Молдова получит часть европейских свобод. В Евросоюз - через Пакт стабильности. Куда вступает Молдова. США не ратифицируют Договор об обычных вооруженных силах в Европе, пока Москва не выведет войска из Приднестровья и Грузии. НАТО интересуется российским оружием в Приднестровье. Молдавских полицейских не пустили в Приднестровье. МВД Молдовы убеждено, что Приднестровье производит оружие. Глава Миссии ОБСЕ подсказывает оппозиции. Государственный прессинг.

Молдова получит часть европейских свобод

Евросоюз планирует распространить на Молдову, Россию, Белоруссию и Украину часть европейских свобод. Как сообщает "ИНФОТАГ" со ссылкой на Reuters, на встрече с журналистами в среду 3 марта глава Европейской комиссии Романо Проди сказал, что "Европейский союз намерен после расширения предоставить своим новым соседям все преимущества членов ЕС, за исключением участия в принятии решений". "Мы намерены делить с этими странами все, за исключением наших институтов, и основывать наши отношения на общности ценностей и интересов", - сказал глава исполнительного органа ЕС.

Проди добавил, что "долгосрочной целью новой политики ЕС является распространение на его соседей четырех ключевых свобод, на которых основано существование Союза: свободы передвижения товаров, услуг, людей и капитала".

В рамках программы TACIS Европейский союз окажет Молдове помощь в реализации проекта поддержки экспортеров и привлечения инвестиций. Как передает "ИНФОТАГ", об этом заявил в четверг эксперт TACIS Младен Миланович на пресс-конференции по итогам состоявшегося в Кишиневе "круглого стола" по проблемам инвестиций и экспортной политики Молдовы. По его словам, проект "FasТrack procedure" включает два субпроекта "FasТrack investments" и "FasТrack exports"."В области инвестиций предусматривается упрощение процедуры регистрации инвестиций в сельское хозяйство и информационные технологии Молдовы. Второй субпроект направлен на поддержку активных экспортеров сельхопродукции, обуви, швейных изделий, тканей", - сказал эксперт.

Как информирует агентство "Новости-Молдова", по словам представителя бюро Европейской комиссии в Кишиневе Ивана Борисавлевича, сейчас бюджет программы TACIS составляет 25 млн. евро, но в будущем может быть увеличен до 45 млн. евро. Борисавлевич считает, что увеличение бюджета позволит увеличить количество проектов, реализуемых в Молдове в рамках программы TACIS. В частности, появится дополнительная возможность предоставлять молдавским организациям больше грантов и кредитов на безвозмездной основе.

Он отметил, что получателей помощи определит конкурс, условия которого пока не определены. "Пока не установлено, кто выступит администратором проекта - правительство или другая организация. Известно лишь, что он будет краткосрочным - максимум на один год", - подчеркнул Миланович. По его словам, аналогичный проект был успешно реализован два года назад в Ильичевске (Украина), сообщает "ИНФОТАГ".

В Евросоюз - через Пакт стабильности

Активность Молдовы в Пакте стабильности и Совете Европы станет знаком для Европейского союза относительно перспективы включения страны в европейское сообщество, заявил 1 марта на пресс-конференции в Кишиневе специальный координатор Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы Эрхард Бусек, информирует МОЛДПРЕС. Он объявил, что на открывшейся в тот же день в молдавской столице международной конференции "Республика Молдова в Пакте стабильности: достижения и перспективы" были установлены предварительные условия для активизации роли Молдовы в Пакте стабильности для Юго-Восточной Европы с целью сближения с Европейским союзом.

Бусек приветствовал завершение Кишиневом переговоров по соглашениям о свободной торговле со всеми региональными партнерами. "Выполнение этих соглашений, установление благоприятного инвестиционного климата, изменения в энергосистеме для подключения к альтернативным источникам энергии, расширение рынка молдавского экспорта позволят начать те реформы, которые проводят все страны-кандидаты на вступление в ЕС. Это будет способствовать большей открытости европейского сообщества Молдове и его более активному вовлечению в разрешение приднестровского конфликта", приводит слова Бусека МОЛДПРЕС.

Обсуждались и проблемы местной демократии и СМИ в Молдове. Европейские специалисты отмечали, что прессе необходимо придерживаться принципов непредвзятости и объективности и подвергать критике за допущенные ошибки в равной мере и оппозицию, и правящую власть. Коснувшись административно-территориальной реформы, европейские специалисты заявили, что управлять финансами должен каждый населенный пункт по отдельности, поскольку концентрация денег в центре мешает продвижению местной демократии, передает агентство.

