Языковой вопрос: "Это не их, выпускников, "неуд". Это жирный "неуд" молдавскому государству". Федерализация Молдавии: "Тараклийский район мечает об автономии".

Языковой вопрос: "Это не их, выпускников, "неуд". Это жирный "неуд" молдавскому государству"

Молдавско-гагаузский конфликт развивается по принципу домино, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Языковой вопрос продолжает держать в напряжении отношения между Кишиневом и Комратом. Власти Гагаузии требуют отставки министра просвещения РМ и намерены возвращать в центр все документы, поступающие без перевода на русский язык. В Кишиневе зазвучали заявления о том, что предоставление гагаузам автономии было ошибкой. Положить конец противостоянию намерен премьер-министр Владимир Филат, который планирует провести встречу с главой Гагаузии. Произойдет это, однако, лишь после возвращения премьера из отпуска.

Языковой конфликт между Комратом и Кишиневом набирает обороты, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Напомним, его причиной стало намерение властей Гагаузской автономии выдавать собственные дипломы на степень бакалавра без указания оценки по государственному языку тем гагаузским выпускникам, которые получают по этому предмету отрицательную оценку. Башкан Гагаузии Михаил Формузал потребовал отставки министра просвещения РМ Михаила Шляхтицкого. По словам господина Формузала, "это не министр просвещения, а министр, разрушающий образование в Молдавии, а заодно и судьбы учащихся региона". В ответ сам господин Шляхтицкий еще раз подтвердил, что Кишинев не намерен признавать выдаваемые официальным Комратом дипломы. Министр заявил, что уже обратился к ректорам некоторых вузов с требованием "отклонять документы, среди которых имеются незаконные дипломы". По словам Михаила Шляхтицкого, гагаузские выпускники, провалившие экзамен по государственному языку, смогут продолжить образование лишь в следующем году, пересдав экзамен и получив "настоящие дипломы".

Масла в огонь конфликта, как это было уже не раз, подлила Либеральная партия, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Если в марте этого года лидер либералов Михай Гимпу спровоцировал скандал, заявив, что в Молдавии "не существует никакой Гагаузии", а есть "всего лишь" автономно-территориальное образование, то теперь его коллега по партии, депутат Анна Гуцу выразила сожаление уже в связи с существованием Гагаузской автономии в принципе. "Мы дали гагаузам автономию, не культурную автономию, что обидно, а территориальную автономию! - говорит госпожа Гуцу - Пожалуйста, живите на здоровье, учите свой язык, развивайте свою культуру. И до чего мы докатились? Мы докатились до того, что господин Формузал нам угрожает, что он будет жаловаться в европейские структуры".

На заявления парламентария-либерала уже отреагировали в Комрате, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". Председатель Народного собрания Гагаузии Анна Харламенко заявила, что Либеральная партия разжигает межнациональную рознь и провоцирует конфликт между Кишиневом и Комратом. И это в условиях неразрешенного конфликта с Приднестровьем, отмечает госпожа Харламенко. Данный подход кишиневских политиков гагаузский спикер расценила как "очень неграмотный, неумный и недальновидный". В свою очередь, депутат парламента Молдавии от Партии коммунистов, представляющая Гагаузию, Ирина Влах заявила, что Либеральная партия давно пытается свести к минимуму роль Гагаузской автономии в общественной и политической жизни Республики Молдова. Даже несмотря на то, что статус Гагаузии закреплен в Конституции Республики Молдова, "надежно защищая фундаментальные основы автономии от посягательств таких радикальных политических сил, как Либеральная партия". Несмотря на это, по словам госпожи Влах, подобные заявления либералов все же каждый раз вызывают тревогу у жителей автономии. Что касается конфликта, связанного с дипломами, то, по мнению парламентария от ПКРМ, проблема кроется не в политической, а в образовательной сфере, поэтому она "должна решаться совсем другими методами, а не через информационные войны, которые сегодня ведутся между Исполнительным комитетом и министерством образования". "Сами ученики, их родители и педагоги говорят о том, что уровень профессиональной подготовки преподавателей молдавского оставляет желать лучшего. Выпускники столичных педагогических вузов не хотят работать в Гагаузии, а специалисты, подготовленные в Комрате, - это чаще всего те же вчерашние лицеисты, для которых молдавский язык не является родным", - заявила Ирина Влах. В связи с этим она намерена обратиться в Минпросвещения с предложением об организации системной подготовки преподавателей молдавского языка при одном из кишиневских вузов с их последующим трудоустройством в учебных заведениях АТО Гагаузия.

Между тем "языковая проблема" между Комратом и Кишиневом "гагаузскими дипломами" не ограничилась, пишет "Коммерсантъ-Молдова". Согласно решению Исполнительного комитета (правительства) автономии, с 1 августа вся корреспонденция, которая поступит из Кишинева в адрес Исполкома Гагаузии без перевода на русский язык, будет возвращаться отправителю. В Комрате указывают на молдавский закон о функционировании языков от 1989 года, в котором говорится, что документы органов власти составляются и принимаются на государственном языке с последующим их переводом на русский. "Согласно этому законодательству, все документы должны быть на двух языках, - заявил в эфире телеканала Publika TV заместитель башкана Гагаузии Валерий Яниогло. - Тому, кто изготовил документ, легче перевести его на русский. Встречается много терминов, поэтому нашему переводчику сложно их перевести. Нам иногда сложно понять суть документа".

