Теракты в Казани 19 июля, в ходе которых был ранен муфтий Татарстана Ильдус Фаизов и убит начальник учебного отдела ДУМ Валиулла Якупов, продемонстрировали, что ситуация в мусульманском сообществе республики далека от идеальной. Свое видение нынешнего положения и перспектив ИА REGNUM предложил татарский богослов, председатель Совета улемов Российской ассоциации исламского согласия (РАИС), директор Центра изучения Корана и Сунны Фарид Салман.

ИА REGNUM: Как бы вы охарактеризовали сложившуюся на сегодняшний день ситуацию в умме Татарстана?

Сейчас ваххабиты в регионе выполнили свою первоочередную задачу - ликвидировали мозговой центр Духовного управления мусульман Татарстана в лице Валиуллы Якупова, тем самым устранив своего главного идеологического противника. Слава Всевышнему, муфтий республики остался жив. Но если бы он погиб, чего очень добивались ваххабиты, то в мусульманской умме республики произошел захват власти, причем легальным способом. Был бы объявлен созыв чрезвычайного съезда мусульман Татарстана, на котором избрали бы людей из команды прежнего муфтия (Гусмана Исхакова - прим. ИА REGNUM).

Тем более что люди, занимавшие посты при прежнем руководителе ДУМ РТ, до сих пор занимают ключевые посты. При сохраняющейся угрозе реванша это просто недопустимо. Ситуация вокруг ДУМ, надо признать, все-таки не настолько стабильная: если, не дай Бог, теракт против Ильдуса хазрата Фаизова удался бы, то ваххабиты вернулись бы к власти, получив ее на съезде. Либо сам Гусман Исхаков, либо, скорее всего, его человек оказался бы во главе ДУМ Татарстана. Но, слава Аллаху, их планам не удалось реализоваться: муфтий жив. Вопрос же о дальнейшем развитии мусульманской уммы повис в воздухе.

ИА REGNUM: Во время прощания с Валиуллой Якуповым в Казани и на его похоронах присутствовали имамы-ваххабиты. Как это объяснить?

В отличие от традиционных мусульман, ваххабиты не задумываются о моральной чистоте. Чего стоит сам факт покушения на духовного главу республики, убийства выдающегося богослова, да и просто человека в священный месяц Шаабан, в канун священного месяца Рамазан! Так что лицемерие ваххабитов для многих уже не секрет. Зачастую люди спрашивают: ваххабизм существует на самом деле? Или - "чем так плох ваххабизм"? Очень надеюсь на то, что случившаяся трагедия, наконец, раскроет мусульманам глаза.

Вместе с тем, меня поразило отношение имамов к случившейся трагедии. Я молился на пятничной молитве в одной из значимых мечетей Казани: в ней на пятничной проповеди не было даже упомянуто то, что произошло, а имам не удосужился помолиться за здоровье выжившего с помощью Аллаха муфтия республики... В Набережных Челнах, как мне рассказали, в одной из мечетей, чуть ли не радовались тому, что произошло... И это не случайно - на протяжении почти полутора лет интернет-пространство заполнено всяческой ложью, наветами и грязью в отношении муфтия Ильдуса Фаизова, погибшего Валиуллы Якупова и других духовных лиц.

ИА REGNUM: Каковы перспективы у мусульманской уммы Татарстана?

Сейчас большое значение приобретают различные частные исламские центры - культурные, образовательные и др. Они не подчиняются муфтияту и действуют самостоятельно, бесконтрольно. Именно эти центры играют сегодня ведущую роль в ваххабизации и прочей радикализации мусульманской молодежи в духе такфиризма, салафизма. Кроме того, невозможно контролировать подпольные медресе и мечети на частной территории. И если частные центры при соответствии их деятельности законодательству все же получают государственную регистрацию, то подпольные молельные дома и медресе вообще не проходят какой-либо легализации.

В итоге, существуют параллельные ДУМ центры религиозной власти. И здесь ситуация будет ухудшаться. Возникнут новые формы неповиновения официальному духовенству, противодействие идеологии традиционного ислама будет усиливаться. Рубеж уже перейден. Радикалы продемонстрировали: они готовы проливать кровь. Налицо развитие ситуации по дагестанскому варианту. И единственной силой, способной пресекать деятельность подобных подпольных центров экстремизма, являются органы государственной безопасности и правопорядка.

ИА REGNUM: Часть федеральных комментаторов и некоторые представители местных властей стараются объяснить теракты в Казани сугубо экономическими причинами: дескать, не поделили деньги муфтий и компания "Идель-хадж". Все только из-за денег?

Даже если на секунду согласиться, что все случившееся с муфтием произошло из-за денег, то зачем было убивать Валиуллу Якупова? Он не курировал финансовые вопросы, а занимался идеологией, создавал единое мусульманское образовательное пространство, писал учебники, книги. Зачем было его убивать? Тут однозначно идеологическая подоплека. Несомненно, что в этой трагедии присутствует и экономическая составляющая: ведь существует проблема самофинансирования радикально-настроенных сил. Однако политическая, вернее, идеологическая причина все же первостепенна.