В ходе встречи с президентом Республики Молдова Владимиром Ворониным Эрхард Бусек высоко оценил работу молдавских властей по организации конференции. Собеседники пришли к выводу, что использование возможностей, предоставляемых Пактом стабильности, Процессом сотрудничества для Юго-Восточной Европы, другими европейскими форумами, дает существенные выгоды Республике Молдова на пути интеграции в Европейский союз. Были отмечены значение расширения прямых двусторонних контактов Республики Молдова со странами ЕС, особая роль в сотрудничестве с государствами, которым предстоит стать членами Европейского союза с 1 мая нынешнего года и которые обладают значительным опытом в этом плане. Эрхард Бусек заявил о поддержке идеи открытия в Молдове представительства Европейского союза, информирует МОЛДПРЕС.

Специальный координатор Пакта стабильности заявил о намерении организовать миссию деловых людей стран ЕС в Молдову для определения возможности реализации некоторых инвестиционных проектов. Эрхард Бусек отметил также важность участия Молдовы в энергетических проектах в рамках Пакта стабильности.

Куда вступает Молдова

Европейская интеграция, о приоритете которой во внешней политике Молдовы заявлялось уже не раз, накануне приобрела особенную популярность в высшем руководстве республики. Итоги второго раунда переговоров по Индивидуальному плану "Молдова-ЕС" и конференция "Молдова в Пакте стабильности" - всё это должно было вдохновить наши европейские устремления, пишет "Кишиневский обозреватель" ("КО").

Президент Владимир Воронин сказал на днях, что официально подтверждает курс на сближение со Старым Светом даже во внутренней политике республики. Впечатления от этих событий самые радужные. Тем не менее, "шаги Молдовы в направлении европейской интеграции были бы результативнее, если бы их поддерживали партнеры в Брюсселе, если бы мы не теряли время на бесполезные разговоры о своем географическом положении, о тех мерках, по которым определенные страны готовы принять еще одно государство в европейскую семью", - заявил президент РМ Владимир Воронин, выступая в понедельник 1 марта на открытии конференции "Молдова в Пакте стабильности...". Глава государства считает, что "участие Молдовы в Пакте стабильности стало одним из первых шагов нашей страны на пути региональной и европейской интеграции".

Европейская интеграция навязывается республике в качестве национальной идеи, если даже не панацеи, отмечает "Кишиневский обозреватель". По последним данным соцопросов власти, за курс на Европу выступает чуть ли не все население страны. В этом есть определенные плюсы. Даже участие в программе "Расширенная Европа - новые соседи" может дать жителям Молдовы такие преимущества, как безвизовый режим въезда в шенгенскую зону и свободная торговля со странами, в неё входящими.

Глава государства считает, что у Молдовы есть два параллельных пути в Европу - через СЕ и через Пакт стабильности. В Совете Европы Молдова недавно целый год председательствовала, а в Пакте участвует уже два года. "От успехов Молдовы в рамках Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы зависит мнение европейского сообщества о нашей стране", - говорит президент.

Но хотя об этих успехах и говорил в понедельник дипломатичный спецкоординатор Пакта Эрхард Бусек, они остаются сомнительными, убежден "Кишиневский обозреватель". Молдова в его рамках участвует в ряде проектов, финансируемых Всемирным банком и европейскими донорами. Большинство из них связано с развитием региональной инфраструктуры страны. По словам министра экономики Молдовы Мариана Лупу, до конца 2004 года будет реализован проект по улучшению таможенной инфраструктуры ($9 млн.), планируется строительство магистрали Кишинев-Джурджулешты (самая южная точка страны) ($600 тыс.) и ещё четыре проекта, тоже связанных со строительством дорог. Несмотря на то, что все они финансируются извне, успехи в реализации проектов невелики.

И самое главное, то, о чем в ходе всех событий последней недели упоминалось только в общих чертах, - это пассивная позиция властей республики в создании единого энергетического рынка. В кулуарах европейских структур давно говорится, что Молдову вытесняют из Пакта стабильности для Юго-Восточной Европы. Страны-члены Пакта против участия республики в каких-либо конкретных проектах. Да и РМ не проявила особого рвения в их реализации.

Кишинев и Брюссель готовят Индивидуальный план сотрудничества. Разрабатывают успешно, но это легче, чем выполнять потом его пункты, в которые, в частности, входит ряд таких европейских штампов, как "демократизация", "дебюрократизация", "борьба с коррупцией", "полная либерализация рынка" и ещё такой неевропейский штамп, как "решение приднестровского вопроса". Говорить о молдавском потенциале для выполнения таких пунктов стало так же модно, как твердить о европейской интеграции, пишет "Кишиневский обозреватель".

