Хроника недели. Поможет ли Армении "политика минимальных ошибок"? Внутренняя политика. Вернется ли Левон Тер-Петросян в большую политику?

Хроника недели

16 ноября

Президент РА Роберт Кочарян подписал принятые Национальным Собранием (НС) РА законы о внесении изменений и дополнений в законы РА "О регулировании рынка ценных бумаг" и "О принудительном исполнении судебных актов". ("Ноян Тапан").

Президент РА Роберт Кочарян принял делегацию во главе с генеральным директором ЗАО "Объединение Ингеоком" Михаилом Рудяком. В ближайшее время "Ингеоком" приступит к строительству нового здания министерства обороны РА, а также примет участие в программах застройки Еревана. ("Арменпресс").

"Первопрестольный Эчмиадзин надеется, что вопрос об отправке армянских военнослужащих в Ирак получит такое решение, которое учтет беспокойство армян, проживающих в арабских странах". Об этом заявил католикос всех армян Гарегин Второй. Он добавил, что Армянская апостольская церковь в лице предводителя Иракской епархии уже выразила свое беспокойство по поводу отправки в Ирак армянских военнослужащих. (PanARMENIAN.Net).

В Ереване началось заседание Совета по автомобильному транспорту стран СНГ, в котором принимают участие заместители министров транспорта России, Грузии, Украины, Молдовы, Белоруссии и Киргизии. По словам министра транспорта и связи РА Андраника Манукяна, участники заседания попытаются решить ряд проблем, существующих между странами Содружества в сфере автомобильного транспорта. Планируется обсудить вопросы, касающиеся транспортных инфраструктур, гармонизации нормативных документов и законов в странах СНГ, что упростит процедуру пассажиро- и грузоперевозок автомобильным транспортом на территории Содружества. ("Арменпресс").

17 ноября

Вопросы сотрудничества Армении и Индии в военной сфере обсудили 17 ноября министр обороны Армении, секретарь Совета безопасности при президенте РА Серж Саркисян и посол Индии в РА Дипак Вохра. В ходе встречи стороны затронули вопросы, включенные в подписанный в 2003 году между министерствами обороны Армении и Индии меморандум о взаимопонимании и сотрудничестве. Согласно данному меморандуму, военные учебные заведения Индии готовы выделить армянским военнослужащим места для прохождения курсов повышения квалификации. Д. Вохра отметил, что Индия примет все предложения армянской стороны относительно участия в курсах. ("АРКА").

Состоялась пресс-конференция молодежного крыла партии "Новые Времена", в ходе которой была выражена озабоченность по поводу "деградации молодежи". По словам руководителя организации Нарека Маляна, по данному вопросу будет проведено открытое обсуждение, во время которого будут оглашены практические шаги организации. ("А1+").

18 ноября

Президент РА Роберт Кочарян и возглавляемая им делегация с трехдневным рабочим визитом прибыли в Германию. Президента РА встречал канцлер ФРГ Герхард Шредер. В состав делегации вошли министр иностранных дел РА Вардан Осканян, министр торговли и экономического развития Карен Чшмаритян, председатель Центрального банка Тигран Саркисян, другие официальные лица. ("Арменпресс").

Президент Армении Роберт Кочарян встретился со своим немецким коллегой Хорстом Келером. В ходе встречи стороны обсудили состояние двусторонних отношений. Глава армянского государства также провел встречу с представителями деловых кругов Германии, в ходе которой были обсуждены перспективы увеличения немецких инвестиций в Армению. ("АРКА").

Секретарь Совета национальной безопасности при президенте РА, министр обороны РА Серж Саркисян принял чрезвычайного и полномочного посла США в Армении Джона Эванса. В ходе встречи стороны обсудили вопросы армяно-американского военного сотрудничества. ("А1+").

