат Госдумы РФ от "Справедливой России" Илья Пономарёв заявил, что "идеи Медведева по модернизации экономики и действия правительства перпенди­кулярны", после чего этот депутат вовсе поспешил "похоронить" тандем. При этом он договорился до того, что в экстазе ляпнул: "сегодня главный тормоз модернизации - это правительство Путина". Недостатка в публикациях, выхолащивающих истинный и созидательный дух, подлинную суть статьи "Россия, вперёд!", прямо скажем, не было как в зарубежных, так и в российских СМИ. Примечательно, что "извечные друзья" России с Запада и их недалёкие приспешники в РФ почему-то в один голос выделяли не мощный, повторяю, созидательный потенциал, которым проникнута эта программная статья, а вкладывали в её содержание своё неуёмное желание и стремление разглядеть там детонатор к минам, в их воображении ими же заложенным под тандем В. Путина и Д. Медведева. Между тем, как показало время, прошедшее после выхода в свет статьи Д. Медведева, она оказалась чрезвычайно свое­временной и по настоящее время не потеряла своей актуальности. К примеру, очень и очень злободневны её важнейшие три составляющие. Здесь следует отметить, во-первых, о заявленных в статье цен­ностях, на которых базируется стратегия Президента РФ, о выделении ключевых проблем, которые предстоит решить. Во-вторых, о необходимости представления и понимания образа будущего России, которое будет формироваться принятием действенных мер по инновационному развитию общества. В-третьих, о необходимости создания условий для спокойного развития сложившихся политической системы и политических институтов, при этом без поправок на истерики "сторонников перманентных революций", которые, увы, продолжают иметь место и в наши дни и не потеряли своей опасности для России на современном этапе её развития. Можно проанализировать и другие весьма и весьма востребованные жизнью программные выступления Президента и Председателя Правительства Российской Федера­ции, которые стали серьёзными факторами не только во внутриполи­тичес­кой жизни РФ, но и в жизни государств - членов СНГ, более того, и сегодня продолжают играть немаловажную роль в формировании мировой политики в целом. Да, сказанное не есть преувеличение: каждое из выступлений Президента и Председателя Правительства России о международных делах оказывает своё существенное влияние на формулирование мировой повестки дня, и примеров, подтверждающих правоту этого утверждения немало. Возникновение таких реалий в современном мире, в свою очередь, во многом обусловлено тем, что все заявления и следующие за ними действия лидеров современной России отличаются органическим единством, взаимодополняют одно другое и, в конечном счете, нацелены на поступательное развитие Российской Федерации в условиях последовательной работы по обеспечению стабильности и мира. И такой подход находит своё отражение во всех их публичных выступлениях. Общая линия, которая при этом чётко прослеживается это подтверждение той мысли, что обязательной предпосылкой для динамичного развития России является обеспечение безопасности и установление прочного мира, осознание той истины, о которой в середине прошлого века писал Президент США Франклин Делано Рузвельт: "Где бы ни был нарушен мир, мир повсюду оказывается в опасности и под угрозой".

И сегодня, подводя первые итоги деятельности тандема Президента и Председателя Правительства России, можно сделать некоторые предварительные обобщения.

Первое. Уже очевидно, что в мировой политике Россия отныне выступает в качестве самостоятельной, уверенной в своих силах ключевой державы, которая не только открыто заявляет о своих государственных и национальных интересах, но и успешно отстаивает и защищает их. При этом следует отметить, что с этой новой геополитической реальностью вынуждены считаться как США, так и ЕС и всё мировое сообщество в целом.

Второе. Несмотря на молодость российской демократии, она добилась главного: власти страны в лице Президента и Председателя Правительства РФ пользуются доверием самых широких слоев населения, народов России.

Третье. Россия под руководством политического тандема Президента и Председателя Правительства смогла преодолеть мировой финансово-экономический кризис с минимальными издержками социального характера и вновь выйти на траекторию развития.

Четвертое. Заявление Председателя Правительства, лидера партии "Единая Россия" В. Путина о создании Общероссийского народного фронта, а в дальнейшем фактическое одобрение этой инициативы Президентом России Д.Медведевым, ознаменовало начало системного обновления российской политической элиты, политического класса. По сути дела начинается процесс привлечения одарённых граждан, профессионалов, широкие слои российской общественности, независимо от их партийной принадлежности, к активному государственному управлению. Начинается процесс объединения всех тех, кому дороги судьбы своей страны, кто видит своё предназначение в созидании Великой России. По этому вопросу недавно в Волгограде на Межрегиональной конференции партии "Единая Россия " очень образно выразился Председатель Правительства РФ В. Путин: "Чтобы все люди, которые объединены единым стремлением укреплять нашу страну, объединены идеей поиска наиболее оптимальных вариантов решения стоящих перед нами проблем, могли быть в рамках единой платформы". Более того, идея создания Общероссийского народного фронта минимизирует опасность, о которой предупреждал Президент РФ Д.Медведев на недавней встрече с коллективом программы "Вести" ВГТРК, а именно: "Попытки выстроить власть под конкретного человека опасны. Если они не принесут проблем в текущей жизни, то в будущем создадут их и для страны, и для конкретного человека. Мы должны подумать об этом и помнить уроки истории".