Вдобавок группа депутатов Народного собрания Гагаузии намерена обратиться в Конституционный суд Молдавии с запросом о законности изучения в школах страны, а также включения в качестве одного из экзаменов на степень бакалавра предмета с названием "румынский язык и литература", в то время как в Конституции Молдавии государственным объявлен молдавский язык, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В Комрате уверены, что судьи КС вынуждены будут признать противоречие. Как заявил гагаузский политолог Александр Ангели, для гагаузов, которые преимущественно говорят по-русски или по-гагаузски, вопрос названия государственного языка Молдавии вовсе не принципиальный. "Просто ситуация уже перешла в соревнование принципов. Раз Кишинев не готов считаться с интересами Гагаузии и всячески пытается ткнуть гагаузов носом в молдавское законодательство, что ж, гагаузы заглянут в это законодательство и найдут, как поизящнее ткнуть туда носом самих кишиневских политиков. Этот конфликт будет развиваться по эффекту домино до тех пор, пока в центре не поймут, что Республика Молдова не ограничивается Кишиневом и интересами так называемой "титульной нации". Отмечаемое в этом году 20-летие независимости РМ - хорошая дата, чтобы обсудить этот комплекс вопросов", - заявил эксперт.

Бывший вице-премьер, член политбюро Христианско-демократической партии Юрий Рошка также констатирует, что посредством нового языкового конфликта "мы возвращаемся в 90-е годы, к конфликту, который считали давно преодоленным", пишет "Коммерсантъ-Молдова". По мнению господина Рошки, создать условия для изучения госязыка иноязычными жителями страны - задача государства, которое "должно разработать политику в отношении каждого населенного пункта, где преимущественно проживают русскоязычные". "Гагаузская автономия - это деликатный вопрос",- отмечает, в свою очередь, политолог Оазу Нантой. "Решение должно появиться в результате диалога, а диалог, к сожалению, отсутствует. Мы вспоминаем про автономию только перед выборами или когда накаляется обстановка", - подводит итог эксперт.

В итоге и в Комрате, и в Кишиневе ждут возвращения из отпуска премьер-министра Владимира Филата, продолжает "Коммерсантъ-Молдова". В субботу глава кабмина заявил, что намерен встретиться с башканом Гагаузии Михаилом Формузалом, и выразил уверенность в том, что в ходе этой встречи решение проблемы найдется. После провала консультаций по данному вопросу в министерстве просвещения на премьер-министра рассчитывают и в Комрате. Михаил Формузал заявил, что встреча произойдет, как только господин Филат вернется из пятидневного отпуска.

Никогда еще в новейшей истории не было столько скандалов с получением звания бакалавра, как в этом году, пишет "КП в Молдавии". Сначала мы искренне возмущались тем, что каждый десятый лицеист оказался двоечником. А потом пришла беда из Гагаузии, где 45 выпускников не сдали экзамен по государственному языку и литературе. И - разразился скандал. Руководство Гагаузии (что логично - свои же!) приняло решение выдавать специальные - "гагаузские" - дипломы бакалавра завалившим экзамены. Для того чтобы они не теряли год, а смогли поступить в вузы автономии, Украины, Белоруссии, России: там, согласитесь, знание молдавского языка вовсе необязательно. Но Министерство просвещения Молдавии пошло на принцип и устами своего министра заявило буквально следующее: "Дипломы бакалавра, выдаваемые властями АТО Гагаузия выпускникам, не сдавшим экзамен по румынскому языку и литературе, не будут признаваться ни одним учебным заведением, - сообщил министр просвещения Михаил Шляхтицкий. - Более того, выдавая эти дипломы, власти автономии нарушили закон, а данное решение является ничем иным, как сепаратистским жестом".

Последнее предложение господина министра почему-то напомнило начало 90-х, продолжает "КП в Молдавии". Тогдашние политики тоже наломали дров, забыв в какой-то момент, что живут в многоязычной республике, где полиэтничность всегда была предметом гордости и в советское время, и позже. А сегодня, благодаря цитате из Шляхтицкого, на просторах социальных сетей появились нехорошие призывы чуть ли не организовать очередной поход на Юг (В 1990 году была провозглашена независимая Гагаузская Республика. В октябре 1990 года, в качестве реакции на взятый властями Молдавской ССР курс на объединение с Румынией, самоопределившаяся Гагаузская республика объявила о начале выборов в Верховный Совет Гагаузии. Это послужило предлогом для отправки в Гагаузию автоколонны с активистами Народного фронта Молдавии и "волонтеров" из Румынии в сопровождении отрядов милиции с целью срыва выборов и подавления гагаузского движения за национальную независимость. "Поход на Гагаузию" возглавил премьер-министр Молдавии Мирча Друк - один из лидеров Народного фронта Молдавии. Акция повлекла за собой жертвы среди населения Гагаузии. Эскалации конфликта удалось избежать благодаря вмешательству частей Вооруженных сил СССР и добровольцев из Приднестровской Молдавской Республики. В 1994 Гагаузия отказалась от курса на независимость, согласившись на статус автономии в составе Молдавии. При этом закон об автономном статусе Гагауз Ери вплоть до сегодняшнего дня не исполняется в полной мере Кишиневом в части соблюдения прав и полномочий Гагаузии - прим. ИА REGNUM)... Нет, поймите правильно: каждый гражданин Молдавии должен знать государственный язык. Но надо, чтобы государство этим тоже озаботилось, а не пинало несчастных выпускников. Ведь просило руководство Гагаузии: направьте в регион высококвалифицированных преподавателей, а в ответ получило - разбирайтесь сами. Обратите внимание: речь не о саботажниках, про которых любят писать молдавские СМИ, а о молодежи, о тех, кто именно сейчас решает: комфортно ли им жить на этой Родине или, может, какую другую поискать... Ну и чего тогда обижаться на "самостийные" дипломы?