Совет старейшин Форума интеллигенции возобновил свои регулярные заседания. По словам лидера народного фронта "Айреник" Гарника Маргаряна, совет старейшин Форума принял решение о продолжении цикла встреч с представителями различных политических сил, включая партии, входящие в правящую коалицию. Особое место предполагается уделить встречам с представителями дипломатических миссий, аккредитованных в Ереване, и, в первую очередь, с американскими, российскими, китайскими и французскими дипломатами. Совет старейшин возобновит встречи и с представителями общественных организаций. ("Ноян тапан").

19 ноября

Президент Армении Роберт Кочарян выступил на Европейском форуме в Берлине. Президент отметил, что Армения стремится к формированию европейской модели общества. "Сегодня наша цель - движение к стандартам ЕС". Вместе с тем Р. Кочарян сказал, что "наши ожидания сегодня - это наполнение реальным содержанием политики "Европейского соседства". "Мы не можем быть просто счастливы тем, что нас объявили новыми соседями. Мы должны знать, что это даст нашим странам, нашим народам". Одной из преград на пути сотрудничества между Евросоюзом и странами Южного Кавказа президент считает блокаду Армении со стороны Турции. "Нам кажется ненормальной ситуация, когда страна, начинающая переговоры о вступлении в ЕС, осуществляет блокаду страны-участницы политики "Европейского соседства". То есть сегодня есть шанс решения проблемы, и он в руках ЕС". (PanARMENIAN.Net).

В столице Арканзаса городе Литл-Рок, в рамках участия в открытии Президентского центра 42-го президента США Билла Клинтона, состоялась встреча президента США Джорджа Буша с экс-президентом Армении Левоном Тер-Петросяном. Первый президент Армении провел также беседы с экс-президентами США Билом Клинтоном, Джорджем Бушем-старшим и Джими Картером, а также с сенатором Хиллари Клинтон и председателем Еврокомиссии Романо Проди. До возвращения в Ереван экс-президент проведет ряд встреч в Вашингтоне и Нью-Йорке. (ИА REGNUM).

Сенат США принял законопроект "О дополнении закона о таможенных пошлинах США", частью которого является резолюция об установлении с Арменией "постоянного нормального торгового режима". Палата представителей уже приняла ту же резолюцию. Установлением постоянного нормального торгового режима прекращается применение в отношении Армении резолюции "Джексона-Веника", а армяно-американские торгово-экономические отношения отныне будут регулироваться не только двусторонними, но и международными соглашениями, в том числе соглашениями Всемирной торговой организации. Принятая Конгрессом резолюция для вступления в силу должна быть подписана президентом США. ("Ноян Тапан").

Заработная плата офицеров вооруженных сил (ВС) Армении повысится с первого января 2005 года на 50 тысяч драмов (около $100), прапорщиков и контрактников - на 30 тысяч драмов (около $60), гражданских служащих ВС - на 10 тысяч драмов (около $20). Об этом сообщил журналистам министр обороны Армении Серж Саркисян. ("Де-Факто").

Состоялся третий съезд Народно-либерального союза Армении (НЛСА). По словам председателя союза Сейрана Авагяна, "цели президента РА и цели НЛСА гармоничны", и они будут продолжать работать вместе. Что касается отношений между НЛСА и политической коалицией, то здесь, по словам Авагяна, есть различия, так как НЛСА не может и не хочет не замечать колоссальные размеры коррупции. Одновременно, подчеркнул он, партия осуждает также периодически звучащие революционные заявления и решения. Было отмечено, что НЛСА, Партия Рамкавар-Азатакан Армении и партия "Могучая Родина" начали политическое сотрудничество, о котором в будущем выступят с официальным заявлением. ("Ноян Тапан").

Начальник пресс-службы управления чрезвычайных ситуаций при правительстве Армении Николай Григорян сообщил, что директору ереванской школы имени Чехова позвонил неизвестный мужчина и сообщил о готовящемся в школе теракте. Характер теракта неизвестный не уточнил. В настоящее время из школы эвакуированы ученики и преподаватели, ведется осмотр помещений. ("Арминфо").