Стоит отметить, что даже соседка Румыния в этом пока не слишком преуспела. Докладчик по Румынии в ЕС Эмма Николсон недовольна достижениями этой страны, и уже ставится под сомнение возможность евроинтеграции запрутских братьев такими же темпами, как Болгарии. Европейские чиновники с очередным расширением ЕС становятся всё привередливее.

При нынешних темпах продвижения в стране демократических реформ трудно говорить даже о сотрудничестве в рамках программы "Расширенная Европа - новые соседи", которая, похоже, становится главным устремлением властей, убежден "КО". Если ещё полгода назад об этой программе в Молдове вообще никто не говорил, то сейчас её название все чаще слышится из уст чиновников. И даже сверхдипломатичный министр иностранных дел Андрей Стратан не решился, подводя итоги последней встречи в Брюсселе, четко и ясно заявить, что в случае успешной реализации пунктов Индивидуального плана Молдова к 2007 году станет ассоциированным членом Евросоюза. Стратан сказал только, что в 2007 году можно будет начать переговоры по смене статуса республики в рамках ЕС. И никто не удивится, если через некоторое время президент скажет, что вектором внешней и внутренней политики республики является соседство с Евросоюзом, заключает "Кишиневский обозреватель".

США не ратифицируют Договор об обычных вооруженных силах в Европе, пока Москва не выведет войска из Приднестровья и Грузии

Президент РМ Владимир Воронин встретился 4 марта с помощником государственного секретаря США по контролю над вооружением Стивеном Рейдмейкером. Как сообщила агентству ИНТЕРЛИК пресс-служба главы государства, в ходе встречи они обсудили аспекты, касающиеся законодательства по борьбе с распространением оружия массового уничтожения. В ходе диалога отмечалась необходимость укрепления безопасности приднестровского участка молдавско-украинской границы и восстановления единого таможенного пространства Молдовы.

3 марта Рейдмейкер на встрече с российскими парламентариями заявил, что США увеличат финансовую помощь на дальнейшую реализацию программы уничтожения российского химического оружия, однако не будут ратифицировать Договор об обычных вооруженных силах в Европе (ДОВСЕ), пока Россия не выполнит стамбульские договоренности и не выведет войска из Молдовы и Грузии, информирует агентство.

По мнению Рейдмейкера, в Молдове проблема упирается в списание 100 млн. долларов долга Приднестровья России за газ. Только тогда Приднестровье начнет выпускать российские эшелоны с военным имуществом. "Если адаптированный ДОВСЕ действительно настолько важен для России, как она об этом говорит, то Москва должна найти возможность списать приднестровский долг и договориться с Грузией. Если Москва этого не сделает, то ДОВСЕ для нее не очень важен", - считает американский дипломат.

ИНТЕРЛИК сообщает также, что в своих показаниях Конгрессу США 3 марта помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии Элизабет Джонс сказала: "При каждой возможности мы активно поощряем Россию к принятию шагов, необходимых для выполнения обязательств стамбульского саммита ОБСЕ 1999 года по выводу вооружений и войск, оставшихся в Молдове, и достижению договоренности с правительством Грузии о длительности и условиях функционирования военных баз, оставшихся на ее территории. Мы четко заявили, что для ратификации адаптированного ДОВСЕ необходимо, чтобы Россия прежде всего выполнила эти обязательства".

НАТО интересуется российским оружием в Приднестровье

Позицию Республики Молдова как нейтрального государства еще раз подтвердил председатель парламентской фракции Партии коммунистов (ПК) РМ Виктор Степанюк в ходе встречи с представителями Парламентской ассамблеи (ПА) НАТО, которые на прошлой неделе находились в РМ с трехдневным визитом. "Сотрудничество с Североатлантическим альянсом, очень важной международной организацией, необходимо Молдове. Но Республика Молдова, как записано в ее Конституции, является нейтральным государством, поэтому вступление в НАТО исключено. Об этом мы не раз говорили на всех уровнях", - цитирует Виктора Степанюка агентство МОЛДПРЕС.

По завершении встречи делегации ПА НАТО с парламентскими фракциями Степанюк заявил журналистам, что состоявшийся диалог был полезным. В основном обсуждались политические вопросы, касающиеся, в частности, взаимоотношений РМ с Румынией, Украиной, Россией, путей разрешения приднестровской проблемы, отношений между властью и оппозицией. "Представителей ПА НАТО, - отметил Виктор Степанюк, - интересует региональная безопасность и, прежде всего, наши возможности урегулировать приднестровскую проблему, ситуацию с выводом российских войск из восточного региона страны".