Тревожит, что министерство просвещения не хочет идти на уступки тем, кто не знает государственного языка не из-за упертости и тупости, а исключительно из-за глупости нашего чиновничьего механизма, пишет "КП в Молдавии". Тревожит уже хотя бы по той причине, что это лишний козырь в руках приднестровской администрации - дескать, смотрите, как там, за Днестром, над детьми издеваются на почве национального вопроса. Нужны не оскорбительно опасные заявления, а спокойные переговоры. В противном случае - край, за который лучше не заглядывать, подводит итог издание.

Время беспристрастно отодвигает в прошлое завоевание автономии и героическое противостояние гагаузского народа националистским соображениям из центра, пишет Haberlar. Сегодня по всей территории бывшего Советского Союза все еще остаются регионы, прямо или косвенно конфликтующие с центральными властями своих республик. Не дремлет и единственный в мире регион компактного проживания гагаузов. В этом году, как стало известно, 42 лицеиста из Гагаузской автономии не сдали экзамен по государственному языку. Вследствие этого, общественное мнение в регионе взорвалось. Некоторые полагают, что проверяющие необъективно подходили к оцениванию экзаменационных тестов, имея в самосознании патологическую ненависть к гагаузскому народу, никогда не говорившему на молдавском языке.

На самом деле неизвестна причина столь массовых провалов экзамена по госязыку, но факт в том, что ранее в автономии никогда не было столько провалов по данной учебной дисциплине, продолжает Haberlar. Следовательно, реакция общественности и башкана Формузала на отрицательные отметки выпускников - вполне объяснима и адекватна. В результате стычек с министром просвещения Республики Молдова Михаилом Шляхтицким, Михаил Формузал перестал посещать заседания правительства и допустил возможность выдачи этим 42 выпускникам дипломов гагаузского образца и устроить их на учебу в Россию, Турцию и Тирасполь, с которыми у Гагаузии отдельные соглашения.

Говоря откровенно, дискриминационное отношение центра к Гагаузии явно и доказано на многих примерах, пишет Haberlar. Эти явления наблюдались все 20 лет независимости Республики Молдова. А за последние годы, игнорирование и легкомыслие к Гагаузии у молдавских властей увеличились до невозможности. Ведь, наверное, всякому гражданину, наблюдающему за событиями в стране понятна причина столь резких откликов властей Гагаузии в ответ на заявления министров и других лиц из столицы.

И тут уже много причин невладения гагаузами государственным языком, продолжает Haberlar. Во-первых, за 20 лет государство так и не показало, на что оно способно, то есть с кем оно, с Россией, Румынией или Европейским союзом. Постоянная переменчивость настроений в Кишиневе и заставляет южан как-то изолироваться и высказывать свое "я". Нередко на улице, в кругу знакомых и друзей можно услышать такие мнения как: "Зачем нам их румынский язык?", "Мы работаем в Москве и говорим на русском языке". В этом, откровенно говоря, есть своя правда. Зачем насильно учить чуждый государственный язык, если государство не предоставляет для молодежи рабочих условий, и, проще говоря, условий для существования на родной земле. Во-вторых, как высказался башкан Гагаузии, в автономии нет среды общения на молдавском (государственном) языке. И вправду, ну как можно в совершенстве знать язык, если в радиусе, минимум, 50 километров на нем никто не говорит. В-третьих, на качество знания государственного языка влияет качество преподавания дисциплины в регионе. В Гагаузии нет преподавателей молдавского языка и литературы, являющихся молдаванами по национальности, что, естественно, гораздо лучше повлияло бы на усвоение языка. В-четвертых, в Гагаузии помнят про времена, которые в автономии всегда будут называть "румынской оккупацией", а не наоборот, как все чаще заявляют первые лица государства. В те времена нелегко пришлось гагаузскому народу под игом румынского фашизма. Естественно, где-то в подсознании у гагаузов живет неиссякаемая ненависть ко всему "румынскому". Само собой, что жители и не предполагают повторение чего-то подобного. А по сему, и отказываются учить и зубрить "румынский язык". Пусть, хотя бы, разберутся, как этот язык называется, а потом уже втирают его в подсознание "непримиримого", по их мнению, народа.

Однако, несмотря на все доводы и размышления по поводу нежелания учить государственный язык, официальный язык государства все-таки нужно знать, пишет Haberlar. По крайней мере, необходимо приложить к этому немалые усилия. Какое будущее ждет человека, незнающего государственный язык и сепаратирующего все происходящее в его государстве. На основании всего перечисленного хотелось бы надеяться, что конфликта между Гагаузией и Республикой Молдова не будет. Такие моменты все-таки надо уметь сглаживать, ибо такого рода провокации вернут нас в лихие и неблагодарные 90-е годы, подводит итог издание.

