Для «Концепции школьного филологического образования», которую представила на состоявшемся 10 ноября в Общественной палате РФ круглом столе председатель Общероссийской общественной организации «Ассоциация учителей литературы и русского языка» Людмила Дудова принципиальным является ценностно-смысловое понимание изучаемых предметов, сообщает корреспондент ИА REGNUM.

«Мы придерживаемся в своей концепции необходимости формирования в процессе изучения ценностно-смыслового восприятия русского языка — языка, который отражает национальные идеи и представления о мире. Мы против того, чтобы смотреть на предмет „русский язык“ исключительно только с точки зрения формирования грамотности или функциональной грамотности, как сейчас принято говорить. Мы считаем, что на уроках русского языка язык должен изучаться как научный феномен, как ценностно-смысловое явление, как культурный феномен», — заметила она.

Концепция, по ее словам, однозначно говорит о неприятии прагматического представления о чтении только как о процессе усвоении и переработки текстовой информации и игнорирования ценностно-смысловой природы чтения художественного произведения.

Дудова отметила, что концепция служит также цели согласования позиций во взглядах на филологическое образование: «Мы прежде всего рассматривали концепцию как отражение согласованных подходов в общеобразовательной школе». Она обратила внимание на содержательную часть литературного образования, которая должна состоять из произведений, художественное совершенство которых не вызывает сомнения, а школьный курс должен отражать все этапы развития словесности. Добавим, что инициатором создания Концепции выступило педагогическое сообщество, предложившее на Первом съезде Ассоциации учителей литературы и русского языка в ноябре 2013 года сформировать рабочую группу и создать документ, определяющий цели и задачи обучения русскому языку и литературе. 

В состав разработчиков документа вошли ученые (филологи и методисты) из старейших педагогических вузов России.