Как сообщает МОЛДПРЕС, при рассмотрении возможностей интегрирования Молдовы в Европейский союз лидер фракции Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрие Рошка заявил, что "все страны, вступившие в ЕС, вначале присоединились к НАТО, это приемлемо и для нашей страны". Мажоритарная фракция (Партии коммунистов) придерживается иной точки зрения. Вместе с тем депутаты-коммунисты отметили важность и необходимость сотрудничества с НАТО.

Как было подчеркнуто на встрече, с вступлением в НАТО Румынии, которое должно вскоре произойти, Республики Молдова станет соседом этого блока. "Нам нужны хорошие соседи, и у вас есть все шансы для этого", - заявил глава делегации ПА НАТО Ники Бетендорф. Однако республике, сказал он, необходимо проделать большую работу: улучшить ситуацию в экономической и социальных сферах, добиться результатов в борьбе с торговлей оружием и наркотиками, сообщает агентство.

Относительно участия НАТО в разрешении приднестровской проблемы Ники Бетендорф заявил: "Согласно вашей Конституции Республика Молдова является нейтральным государством. С учетом этого мы может принять участие в процессе урегулирования приднестровского конфликта, но только в том в случае, если к нам обратятся за помощью ваши власти".

После встречи с председателем молдавского парламента делегация посетила Приднестровье, где встретились с депутатами Верховного Совета ПМР, пишет газета "Время". Как заявили гости, цель их визита в Тирасполь - ознакомление с позицией приднестровской стороны по урегулированию конфликта на Днестре и отношением руководства республики к возможности создания федерации. Сразу после встречи члены делегации сообщили прессе, что вполне удовлетворены ее результатами, узнали много нового.

В ходе диалога представителей ПА НАТО с приднестровскими депутатами обсуждались самые разные проблемы - от возможного количества официальных языков в будущей федерации до приостановки вывоза российского военного имущества из Приднестровья. Делясь впечатлениями об увиденном на двух берегах Днестра, гости признали, что между Молдовой и Приднестровьем образовалась огромная пропасть - разные экономики, менталитет населения, подходы к управлению государством, отсутствие взаимного доверия. Разительный контраст настолько поразил гостей, что на встрече даже прозвучал вопрос: "Что общего между берегами?... Не хотели бы вы жить раздельно?" (столь неподдельное удивление выразил лорд Джоплинг, представитель Великобритании). И все же члены делегации предложили "искать схему совместного проживания". Когда речь зашла о плане урегулирования конфликта, предложенном Россией, представитель Эстонии Тиит Матсулевитс оскорбил приднестровских депутатов в лучших чувствах, когда заметил, что "по мнению некоторых экспертов, Меморандум Козака явился наглостью и беспардонностью", отмечает "Время".

Гостей весьма интересовали внешнеполитические ориентиры ПМР ("Не считаете ли вы себя российским анклавом?"), а также формат миротворческой миссии на Днестре - об этом подробно расспрашивали приднестровских парламентариев. Вице-спикер Евгений Шевчук заметил, что население Приднестровья доверяет российским войскам, с 1992 года успешно осуществляющим на Днестре миротворческую миссию. "Им удается удерживать хрупкий мир, хотя конфликтных ситуаций в Зоне безопасности возникает немало", - подчеркнул Евгений Шевчук. Против изменения формата миротворческой операции высказался также участник делегации от Российской Федерации, депутат Госдумы Николай Безбородов.

Пока конкретных планов по урегулированию у заезжих делегатов нет, отмечает Ольвия-пресс, однако уже сегодня настораживает позиция ряда участников делегации. Сенатор румынского парламента Петру Роман заметил в интервью журналистам, что пока не видит способов разрешения политического конфликта, но, несмотря на пропасть между сторонами, нужно думать, "как им жить вместе".

Аналитики не исключают, что визит этой представительной делегации в Тирасполь, названный ознакомительным, преследовал и иные, более важные цели. Основной акцент в вопросах гостей был сделан на проблеме российского военного присутствия в Приднестровье, которое, судя по отдельным репликам, весьма беспокоит парламентариев НАТО. Не исключено, что этот визит стал своеобразным зондированием почвы для неких более активных шагов альянса в регионе. Не случайно в заявлениях выступавших гостей сквозило явное несогласие с активной ролью России в регионе, в том числе в миротворческой миссии (недаром первым пунктом программы визита было посещение Ограниченной группировки российских войск (ОГРВ)), информирует Ольвия-пресс.