Вместо того, чтобы решать созданную на пустом месте проблему, либералы сожалеют, что гагаузы получили в Молдавии территориальную, а не культурную автономию! - пишет "Единая Гагаузия". "Мы дали гагаузам не культурную автономию, что обидно, а территориальную" - так депутат парламента от Либеральной партии Анна Гуцу, возглавляющая молдавскую делегацию в Парламентской ассамблее Совета Европы, прокомментировала последние инициативы властей автономии по исключению предмета государственный язык и литература из дипломов бакалавра. "Ну, если мы уже до этого дошли, то, извините, нам надо все начинать сначала. Это очень трагично - то, что происходит сейчас в Республике Молдова", - заключила она. Может быть, действительно стоит начать сначала? И для начала, восстановить Гагаузскую Республику? Только второй раз потом "надуть" гагаузов с этой фиктивной "автономией" не получится!

В связи с разгоревшимся скандалом вокруг искусственного завала гагаузских выпускников на экзаменах по румынскому языку, и заявленной позицией гагаузского руководства о возможности выдачи собственных аттестатов о бакалавре (без указания в них строки "румынский язык") - с целью обеспечения гагаузам неотъемлемого права на получение высшего образования вне зависимости от настроения и причуд националистически настроенных румынских экзаменаторов, все партии Молдавии поспешили выступить с осуждением "радикальной" позиции Гагаузии, продолжает Gagauzlar. В том числе и "главная защитница" национальных меньшинств - Коммунистическая партия во главе с "гагаузом №1" Владимиром Ворониным. Трудно сказать, что в Гагаузии этим удивлены. Ничего иного, к сожалению, ни от одного кишиневского политика гагаузы ожидать исторически не привыкли. По уровню политической цивилизованности, Молдавия только-только догоняет африканскую Зимбабве.

Гораздо большего интереса представляет реакция наших "гагаузских" депутатов, которых протолкнули в парламент те самые партии, пишет Gagauzlar. Они тоже в стройных колоннах своих партий! Тоже осуждают башкана Гагаузии за то, что он решил защитить 43 гагаузских выпускников (именно столько осталось "неудов" от первоначальной сотни после череды апелляций и разбирательств). Это лишний раз подтверждает, что Гагаузия должна иметь свою квоту в парламенте, избираемую от территории, а не от партий. Четыре человека, избранных от территории (за которую они потом будут чувствовать ответственность!) сделают для Гагаузии больше, чем даже 25 "гагаузских" депутатов, проведенных в парламент по спискам различных кишиневских партий. Потому что партийные гагаузы связаны обязательствами не перед своей территорией, а перед выдвинувшей их партией.

Удивительно наблюдать, как в попытках осуждения башкана Гагаузии, придается некий "злостный радикализм" его стремлению элементарно защитить (ни больше, ни меньше!) нынешнее поколение выпускников от очередной, неожиданно нагрянувшей, революции в отношении кишиневских бюрократов-временщиков к болезненно чувствительному языковому вопросу, продолжает Gagauzlar. Всё буквально выворачивается наизнанку, ставится с ног на голову. Именно на этапе, когда гагаузы вдруг всерьез заинтересовались изучением государственного языка, когда перестали его отталкивать и даже наоборот, стали требовать улучшения его преподавания, именно в этот период кишиневские манипуляторы общественным сознанием запустили "утку", что "Формузал с его гагаузами вновь выступают против молдавского языка"!

Вспомним, как все первые годы существования молдавской государственности кишиневские бюрократы-националисты пытались заставлять гагаузов изучать румынский язык, а те от него безмолвно, как-то даже непроизвольно отгораживались, затаив обиду за конфликт конца 80-х - начала 90-х годов, пишет Gagauzlar. Потом это стало притухать - особенно при Михаиле Формузал, который сделал ставку на образование в целом, и на языковую интеграцию в частности. При Формузале впервые в Гагаузии даже в детских садах появились экспериментальные группы с углубленным изучением государственного и родного (гагаузского) языков. Впервые стали проводиться попытки проведения заседаний Исполкома Гагаузии и на государственном, и на гагаузском языке. Впервые в Гагаузии для государственных служащих столь широко открыли двери бесплатные курсы по изучению государственного языка. Любой желающий мог на них записаться и, в качестве примера, сам башкан прошел через подготовку на этих курсах и сдал экзамены на знание государственного языка - на твердую восьмёрочку.

Но именно тогда, когда Гагаузия попыталась перестать быть замкнутой в себе "индейской резервацией", попыталась открыться для Молдавии и получить возможность участия в общегосударственной жизни, в том числе через присутствие выходцев из автономии в структурах управления молдавским государством, именно тогда молдавские националисты "опомнились" и поняли, что знание государственного языка - это для гагаузов "лишнее", продолжает Gagauzlar. Пусть лучше не создают конкуренцию титульной нации, пусть сидят там себе в провинции без высшего образования и ковыряются в огородах. А самая легкая дубинка для достижения такого "светлого будущего" для молодых гагаузов - это конечно, экзамен по румынскому. Ведь его гагаузы действительно знают плохо. Что совсем не удивительно: как носители языка преподнесли свой язык гагаузам, так они его и знают!