20 ноября

Скандалом ознаменовался открывшийся в Ереване 36-й съезд Коммунистической партии Армении (КПА). С требованием пропустить их в здание у входа собрались сторонники ранее исключенных из КПА секретарей партии Санатрука Саакяна и Хорена Саркисяна с плакатами "Товмасян - предатель Коммунистической партии" (Рубен Товмасян - первый секретарь КПА - прим. ИА REGNUM). ("Арминфо").

22 ноября

Министр иностранных дел РА Вардан Осканян встретился с находящимся в Армении в рамках регионального визита верховным комиссаром ООН по делам беженцев Рудом Люберсом. Высоко оценив деятельность работающего с 1992 года армянского представительства Управления верховного комиссара по делам беженцев (УВКБ) ООН, В. Осканян выразил надежду, что и в дальнейшем УВКБ ООН будет активно вовлечено во все касающиеся беженцев работы, которые осуществляются правительством РА. Он рассказал о социальных и правовых проблемах армян, насильственно депортированных из Азербайджана в результате карабахского конфликта, об осуществлении политики их интеграции. Было отмечено, что в отличие от Азербайджана, власти Армении с первого же дня приступили к решению проблем беженцев. Строятся квартиры, расширяется дело по натурализации и обеспечению беженцев работой. В завершении встречи В. Осканян и Р. Люберс подписали соглашение о сотрудничестве между правительством РА и армянским представительством Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев. ("Ноян Тапан").

В 20:40 под окнами редакции газеты "Айкакан жаманак" был взорван автомобиль марки "Нива", принадлежавший главному редактору газеты Николу Пашиняну. По словам сотрудников редакции, они услышали взрыв, выбежали во двор, где увидели горящую машину. К счастью, в машине и близ нее никого не было. Никол Пашинян пока отказался комментировать случившееся, но заявил, что вскоре выступит с заявлением. ("А1+").

Поможет ли Армении "политика минимальных ошибок"?

Важным элементом, влияющим на выстраивание доверительных отношений с ЕС, является внешнеполитическое поведение стран-соседей, нацеленное на разрешение существующих разногласий, а не на создание новых. Об этом, по сообщению агентства "Ноян Тапан", заявил президент Армении Роберт Кочарян, выступая на Берлинском европейском форуме. По словам президента, история Южного Кавказа полна драматизма, обусловленного тем, что на протяжении веков он находился на стыке трех империй, со всеми вытекающими отсюда последствиями: "Это плохая предпосылка для региональной стабильности". "Мы в Армении убеждены, что лучший вклад в стабильность - это взвешенная внешняя политика. Особенно для стран, расположенных в сложных регионах. Поэтому мы ищем выгоду в сглаживании противоречий мировых и региональных держав на Южном Кавказе, а не на их обострении. Мы называем это комплементарной внешней политикой и, опираясь на этот подход, мы строим доверительные отношения с США, ЕС и Ираном, развивая традиционные связи с Россией. Главное правило - обещать только то, что выполнимо и выполнять все, что было обещано. Так мы выстраиваем отношения и со всеми международными финансовыми структурами и международными организациями", - заявил президент.

По сообщению армянской службы радио "Свобода", на вопрос немецкого информагентства "ДПА", когда Армения сможет стать членом Евросоюза, министр иностранных дел Армении Вардан Осканян ответил: "Видимо, через 15-20 лет". "Чем позже это произойдет, тем лучше", - добавил Осканян. По мнению Оскняна, сообщает "Свобода", многое будет зависеть от самой Армении, которая должна реформировать свою судебно-правовую и демократическую системы, развернуть борьбу с коррупцией. "Свобода" отмечает, что, несмотря на то, что по сей день ни один представитель Евросоюза не говорил, что страны Южного Кавказа могут когда-либо стать членами этой структуры, и Армения, и Грузия, и Азербайджан неоднократно заявляли о своем желании войти в ее состав. Что касается Турции, то тут министр недоумевает: "Не могу понять, как может эта страна получить гарантии членства в Евросоюзе, пока держит на запоре границы с Арменией?" Тем не менее, Осканян заявил, что Армения не против вхождения Турции в Евросоюз, поскольку это приведет к установлению в этой стране европейских норм в отношении прав нацменьшинств и свободы слова. В конечном итоге, считает министр, Армения будет граничить с государством-членом Евросоюза.