Молдавских полицейских не пустили в Приднестровье

Сотрудники комиссариата полиции Бендер задержаны приднестровскими пограничниками во время следования утром на службу под предлогом необходимости прохождения регистрации. Как передает "ИНФОТАГ", приднестровские пограничники объяснили свои действия приказом министра государственной безопасности непризнанной ПМР Владимира Антюфеева, согласно которому сотрудники молдавской полиции должны проходить регистрацию для въезда на территорию Приднестровья. После прибытия на пограничный пост комиссара полиции Бендер Бориса Бидняка и группы военных наблюдателей от совместных миротворческих сил пограничники потребовали от него представить в местный отдел МГБ данные на сотрудников комиссариата, проживающих вне города Бендеры, а также повторили требование о необходимости ежедневной регистрации сотрудников полиции на пограничных постах.

В соответствии с действующими соглашениями по мирному урегулированию приднестровского конфликта от 1992 г., комиссариат полиции Бендер наряду с городским отделом МВД входит в состав Объединенной оперативно-следственной группы, на которую возложено обеспечение правопорядка в районе с повышенным режимом безопасности (город Бендеры и окрестности), и ранее подобная мера к сотрудникам комиссариата не применялась, отмечает "ИНФОТАГ". Военные наблюдатели составили акт о нарушении соглашений по мирному урегулированию, который будет представлен Объединенной контрольной комиссии.

Как сообщает МОЛДПРЕС, на заседании Объединенной контрольной комиссии (ОКК), состоявшемся 5 марта в Бендерах под председательством российской стороны, был поднят вопрос о систематически предпринимаемых со 2 марта попытках задержания на пограничных постах т.н. ПМР сотрудников органов внутренних дел Республики Молдова, направляющихся к местам службы. Согласно информации, полученной из источников в МВД Республики Молдова, 2 марта, после вмешательства военных наблюдателей Совместных миротворческих сил (СМС), конфликтная ситуация была "временно разрешена" до принятия ОКК решения по данному вопросу. Однако попытки воспрепятствовать въезду сотрудников полиции на территорию ПМР продолжились и 3, и 4 марта.

Член ОКК от приднестровской стороны, заместитель министра государственной безопасности ПМР Олег Гудымо, заявил, что создавшаяся ситуация была спровоцирована самими сотрудниками молдавской полиции, которые, по его словам, ведут себя вызывающе и отказываются предъявлять документы, удостоверяющие личность.

Поскольку стороны пришли к соглашению о том, что данный вопрос должен быть рассмотрен в комплексе с другими, связанными с функционированием органов охраны правопорядка в районе с повышенным режимом безопасности (город Бендеры), было принято решение провести 11 марта специальное рабочее совещание сопредседателей ОКК, Объединенного военного командования (ОВК), представителей правоохранительных органов сторон в ОКК и бендерской администрации по вопросам обеспечения правопорядка в городе. Сторонам было предложено до проведения этой встречи воздержаться от любых односторонних действий в решении данной проблемы.

Отвечая на вопрос корреспондента МОЛДПРЕС, можно ли надеяться, что с 5 марта у сотрудников полиции Республики Молдова, проходящих службу в городе Бендеры, не будет больше возникать проблем с въездом в город, Олег Гудымо сказал, что "это ему предстоит уточнить у своего руководства".

Вопрос о том, почему 4 марта военнослужащие пограничных войск ПМР сообщили задержанным сотрудникам полиции, что ими проводится "комплекс специальных мероприятий по предотвращению террористических актов, направленных на срыв президентских выборов в РФ", а также предупредили, что после 5 марта сотрудников молдавской полиции вообще перестанут допускать на данную территорию, Олег Гудымо комментировать отказался, сославшись на то, что он не владеет данной информацией.

МВД Молдовы убеждено, что Приднестровье производит оружие

"Приднестровье производит и распределяет взрывчатку и оружие", - заявил министр внутренних дел Молдовы Георге Папук 4 марта на открытии в Кишиневе международного семинара по вопросам борьбы с незаконной торговлей оружием в Черноморском регионе. Как передает "ИНФОТАГ", семинар был организован правительствами Молдовы, Швейцарии, Голландии и Центром по контролю за легким и малокалиберным оружием в Юго-Восточной Европе (SEESAС) и проводится под эгидой Совета Евро-Атлантического партнерства.

