В постсоветской Белоруссии, как и в других постсоциалистических "молодых демократиях", не теряет своей актуальности проблематика ревизии истории. В XXI веке проблема конструирования нового "пантеона героев" актуализировалась и стала неотъемлемой частью идеологического противоборства в белорусском обществе. Представители официальной историографии, западнорусизма и "литвинизма" ищут образы выдающихся личностей, призванных стать нравственным ориентиром для белорусов. В ответ на публикацию белорусского историка, кандидата исторических наук Нины Стужинской "Национальный пантеон: возвращение героев" ИА REGNUM публикует мнение белорусского историка, кандидата исторических наук Александра Бендина.

Чтение мифопоэтического текста г. Нины Стужинской, преподнесенного читателю "Институтом белорусской истории" в форме идеологического заклинания, несет очевидную практическую пользу. Оно помогает понять, почему в современном белорусском обществе так сложно и трудно усваиваются либеральные идеи. Принципы плюрализма, уважения права на инакомыслие, одним словом, все то, что утверждает достоинство человеческой личности, с трудом воспринимается как сверху, так и снизу.

Читая текст Н. Стужинской, с грустью осознаешь, какой долгий и тяжкий путь предстоит нам, прежде чем сформируется интеллектуальный слой, способный глубоко и творчески усвоить великое наследие ответственного европейского свободомыслия. И дело здесь не только в крестьянской ментальности большинства населения, неизжитом наследии советской несвободы и скудном идейном багаже господствующей бюрократии. Вернее, не только в этом. И вот почему.

Я согласен с автором в том, что советская идеологическая топонимика должна быть решительно упразднена. Упорное сохранение имен Ленина, Свердлова, Дзержинского и прочих красных убийц в названиях улиц, площадей и населенных пунктов представляется мне кощунственным. Но что же предлагает г. Стужинская взамен советскому пантеону "героев"? Ответ прост до элементарности. Нужен свой "Национальный пантеон", призванный вернуть забытым белорусским "героям" заслуженную славу. Здесь и проявляется квазилиберальная сущность пламенных борцов за светлое националистическое будущее. Более того: матрицы исторического мышления этих людей способны воспроизводить только один авторитарный идеологический продукт - "история КПСС", подаваемый в современном "национальном" изводе. Действительно: за какой бы исторический проект не взялись "национально сознательные" активисты, на поверку выходит все та же неизбывная "история КПСС". Идеологические камлания, устроенные националистической братией в связи с годовщиной польского восстания 1863 г. - наглядный тому пример.

Идея "Национального пантеона" не только авторитарна по своей сути, она принципиально антиисторична, так как предусматривает сугубо идеологические критерии отбора "героев". Этим-то как раз успешно и занималась коммунистическая историография. Вот только критериями отбора нынешних составителей "пантеона" служат не классовость и партийность, а племенное происхождение и русофобия. Парадокс ситуации заключается в том, что реализация очередной националистической затеи, рекламируемой ныне как обретение свободы, на деле будет означать консервацию принципов, которые были характерны для коммунистического единомыслия. Выходит, что белорусские этнические националисты органически не способны к усвоению западных либеральных идей и ценностей. Более того: они дискредитируют либерализм, предлагая обществу под видом свободы идейные суррогаты, заимствованные из отвергаемого ими советского прошлого.