Когда русские искренне захотели, чтобы гагаузы знали русский язык, они создали для этого все условия, пишет Gagauzlar. И теперь гагаузы русский знают, увы, порой даже лучше родного. А "искренность" желания молдаван, чтобы гагаузы знали государственный язык, даже с названием которого они и сами еще толком не определились, видна из тех результатов, которые показал последний экзамен в лицеях. Видна эта "искренность" и по финансированию этого вопроса со стороны официального Кишинева (даже курсы финансируются Европой, а вовсе не Молдавией), и даже по тому, какие кадры "бросаются" в автономию на ликвидацию языковой безграмотности.

Ясно одно - молдавским националистам от бюрократии сегодня выгодно незнание меньшинствами государственного языка. И говорить ныне о том, что "Формузал против изучения в Гагаузии государственного языка" - это просто издеваться над здравым смыслом и истиной, продолжает Gagauzlar. Башкан Гагаузии неоднократно обращал внимание молдавского руководства на недостаточный уровень преподавания государственного языка в гагаузских школах, бил в колокола по поводу недофинансирования образования в области языковой подготовки. Однажды ему даже удалось пробить некоторое дополнительное финансирование изучения государственного языка, но это была недостаточная полумера, кость со стола - на, мол, и отстань со своими проблемами. Основные проблемы так и остаются нерешенными: в условиях отсутствия в гагаузских населенных пунктах языковой среды, изучение государственного напоминает изучение иностранного языка. Но при этом классы не разбиты на подгруппы, 57 преподавателей недостаточно квалифицированны для сложной работы по внедрению государственного языка в русской школе, а молодые кадры в автономию министерством образования не поставляются. Более того, на соответствующие запросы следует воистину хамский ответ, суть которого: "Это твои проблемы, Формузал, решай их сам".

При таких глубоких проблемах на стадии изучения языка... как же поднялась рука бюрократов устроить гагаузским выпускникам такие же "основательные" экзамены по языку, как и для тех, кому он родной? - пишет Gagauzlar. В Гагаузии, между прочим, даже вроде бы родной гагаузский язык - и то не включен список обязательных экзаменов на бакалавра. Потому что и этот экзамен мог бы стать проблемным! А тут румынский язык, который преподавали на уровне иностранного, а экзаменуют на уровне родного!

Гагаузия очень толерантна, она никому ничего не навязывает, продолжает Gagauzlar. В Гагаузии болгары могут совершенствоваться во владении болгарским языком, украинцы - в знании украинского. Мы не стремимся всех "сделать гагаузами". Немножко бы такой же культуры бюрократам от титульной нации! За что сегодня клюют башкана Гагаузии? За то, что он заявил, что попавшие в жернова обстоятельств дети имеют право на продолжение своего образования? Давайте тогда оценим перспективы этих детей, если их сегодня не защитить... Если с такими знаниями государственного языка часть наших детей оказалась невостребованной в Молдавии, давайте дадим им возможность учиться в России, в других странах, где это не будет считаться помехой и изъяном абитуриента. Но для этого выпускнику надо дать в руки диплом! Пусть даже с двойкой по молдавскому языку, но выдать в руки! И определить, что через год, после пересдачи экзамена по госязыку, этот диплом будет обновлен. В конце концов, это всего лишь бумажка. А перед нами - живой человек, только-только начинающий свою жизнь, перед нами - ответственность за его судьбу. Что это в сравнении с какой-то бумажкой или в сравнении с министерскими чиновничьими амбициями?

Зададимся вопросом: чем будут до следующей пересдачи целый год заниматься дети, не получившие на руки итог своего 12-летнего обучения? - пишет Gagauzlar. Для них в Молдавии есть работа? Вряд ли. Остается одно - приложить свою молодую энергию на заработках за границей. Стройки России и бутики с кожаной одеждой и обувью в Турции ждут нашу молодежь. Будет ли у этих ребят возможность укреплять свои познания молдавского языка там, в России или в Турции, на фоне изнурительного труда и в специфической языковой обстановке? Пустой вопрос, ответ на который известен. Сможет ли потом молодой человек через год пересдать экзамен? Еще один пустой вопрос. За год будет забыто даже то, что сегодня где-то еще прячется в складках мозга. Значит, диплом он так и не получит! Значит, мы готовы заведомо искалечить жизнь и судьбу целой группы населения!

В этом году - это лишь первый звоночек, продолжает Gagauzlar. А если Кишинев намерен каждый год так калечить по сотне гагаузских выпускников? Молдаван (вместе с румынами) миллионов 25 имеется на этой земле, а гагаузов - меньше двухсот тысяч. Может быть, молдаване и могут себе позволить бросаться судьбой сотни-другой своих молодых людей, а гагаузы не могут пожертвовать судьбой даже одного своего соплеменника!

Кишиневские бездушные бюрократы в очередной раз просто заставляют гагаузов показывать свой характер, пишет Gagauzlar. И, конечно же, не может быть никаких сомнений в том, что нынешний башкан Гагаузии - не ставленник Кишинева! - не даст в обиду гагаузских выпускников и выдаст им дипломы. Да, они будут без указания такого предмета, как румынский язык - раз уж его не удалось сдать. Но это не значит, что мы не хотели бы, чтобы этот предмет там был. Просто Кишинев, проявляя свою невменяемую упёртость, не хочет, чтобы этот предмет в гагаузских дипломах был.