Возвращаясь к итогам пресс-конференции Д. Мед­ведева, состоявшейся 18 мая 2011 г., можно констатировать, что за минувшие три года в современной России политическому тандему Д.Медведев - В.Путин удалось обес­печить четыре базовые составляющие преемственности власти, более того, при этом добиться полной гармонии между ними. Что под этим подразумевается? Это, во-первых, обеспечение преемственности на посту Президента РФ, что позволило, по-государ­ственному мудро, по-философски искусно нивелировать самые изощрённые действия "вечных друзей" России, направленные на дискредитацию и подрыв политического тандема лидеров страны, сталкивание политического класса в болото склок и разборок. Во-вторых, лидерами России была обеспечена преемственность как внутри-, так и внешнеполитического курса страны. Более того, удалось придать динамизм его реализации, обеспечивающий поступательное развитие страны. И как на пресс-конференции справедливо отметил Дмитрий Анатольевич, страна, несмотря на глобальный финансово-экономический кризис, не потеряла нить развития, не произошло драматического ухудшения положения людей, не говоря уже о том, что были сохранены все те программы, которые позволили реализовать внешнеполитический курс, приведший к ослаблению международной напряжённости. В-третьих, в заслугу тандема следует поставить и то, что, благодаря их слаженной и взаимодополняющей работе в соответствии с Конституцией РФ, в стране были созданы такие условия функционирования государственного механизма, при которых стало возможным обеспечение безболезненной преемственности элит. Вовсе неслучайно, что в ходе пресс-конференции Президент Д.Медведев констатировал, что за последние три года сменилось около половины губернаторов и глав регионов России. В этом плане глубоко символична реакция Д.Медведева на поступившую в ходе пресс-конференции информацию об отзыве спикера Совета Федерации С.Миронова со стороны Законодательного Собрания Санкт - Петербурга. Президент РФ усмотрел в этом здоровое проявление политической конкуренции.

В этом, на мой взгляд, заключены главные итоги деятельности политического тандема Президента и Председателя Правительства Российской Федерации. А ответы Президента России Д. Медведева на вопросы, прозвучавшие в ходе состоявшейся 18 мая т.г. пресс-конференции в Школе управления Сколково, будет правильно, если рассматривать в органическом единстве с теми задачами, о которых говорилось в Отчете В. Путина от 20 апреля т.г. в Государственной Думе: "О деятельности Правительства России за 2010 год" и в выступлении от 6 мая т.г. на Межрегиональной конференции партии "Единая Россия".

Бесспорно одно: Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев на пресс-конференции в очередной раз подтвердил решимость последовательно и неуклонно добиваться кардинального улучшения инвестиционного климата в стране. Он отметил безальтернативность курса модернизации РФ на основе диверсификации российской экономики, создания необходимых условий для инновационного развития по ранее заявленным им пяти направлениям. Вызывает удовлетворение, что Президент России, несмотря на успешное преодоление финансово-экономического кризиса и выход страны на рельсы поступательного развития, признал, что темпы развития экономики, решения стоящих перед Россией задач его не устраивают. Он весьма самокритично заявил, что за минувшие три года не произошло качественного улучшения жизни граждан, нельзя мириться с тем, что ещё много людей в стране живут за гранью бедности. Словом, наблюдая за пресс-конференцией, мы стали свидетелями о её высокой эффективности, основанной на гармоническом сочетании профессионализма, честности и доброжелательности главы российского государства, которые сочетались с уверенностью за качественно новое будущее России, ответственностью за судьбы страны. Если кого и разочаровал Дмитрий Анатольевич во время пресс-конференции, так это неприкрытых любителей вбить клин в политическое партнёрство между Президентом и Председателем Правительства Российской Федерации, которые, будучи, по словам Д.Медведева, стратегическими партнёрами уже совместными усилиями "изменяют картину мира", причём к лучшему, более безопасному, как этого хочет видеть Президент РФ. И как сложится политическое будущее Президента и Председателя Правительства России бесспорно одно: "Стратегия - 2020" и "Концепция - 2020" будут успешно реализованы при самом деятельном и непосредственном участии этих лидеров современной России.

И, наконец, можно с оптимизмом надеяться на то, что накануне парламентских и президентских выборов 2011-2012 гг. в Российской Федерации, созданы хорошие предпосылки для экономического и военно-политического объединения государств-членов Содружества Независимых Государств.

На такие вот размышления навела нас, в Армении, пресс-конференция Президента России Дмитрия Медведева в Школе управления Сколково, состоявшаяся 18-го мая текущего года. И такое восприятие сегодняшних российских реалий вселяет уверенность за будущее этой великой братской страны, Российской Федерации - надёжного стратегического партнёра Республики Армения.

Арташес Гегамян - председатель партии "Национальное Единение", председатель правления общественной организации "Северная перспектива" (Армения, Ереван)