Папук сообщил, что "после вооруженного конфликта 1992 г. на Днестре и, особенно, в Приднестровье сохранилось много вооружений, поэтому этот регион продолжает оставаться опасной зоной. Приднестровские власти не предприняли ничего для выявления и изъятия оружия, что является серьезным препятствием в деле контроля и наблюдения за ситуацией в левобережье Днестра". Министр заверил участников семинара, что "Молдова будет соблюдать все международные соглашения в области контроля за оружием и приложит необходимые усилия для недопущения противозаконной торговли оружием".

Заместитель министра иностранных дел Молдовы Серджиу Стати сообщил, что в приднестровском регионе "зарегистрированы случаи изготовления малокалиберных винтовок". "Пока нет возможности отслеживать эти случаи, поэтому необходимо наладить сотрудничество с международными экспертами для контроля на границе незаконного оборота оружия", - сказал Стати.

Бесконтрольное со стороны молдавских властей или международных структур производство оружия предприятиями Приднестровья является причиной для беспокойства международного сообщества. Об этом заявил глава миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл на открытии международной конференции "Борьба с торговлей легким и малокалиберным оружием в черноморском регионе - совершенствование региональных стандартов", сообщает МОЛДПРЕС. В рамках конференции международные эксперты в области контроля за вооружением из 24 стран, а также представители 20 международных организаций рассмотрели способы борьбы с незаконной торговлей оружием, в том числе на примере стран-участников, вопрос исключения рисков для региональной безопасности через установление строгих условий производства, импорта и экспорта оружия в черноморском регионе и др.

Глава Миссии ОБСЕ подсказывает оппозиции

Глава Миссии ОБСЕ в Молдове Уильям Хилл считает, что центристские и право-центристские партии могут набрать на будущих парламентских выборах (в феврале 2005 года) не менее 40 процентов голосов. Однако условием для достойного участия в выборах оппозиции является создание прочного альянса, уточнил Хилл в интервью радиостанции "Свободная Европа". "Коммунисты получили 50 процентов голосов, но эти голоса были меньше за коммунистов и больше против тех, кто правил прежде. Сам президент Воронин мне тогда признался, что успех руководимой им партии на выборах превзошел его ожидания и что многие из этих голосов были выражением протеста.

"Центристские и право-центристские партии получили три года назад по меньшей мере 40 процентов голосов, и нет причин полагать, что они выступят также вновь или даже лучше. Основная проблема состоит в том, что, имея 40 процентов голосов, эти партии получили только 19 из 101 места в парламенте, а значит, сейчас им будет нужен жизнеспособный избирательный альянс, так чтобы все полученные голоса имели значение. В 2001 году было потеряно свыше 25 процентов голосов, в основном центристских, потому что этим партиям не удалось преодолеть избирательный барьер. Первый и самый важный вопрос - будут ли в состоянии оппозиционные партии образовать прочный альянс. Если да - то выиграют, если нет - получат, по всей видимости, много голосов, но мало мест в парламенте", - сказал Уильям Хилл.

"Нет никакой причины для того, чтобы большинство оппозиционных партий не объединилось. У них схожие позиции, у этих партий нет больших идеологических разногласий, а значит, думаю, что им нетрудно создать один или два представительных избирательных блока, центристский и право-центристский. По меньшей мере, они могли бы это сделать, хотя не знаю, сделают ли", - заключил в этом контексте глава Миссии ОБСЕ в Республике Молдова.

Спрашивается, чем занимается Уильям Хилл в Молдове? С таким вопросом обратилась к читателям своей газеты и руководству страны газета "Время".

Советник президента по внутренней политике Марк Ткачук оценил высказанные в прессе рекомендации главы Миссии ОБСЕ в Молдове Уильяма Хилла по объединению правоцентристских партий как "несомненное вмешательство во внутренние дела республики", передает МОЛДПРЕС. Согласившись прокомментировать для агентства скандальные заявления главы миссии ОБСЕ в Молдове, Марк Ткачук сказал, что подобные действия не должны оставаться без внимания Министерства иностранных дел.

"Несомненно, что глава миссии ОБСЕ вправе давать любые интервью и любые оценки, в том числе и политической ситуации в Молдове. Никто не может запретить господину Хиллу испытывать симпатию или антипатию к тем или иным политическим партиям, давать публичные характеристики действиям властей и оппозиции", - сказал Марк Ткачук. В то же время советник президента отметил, что "вряд ли в его компетенцию может входить управление внутриполитическими процессами в Молдове и превращение офиса ОБСЕ в предвыборный штаб какой-либо партии".