Нанесен ужасный урон имиджу Татарстана и лично президенту Рустаму Минниханову. Ведь именно с именем Минниханова связана популяризация традиционного ислама в республике и за ее пределами. Почему это произошло? Произошло это потому, что до сих пор бытует ошибочное мнение, утвердившееся в сознании чиновников - "проблемы ваххабизма (салафизма и прочего радикализма) не настолько опасны, их опасность преувеличена". Об этом предупреждал и покойный Валиулла-хазрат, говоривший, что часть местной элиты уже срослась с радикально настроенными религиозными кругами.

Теракт в Казани подвел итоговую черту под тем, что называют "религиозной политикой Татарстана". Ответственные за нее (эти вопросы курирует Аппарат президента Татарстана во главе с Юрием Камалтыновым, Управление президента по взаимодействию с религиозными объединениями возглавляет Марат Гатин - прим. ИА REGNUM) не смогли оценить масштабы исламского радикализма, отделить зерна от плевел, продолжая мыслить устаревшими стереотипами.

Хотел бы напомнить, что президент России Владимир Путин также констатировал, что "ситуация в нашей стране далека от идеальной". И эти слова были произнесены в связи с трагическими событиями в Казани. Что еще должно произойти, чтобы некоторым ответственным лицам стало понятно, что ваххабизм, салафизм и прочие подобные им движения, а также их последователи - это угроза существованию государства? Теракт на улицах Казани меньше чем за год до начала Универсиады - это целенаправленный подрыв имиджа республики, позиционируемой как регион межконфессионального согласия. Кстати, я согласен, что Теракты в Бургасе, Дамаске и Казани, случившиеся практически одновременно, - это звенья одной геополитической цепи, инструментом которой служит террор под маской религии.

ИА REGNUM: Удастся ли решить ситуацию вокруг мечети "Кул Шариф" в Казани, которой руководят салафиты?

Проблема мечети Кул Шариф с ее проваххабитски настроенными имамами существует и она, на мой взгляд, - ключевая. Но есть еще и другие проблемные участки. Однозначно, необходимо решить кадровые вопросы, не оставлять их на потом. Время уже не терпит. Нельзя показывать слабость власти, как это произошло в вопросе с мечетью "Кул Шариф" этой весной. В этой связи я предвижу некоторые возражения, связанные с нехваткой кадров. Я хочу обратиться к руководству наших духовных образовательных центров с настоятельной просьбой улучшить процесс обучения наших будущих имамов.

Ведь до сих пор никто и нигде по республике целенаправленно не обучает будущих имамов противостоянию экстремистам от религии, в программе обучения нет даже такого предмета. Может, для решения проблемы надо сократить очный курс обучения, принять чрезвычайный план подготовки кадров. Необходимо направлять будущих имамов непосредственно на место будущей работы во время учебной практики, нужно вернуться к системе распределения и обязательной отработки после окончания учебного процесса. По крайней мере, это даст возможность отсеять процент случайных и идеологически неопределившихся абитуриентов. Самое важное то, что таким образом будет решен кадровый вопрос: нельзя допускать, чтобы лица, получившее образование в инородной идеологической системе, просто проходили "переаттестацию" и вновь получали доступ к работе с верующими.

ИА REGNUM: Что ожидает Поволжье, если оставить все как есть?

Татарстан вступил в стадию "кавказизации": боевики, живущие в лесах, домашние лаборатории по производству взрывчатки, убийство имамов в подъезде своих домов, теракты в центре городов, имамы-ваххабиты во главе мечетей - разве это не напоминает Дагестан? А это все происходит сейчас в Татарстане.

Также есть и "крымский вариант". Там дети некоторых руководителей региона попали под влияние ваххабитов-салафитов или хизбитов. Естественно, что родители сдавать своих детей в правоохранительные органы не хотят... И у нас в Татарстане у ваххабитов на разных уровнях есть свои сторонники, которые руководствуются личными, а не государственными интересами.

ИА REGNUM: В публикациях некоторых федеральных комментаторов по "казанской теме" уже звучат призывы пойти на диалог с представителями нетрадиционного ислама в Татарстане, "выслушать противную сторону" и договориться. Это реально?

Более наивных и играющих на руку самим ваххабитам призывов сложно найти. О чем с ними вести диалог? С теми, кто взрывает твою машину или стреляет в тебя в подъезде дома, вы собираетесь договариваться? Приходится также слушать от сочувствующих ваххабитам такие слова: "Мы за мир и дружбу, а вот появляются какие-то эксперты, которые рассказывают страшилки о ваххабитах, призывают с ними бороться, портят имидж региона. Эти эксперты и есть самые настоящие противники диалога за мир. С ваххабитами же надо не бороться, а вести диалог".

Не надейтесь. Любой диалог между мусульманами традиционного толка и радикалами от религии закончится захватом радикалами духовной власти со всеми вытекающими последствиями. Общество хочет этого, государству это нужно?

ИА REGNUM: Сейчас руководство Татарстана живет предстоящей Универсиадой, однако все заявления об успешной о подготовке к ней перечеркивают теракты...

Нурлатский район, Мемдель, Казань - а дальше запятая и многоточие. Ваххабиты на этом не остановятся. Тех, кого сейчас арестовали, это лишь видимая часть айсберга. За ними стоит мировое ваххабитское сообщество, которое теперь все чаще показывает свое истинное лицо. Опыт показывает: там, где появляется ваххабизм, там обязательно льется кровь. Нам остается молиться и уповать на Всевышнего, а также верить в то, что государство и наше общество справятся при божьей поддержке с этой бедой.