Своими заявлениями в Ереване премьер-министр Грузии Бидзина Иванишвили поставил под сомнение концепцию развития, проводимую в этой стране в течение последних 20 лет. Об этом в беседе с корреспондентом ИА REGNUM заявил глава армянского Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества, политолог Степан Григорян. По его словам, это не могло не вызвать ответной реакции у политических оппонентов лидера "Грузинской мечты".

"В чем тут дело: после развала, когда на карте образовались сразу полтора десятка новых государств, все они начали активно сотрудничать с Европой. Это касается как стран Закавказья, так и Белоруссии, Украины и даже России. В Грузии этот процесс шел более ярко, поскольку даже в советские времена в этой стране были сильны проевропейские настроения. Грузины считают себя ближе к Европе цивилизационно, в плане менталитета, хотя и со своей спецификой. Это один из трех факторов, который предопределил выбор Грузией западного пути развития", - отметил эксперт.

Вторым фактором Степан Григорян назвал географию, так как у Грузии через Черное море есть прямой выход в Европу. "Территориальное расположение этой страны, отсутствие географических барьеров создали дополнительные возможности для Грузии, позволившие ей еще больше укрепить европейский курс", - отметил он.

Третий и решающий фактор, по мнению главы Аналитического центра глобализации и регионального сотрудничества, - российско-грузинская августовская война 2008 года. "Дело в том, что и до этого у грузинской элиты закрепилось мнение о том, что за нестабильностью в неспокойных, несколько отчужденных регионах на окраинах страны стоит Москва, и эта увязка с русскими была довольно жесткой. Доводы о самоопределении просто не воспринимались. Россия, и точка. Это было при всех правительствах", - заметил политолог.

Одновременно Степан Григорян напомнил, что еще при Эдуарде Шеварнадзе в Грузии была принята доктрина, согласно которой, Грузия должна стремится к членству в ЕС, а безопасность этой страны должна быть завязана на сотрудничестве с НАТО. "И вот на фоне этой доктрины последние 20 лет эти 3 фактора неуклонно склоняли Грузию к Западу. Нерешенный конфликт в Абхазии и Южной Осетии стал последней точкой. В Тбилиси сегодня оценивают ситуацию примерно так: русские нам территории не возвращают, значит терять нечего, пошли на Запад", - поделился размышлениями Григорян.

"И вот, в Грузии к власти пришел лидер, который говорит: а знаете что, давайте-ка мы будем пытаться в той или иной степени восстановить отношения с Россией, наладить диалог без каких-либо предусловий. Более того, в Ереване Иванишвили заявил, что политика Армении и присущая ей способность поддерживать хорошие отношения с Россией и с НАТО (противоположными, по сути, полюсами) достойна подражания. Первым своим заявлением Иванишвили дал понять, что готов в определенной степени признать существующую ситуацию и начать говорить с Россией без предусловий, не затрагивая вопросы Абхазии и Южной Осетии. С другой стороны, упоминание им примера Армении и ее комплементарной политики может говорить о намерении "сбавить темпы" на пути к НАТО, чтобы не раздражать этим большого северного соседа", - полагает Григорян.

Что касается реакции представителей "Единого национального движения" и президента Грузии Михаила Саакашвили, политолог отметил, что это очень опытные дипломаты, государственные деятели, которые поняли, в чем дело. "Таких 5-6 человек, большинство в Грузии пока не поняли, а когда это произойдет, то на Иванишвили обрушится шквал критики", - уверен он.

Обобщая, Степан Григорян отметил, что успех такого курса Иванишвили достаточно маловероятен, так как внутри его же блока подавляющее большинство выступает за продолжение прозападного курса.

Как ранее сообщало ИА REGNUM, будучи в Ереване, Иванишвили заявил, что Грузия неуклонно будет следовать по европейскому направлению. "Возникает вопрос - можно ли совместить восстановление дружеских отношений с Россией и при этом иметь хорошие отношения с НАТО, стремиться к нему, иметь хорошие отношения с Америкой и с входящими в НАТО странами. Я думаю, что хороший пример для грузин - Армения, которая отлично ладит с Россией и состоит в дружеских отношениях с Америкой и с остальными странами-членами НАТО. Соответственно, все это возможно, и я считаю, что мы обязаны, и я очень надеюсь, что мы сможем все это совместить", - заявил глава грузинского правительства.