"Симптоматично, что данные рекомендации предназначены для тех политических организаций, которые последовательно выступают против федеративного устройства Молдовы, против рекомендаций ОБСЕ, демонстративно сотрудничают с приднестровскими властями по торпедированию процесса урегулирования. Если такая политическая платформа устраивает господина Хилла, то мы вправе задаться вопросом, в какой мере она позволит уважаемому дипломату справиться с главной задачей миссии ОБСЕ в Молдове", - заявил Ткачук.

"Вместо того, чтобы заниматься предвыборными интригами и пытаться соединить несоединимое - румынских унионистов и русских шовинистов, либералов и социал-демократов - лучше тратить больше энергии на объединение того, что несомненно должно быть объединено. Если объединение молдавского государства больше не интересует уважаемого дипломата, если регулярные требования оппозиции об отзыве Уильяма Хилла теперь по политическим соображениям разделяются самим господином Хиллом, то мы оставляем за собой право просить ОБСЕ о поиске более заинтересованной персоны", - цитирует Ткачука МОЛДПРЕС.

Государственный прессинг

К концу 2003 года долги Молдовы перед поставщиками газа составили 111,3 млн. леев ($870 тыс.). Процесс формирования задолженности для большинства граждан республики - тайна, покрытая мраком. В любом случае, необходимостью ее погашения, во избежание прекращения поставок газа в страну, государство, если можно так выразиться, шантажирует потребителей, пишет "InfoMarket.MD". Правда, для воплощения в жизнь этого намерения оно избрало не самую уязвимую категорию, а тех, кто был некогда в состоянии установить газовые котлы для отопления и сегодня потребляет более 30 кубометров топлива в месяц. Именно для этой категории Национальное агентство по регулированию в энергетике (НАРЭ) повысило тарифы: с 1 марта природный газ для них будет стоить уже не 1080 леев, а 1360 леев за 1000 кубометров, то есть на 20% дороже. Официальная мотивировка - обеспечить энергетическую безопасность страны; полную оплату энергетическим комплексом текущих долгов; исключить перекрестное субсидирование предприятиями энергокомплекса других потребителей (бюджетных организаций, бытовых потребителей), использующих незначительное количество газа.

Одновременно с этим тарифы на газ для теплоэлектроцентралей будут снижены с 926 леев до 846 леев за 1 тыс. куб. метров газа (на 9,5% меньше), для теплоцентралей - с 1188 леев до 1000 леев за 1 тыс. куб. метров газа (на 19% меньше). Мотивация - поддержка предприятий энергосектора, находящихся в кризисной ситуации и, тем самым, представляющих опасность для энергетики страны в целом. Рядовой потребитель, оплачивающий газ на уровне 111,9% (именно этот уровень зафиксирован на конец 2003 года) возмутится: какое ему, мол, дело до ТЭЦ, если он - порядочный гражданин своего государства - регулярно перевыполняет план оплаты?! И этот гражданин будет абсолютно прав, убежден "InfoMarket.MD".

Такое отношение к своим гражданам проявляется в Молдове довольно часто. Вот еще один пример - свежеиспеченная правительственная инициатива о наделении НАРЭ правом регулировать цены на рынке нефтепродуктов. Подвох заключается в том, что и граждане, и экономические субъекты на самом деле поверили в провозглашенную государством политику рыночных правил во всех отраслях. А верить, наверное, не надо было торопиться, потому что уже в скором времени может быть утвержден соответствующий законопроект о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты.

Замминистра экономики Василий Мэмэлигэ заявлял ранее, что в настоящее время на рынке нефтепродуктов Молдовы отсутствует орган, регулирующий цены на нефтепродукты исходя из интересов потребителей, в том числе цены на бензин, дизельное топливо и сжиженный газ. По его словам, в результате в последнее время отмечается тенденция к росту цен на нефтепродукты. В соответствии с законопроектом, НАРЭ обязано будет разработать механизм применения оптовых и розничных цен путем установления уровня рентабельности и торговой надбавки. Агентство получит также право изымать лицензии у экономических субъектов, нарушающих Методологию формирования и расчета цен. По словам директора НАРЭ Анатолия Бурлакова, целью наделения агентства правом устанавливать цены на нефтепродукты будет создание одинаковой рентабельности для всех участников рынка. Он считает, что обеспечение равной рентабельности для всех экономических субъектов - это основной фактор, из которого складываются цены на рынке нефтепродуктов, сообщает "InfoMarket.MD".