Гагаузов на мякине не проведешь! - продолжает Gagauzlar. Мы отчетливо понимаем, что события, развернувшиеся в Молдавии вокруг сдачи экзамена по государственному языку - это наглое и откровенное выдавливание русскоязычных из общественной и государственной жизни Республики Молдова. Найден способ, как оставить "чужих" в этой стране русскоговорящих, выпускников русских школ без образования! Управлять необразованными - вообще легче. Образованные задают слишком много вопросов, понимают слишком много в происходящих процессах. Поэтому не исключено, что на гагаузах лишь пробуется, обкатывается то, что потом ударит даже по выпускникам титульной нации. Вдруг кто-то из захвативших власть в стране завтра решит, что ему лучше и комфортней править темной, необразованной массой? Тогда "неуды" посыплются на головы всех. И тогда все послушное общественное стадо будет следовать в этой жизни лишь по одному кругу: сапа - поле - избирательная урна - огород.

Может быть, поэтому мало кто в Молдавии понимал башкана Гагаузии, когда еще более 4 лет назад он заявил - для автономии приоритетом станет образование, пишет Gagauzlar. Не экономика, не социальная сфера, не инфраструктура, а образование. Потому что именно оно в здоровом обществе способно стать базисом для развития и экономики, и инфраструктуры, и всего движения вперед. И ведь определенных успехов удалось-таки достичь! Сделан прорыв в оснащении учебных заведений, идет битва за повышение квалификации преподавателей и качества знаний, в ВУЗы за границей поступает все больше наших выпускников, и они там высоко котируются! Мы достигли уровня, что каждый четвертый выпускник лицеев поступает учиться за рубеж. С 23 детей в 2006 году, Гагаузия подняла планку до 130 поступающих в одни лишь российские ВУЗы. Это, кстати, хорошее подспорье и для семейного бюджета. Эти дети учатся бесплатно, им дают общежитие. Они будут получать стипендию в 1100 рублей, а общежитие будет обходиться всего в 55 рублей (20 леев). Сравним это с молдавскими вузами. Общежитие - вряд ли. Значит, жилье - снимай, деньги за обучение - плати (потому что с такими оценками по румынскому языку бюджетные места - румынам)... Значит, правильную политику ведет башкан в области защиты права граждан на образование?

Кишинев в области образования охотно вставляет Гагаузии палки в колеса, а сам кое-что уже понял, и теперь тоже собирается делать образование приоритетом, продолжает Gagauzlar. Видимо, когда министр образования г-н Шляхтицкий посетил Гагаузию, и когда ознакомился с докладом, подготовленным Управлением образования, проникся результатами, нами продемонстрированными... Да вот только плохо, что его зависть при этом обуяла, и лишь жесткими тестами он решил обуздать "прытких гагаузов".

Возвращаясь вновь к этим злополучным экзаменам, в голове рождается еще один "неудобный" для Кишинева вопрос, пишет Gagauzlar. В Гагаузии имеется 10 педагогов с высшей дидактической степенью (а дает ее лишь сам министр образования!), то есть это представители когорты лучших преподавателей Молдавии, пусть даже их пока такая небольшая на всю автономию группа. Но почему же никто из них не был включен в состав экзаменационных комиссий? И почему на экзамен были выставлены задания с таким глубокомысленно-философским смыслом, о котором не каждый сможет рассуждать даже на родном языке? Назовем же все своими именами: это целенаправленная дискриминация, имеющая дальним прицелом выдавливание из Молдавии, или рабское принижение остающихся здесь русскоговорящих.

В Молдавии только один человек заступился за детей в этот неадекватный выпускной год - башкан Гагаузии Михаил Формузал, продолжает Gagauzlar. Председатели же молдавских районов показали удивительное равнодушие к судьбам своих граждан, своих детей. Ни один даже за ухом не почесал, чтобы что-то сделать - все тупо промолчали. А ведь дискриминация коснулась не только Гагаузии. Если взять, для примера, наполовину русскоязычный Кагул, то там результаты по экзамену еще хуже. Там "неуды" получили 13 процентов выпускников! Это настоящий скандал, о котором почему-то никто не кричит! На наш взгляд, это не их, выпускников, "неуд". Это жирный "неуд" министерству образования, правительству и всему молдавскому государству. А уж председателям районов - само собой разумеется, раз они такое стерпели.

В Гагаузии по итогам скандальных экзаменов еще будут сделаны оргвыводы, пишет Gagauzlar. Михаил Формузал дал поручение "взять на карандаш" тех педагогов, у которых дети массово "завалили" экзамен. Будет рассмотрен вопрос об их дидактических степенях. Их придется аннулировать, подтверждать заново. Эти преподаватели будут направляться на дополнительные занятия с целью повышения их квалификации. Оценки деятельности педагогов со стороны Управления образования Гагаузии будут серьезно ужесточены. Ответственность педагогов будет персонализирована. Уроки будут, несомненно, извлечены. Наказывая гагаузских выпускников, вычеркивая из их жизни 12 лет обучения, ломая им всю оставшуюся жизнь, министерство образования должно понимать, что этот процесс не может проскользнуть мимо виноватых в этом "стрелочников" - преподавателей государственного языка, не обеспечивших готовности своих учащихся к тестам. Ибо все в этой жизни возвращается на круги своя.