Начальник управления нефтебазового хозяйства компании "Tirex-Petrol" Алексей Лешан уверен, что экономическим субъектам, занятым на рынке нефтепродуктов, все же придется свыкнуться с новыми правилами, обусловленными вмешательством Агентства в ценообразование бензина, дизтоплива и сжиженного газа. Вместе с тем, представитель компании считает, что рыночные цены - это оптимальное условие для работы компаний, тем более что в РМ не существует естественных монополий в области продажи нефтепродуктов. Но привычке работать по рыночным ценам все же придется изменить. Ведь все знают, что если государство чего-то хочет, ему это обязательно надо дать, иначе, как говорится, оно само возьмет.

Неофициально говорится о том, что НАРЭ разработало новую формулу расчета цен на основные нефтепродукты. По формуле (которая рассчитывалась из общего показателя рентабельности для всех операторов рынка в размере 10%), стоимость одного литра бензина составит 7,8 лея, дизельного топлива - 6,5 лея. По словам председателя Союза импортеров нефтепродуктов "Importcompetrol" Валерия Бодиштяну, сегодня себестоимость дизтоплива равна 4,8-4,9 лея, себестоимость бензина - 5,4-5,5 лея за литр. Отпускная цена равна 5,1 лея и 6,3 лея, соответственно. Если формула государства будет воплощена, переход к новым ценам будет достаточно болезненным. Утешение в плане сроков введения новых правил в ценообразовании внушает предстоящие весенне-полевые работы, когда такая мера будет просто кощунственной по отношению к крестьянину. Но, если верить руководству НАРЭ, "право вмешательства Агентства в ценообразование на рынке нефтепродуктов - вопрос будущего".

По мнению руководства компании "Rompetrol-Moldova", идею регулирования цен на нефтепродукты агентством будет трудно воплотить в жизнь по той простой причине, что она - непродуктивна. Стоимость нефтепродуктов в очень большой степени зависит от мировых котировок нефти и, соответственно, производных продуктов. Для большинства оптовиков маржа составляет всего 3-4%, а торговая надбавка на автозаправочных станциях, кажущаяся на первый взгляд существенной, не покрывает инвестиционную составляющую. Проект формулы расчета цены, предложенный НАРЭ в неофициальных дискуссиях, неизбежно приведет к повышению цен на нефтепродукты. Учитывая жесткую конкуренцию между участниками рынка нефтепродуктов с одной стороны и ограниченную покупательскую способность потребителя - с другой, цены находятся под постоянным давлением этих двух факторов, отмечает "InfoMarket.MD".

По мнению генерального директора "Rompetrol-Moldova" Иона Стурзы, попытка административного регулирования может привести только к дефициту. Реальные же проблемы стоимости данной продукции зависят сегодня, как бы это бессмысленно ни казалось, от нелояльной конкуренции и демпинга, что отражается, в первую очередь, на качестве продукции и услуг - именно это необходимо регулировать на административном уровне.

Однако правительство уже пытается по-своему решить проблему качества продукции и услуг в сфере обеспечения нефтепродуктами. В минувший четверг на пленарном заседании парламента министр сельского хозяйства и пищевой промышленности Дмитрий Тодорогло сообщил, что сейчас в полном разгаре находится процесс создания центров складирования дизельного топлива и бензина на базе ГП "Moldresurse". К настоящему времени якобы уже создано 15 таких центров, которые, по мнению министра, являются для крестьян эффективной альтернативой частным компаниям по реализации нефтепродуктов. По мнению властей, налаживание контактов госпредприятием "Moldresurse" с непосредственными производителями (нефти или нефтепродуктов?) позволит предложить молдавскому потребителю продукцию по более доступной цене. На самом деле это намерение будет не просто сложно осуществить, а скорее - невозможно. Ни один производитель нефтепродуктов не занимается и их продажей - реализацией занимаются другие компании, входящие в один холдинг, но не уполномоченные правом торговать. Поэтому в действительности "производитель" - понятие довольно размытое. К тому же большинство "трейдинговых" компаний России, как страны-добытчицы нефти, находятся в офшорных зонах, которым молдавское правительство недавно тоже объявило войну. И если 15-процерный офшорный сбор будет утвержден, удорожание бензина и дизельного топлива будет неминуемо, пишет "InfoMarket.MD".

Министр экономики Мариан Лупу подтвердил тот факт, что утверждение офшорного сбора приведет к удорожанию нефтепродуктов. Тем не менее, он попытался намекнуть на некую непорядочность крупнейших производителей нефтепродуктов, которые якобы навязывают обязательство покупать нефтепродукты только у своей дочерней компании-торговца, зарегистрированной в офшоре. Как бы там ни было, в этом плане есть утешительная новость, если только отклонение данного законопроекта в парламентских комиссиях можно назвать утешением.