Напоследок хочется заметить, что нет ни одного председателя района в Молдавии, чей ребенок не сдал экзамены на бакалавра, продолжает Gagauzlar. А если с ребенком какого-то влиятельного чиновника и случился незапланированный прокол, то последствия этого - даже в Комрате - были незамедлительно исправлены в ходе апелляции. Основными жертвами чванливого кишиневского чиновничьего самодурства вновь стали дети крестьян. Ну, такая вот у нас справедливость. Зато и цели сразу ясны - чтобы головы с огородов не поднимали. Но в Гагаузии это не пройдет. Во всяком случае, в этот раз. Во всяком случае, при нынешнем башкане. Будет поднята на уши вся планета, привлечены все международные структуры, использованы все мыслимые возможности, насколько бы "радикальными" они не казались, но дискриминация будет устранена. Так и запишем - нет дискриминации! Нельзя требовать от земли урожая, пока не посадил в нее зерно. Нельзя огульно требовать от детей знаний по высшему разряду, если этих знаний в ходе образовательного процесса не дал. И никогда нельзя делать детей жертвами каких-то непонятных процессов и амбиций, подводит итог издание.

В Министерстве образования и просвещения Республики Молдова решили выдать гагаузским выпускникам, не сдавшим румынский язык, справки об окончании учебного заведения, пишет Vatan. На основании этих справок, выпускники смогут поступать в профессиональные или средние специальные учебные заведения, однако в вузы им путь закрыт. Тем не менее, Народное cобрание Гагаузии поддержало инициативу Исполкома автономии о разработке дипломов внутри Гагаузии, которые позволят выпускникам, провалившим экзамен по румынскому языку, поступить в Комратский Государственный Университет. Мы решили узнать, что думают о такой сложившейся ситуации участники общественного объединения "Наш дом Гагаузия":

Георгий Георгиевич Златов: "Я считаю, что над этой проблемой немало поработали и Исполком, и Народное собрание Гагаузии, и управление образования автономии. Эти справки, конечно, не решают в полном объеме проблему наших выпускников. И раз Кишинев не хочет пойти навстречу нашим детям, правильно делают гагаузские власти, что утверждают местный диплом, позволяющий поступать в КГУ. За год дети подтянутся по молдавскому языку, а в 2012 году пересдадут этот экзамен. Но целый год они терять не должны! Естественно, конфликта между Комратом и Кишиневом это не решит - центральные власти не хотят нас слышать!" (Vatan)

Константин Петрович Златов: "Справки об окончании учебных заведений, которые будут выдаваться нашим выпускникам, решат проблему лишь частично. Но раз другого выхода нет, то пусть будет хотя бы так. А то, что гагаузским выпускникам будет позволено поступать в Комратский Госуниверситет - это уже лучше. Детям все же должны были дать больше возможностей". (Vatan)

Михаил Петрович Влах: "То решение, которое вынесли в министерстве просвещения, не решает проблему наших ребят. Да я и не уверен, что КГУ примет этих выпускников на учебу на основании того диплома, который сейчас разрабатывается в управлении образования Гагаузии, так как ректор этого университета напрямую подчиняется Кишиневу. Но, если все-таки удастся довести все это до ума, то это будет очень большим плюсом. Дети - это самое дорогое, что у нас есть, поэтому мы не должны допустить, чтобы они потеряли целый год. Руководство Гагаузии проявило в этом деле особое рвение, что очень приятно. Насколько нам известно, на днях башкан Гагаузии и начальник управления образования выедут еще и в Тирасполь, где договорятся, чтобы и там приняли наших детей в местные вузы". (Vatan)

Справка ИА REGNUM: Согласно конституции Молдавии, государственным языком в стране является "молдавский язык на основе латинской графики". В то же время во всех учебных заведениях на протяжении всех 20 лет независимости РМ изучаются предметы "Румынский язык" и "Румынская литература". Молдавский и румынский языки, несмотря на ряд региональных отличий, выражающихся в использовании кириллицы либо латиницы, а также большего числа славянизмов в молдавском языке, представляют один и тот же язык, а вопрос идентичности является политическим маркером для населения Молдавии. При этом румынская идентичность исторически вторична по отношению к молдавской. Понятия "румыны", "румынский народ" и "румынский язык", созданный трансильванскими лингвистами на латинице, были изобретены в конце XVIII века. Молдавская же письменность существует на кириллице с момента своего появления в XVI веке. 31 августа 1989 года Верховный совет Молдавской ССР принял Закон о статусе государственного языка МССР и Закон о "возврате" молдавского к латинской графике, в то время как молдаване Приднестровья сохранили изначальную кириллическую графику молдавского языка. Русский язык, согласно действующему молдавскому законодательству, является языком межнационального общения, однако на практике эта норма соблюдается не в полной мере и постоянно нарушается молдавскими властями. При этом в Гагаузии, где для абсолютного большинства населения русский является родным языком, он имеет статус официального наряду с гагаузским и молдавским.

Федерализация Молдавии: "Тараклийский район мечает об автономии"

Главной проблемой Республики Молдова на пути к Европейскому сообществу является непримиримый Тирасполь, пишет Haberlar. Разъединенная Молдавия никого не привлекает на Западе, а Приднестровье всё ещё остаётся очагом разделения российского и западного влияния на граждан количеством менее четырёх миллионов человек. История разделения или, так сказать, расслоения молдавского общества уходит уже в далекие 80-е годы. В процессе перестройки, когда республики Союза ССР поддались западному соблазну, и начался так называемый национальный вопрос. Во многих республиках стали ущемляться права нацменьшинств. Однако первым секретарям ЦК компартий этих республик (а в последствии новообъявленным "демократам") казалось, что в этих межнациональных конфликтах пахнет демократией.

Молдавия - многонациональная страна и в ней нужно согласие, продолжает Haberlar. К сожалению, из-за амбиций 20-летней давности мы можем потерять часть нашей страны, нашей истории, нашего народа - Приднестровье (Приднестровье, в советский период ставшее основой Молдавской ССР, никогда не являлось ни частью исторической Молдавии, ни частью Республики Молдова - прим. ИА REGNUM). Безусловно, что в Республике Молдова на сегодняшний момент могло бы быть два таких неподконтрольных региона. АТО Гагаузия, о которой в свете последних событий говорят везде, тоже могла бы продолжить свое "независимое" существование на юге страны (с 1990 по 1994 годы Гагаузия не признавала центральные власти Молдавии). На самом деле, Гагаузия, даже являясь частью республики, является серьезным подспорьем для государственности Молдавии. Ведь, в Законе Республики Молдова "Об особом правовом статусе Гагаузии" четко прописано, что "в случае утраты Республикой Молдова независимости, АТО Гагаузия имеет право на внешнее самоопределение". Естественно, многие законы, касательно и Гагаузии, и простых районов страны, во многом не выполняются. Но следует отметить, что понятие "независимость государства Республика Молдова" настолько актуально сегодня в Гагаузии, что в случае ее (независимости) утраты, гагаузы предпримут адекватные меры и без того самого, еле ощутимого, закона.

В этом, скорее всего, убедились нынешние руководители государства, пишет Haberlar. Хотя, они абсолютно опровергли желание башкана Гагаузии Михаила Формузала выдать гагаузских лицеистам, не сдавшим экзамен по государственному языку, собственные дипломы, руководство автономии решительно защитило права своих жителей. Хочется отметить, что за последние годы внезапно появились разного рода несогласия между Кишиневом и Комратом. Это и распределение бюджета республики, это и точка зрения, так скажем, "субъектов" на историю страны, на её настоящее и будущее. Это и многочисленные законопроекты, призванные ущемить южан, но ни в коем случае, не облегчить их положение.

За Гагаузией пристально и детально следят из центра, продолжает Haberlar. Это только так кажется, что власти "наплевательски" относятся к автономии. Республику Молдова, почему-то, смущают отношения автономии с Турцией, Россией, Азербайджаном, и, особенно, Приднестровьем. Совсем недавно, как стало известно, еще одно село, уже из Кантемирского района, желает войти в состав Гагаузии из-за бытовых неудобств. Напомним, ранее об этом изъявили желание четыре населенных пункта из Тараклийского района. Реакция властей была однозначной: Михаил Формузал - экстремист! Так будет до тех пор, пока у Гагаузии не отнимут автономность и право, хотя бы, высказывать свое мнение.

Да, в Республике Молдова государствообразующим этносом является молдавский народ, утверждает Haberlar. И государственным языком в ней должен быть молдавский язык. Но это не дает права некоторым политическим элитам мнить из себя, как представителей коренного молдавского народа, хозяев этой страны. Они не имеют морального права воспитывать поляризованное, натравленное друг на друга общество. Во всяком случае, к теме национальных отношений нужно подходить осторожно и аккуратно. Возможно, из-за отсутствия "осторожности" и "аккуратности", у нас до сих пор нет порядка в стране, что, безусловно, очень обидно.

А ведь на примере Гагаузии можно было бы раз и навсегда разрешить конфликт на Днестре, полагает Haberlar. Смирнов и сам не прочь получить широкую автономию, но не такую, как у гагаузов, утверждает издание. Единственный выход из этой ситуации, и то не "стопроцентный", это федерализация Молдавии, разделение её на равноправные субъекты. Об этом говорится давно. К этому привыкло ухо гражданина ПМР и жителя Гагаузии, а то и жителя Тараклийского района. Тараклийский район, кстати, еще один специфический регион Молдавии, который также не совсем доволен своим положением. По экономическим показателям, этот район - самый бедный в республике. Если гагаузы хотя бы требуют или получают что-либо из-за границы, то тараклийцы только мечтают об автономии, не культурной, а автономно-территориальной.

Так что же такое "переформатирование регионов"? - продолжает Haberlar. Нет, это не объединение районов в уезды. Это не отделение Гагаузии и, ни в коем случае, не экстремизм. Это, скорее всего, своего рода перезагрузка и оценка той "демократии", которую мы строили последние два десятка лет. Переформатирование - это то, что должно превалировать над национализмом. Это общая точка зрения, это - золотая середина. Это уважение позиций всех народов, религий и политических партий. Переформатирование со стороны республиканских властей должно быть не столько территориальным, сколько нравственным и в то же время стратегическим. В Молдавии очень сложно быть патриотом. Повседневно на нас распространяется влияние из-за рубежа, влияние иллюзий и идеологий. Однако, чтобы быть настоящим патриотом, необходимо быть взвешенным и аполитичным человеком, ибо у каждого есть своя правда, подводит итог издание.