Как сообщает газета "Айоц Ашхар", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян выразил сожаление по поводу отставки госсекретаря США Колина Пауэлла. "Я с огорчением узнал об отставке Колина Пауэлла. В течение 4 лет его деятельности на посту госсекретаря армяно-американские отношения довольно углубились, повестка стала разносторонней. Господин Пауэлл внимательно следил за развитием событий в нашем регионе и был рьяным сторонником урегулирования конфликтов и установления нормальных отношений между соседями". Осканян выразил уверенность, что и с новым госсекретарем будет продолжено плодотворное сотрудничество - "во благо процветания народов наших стран".

По мнению газеты "Айкакан жаманак", назначение Кондолизы Райс на пост госсекретаря США - плохая новость для всех тех, кто надеялся, что во время второго срока президентства Джорджа Буша внешняя политика США в определенной степени смягчится. "Это касается также властей Армении. На самом деле внешняя политика США будет более принципиальной, что означает - более жесткой".

"Очевидно, что международные структуры становятся все более внимательными к карабахской проблеме. Очевидно также, что это внимание совсем не выгодно ни Армении, ни Карабаху", пишет газета "Аравот". Газета отмечает также, что представители политических сил, входящих в правящую коалицию в РА, в частных беседах стали выражать серьезную озабоченность в связи с проблемой Карабаха.

Развитие событий во внешнеполитической сфере может в ближайшем будущем поставить Армению перед серьезными проблемами. Об этом, сообщает "Ноян тапан", сказано в послании Форума интеллигенции к народу от 18 ноября, где отмечается, что уже сегодня наблюдается тенденция к ужесточению предъявляемых Армении жалоб и требований "со стороны не только традиционных оппонентов, но и международных организаций". В частности, факт включения в повестку Генеральной Ассамблеи ООН вопроса об "оккупированных территориях" по инициативе Азербайджана, согласно Совету старейшин Форума, является "доказательством нашего полного поражения во внешней политике". Обсудив создавшуюся ситуацию и оценивая возможные последствия для Армении и армянской диаспоры, Совет старейшин Форума интеллигенции выражает мнение, что "в очередной раз общественность страны вводится в заблуждение, в очередной раз власти пытаются скрыть реальность, которая возникла вследствие их порочной практики искать ответы только после шагов противника". "Попытки власти снизить значение и опасность возможного принятия невыгодной резолюции со стороны ООН свидетельствуют об их неспособности увидеть угрожающие стране возможные последствия и опасности, понять и суметь вовремя принять адекватные меры", убеждены авторы документа. Совет старейшин Форума считает, что сложилась ситуация, когда "отступать более некуда, следовательно, власти обязаны с самой высокой трибуны ООН надлежащим образом представить историю арцахского вопроса и Ай Дата". Авторы документа предлагают всем политическим и общественным силам республики организовать консультации по линии основных направлений внешней политики с целью разработки единых подходов, а также незамедлительно провести общественные и парламентские слушания в различных форматах и информировать общественность о результатах обсуждений.

Несмотря на то, что власти внешне несерьезно относятся к будущим обсуждениям в ООН, там может начаться чреватый очень серьезными последствиями процесс, предупреждает газета "Иравунк". По мнению аналитиков, сообщает газета, обсуждения в ООН, по всей вероятности, закончатся отправкой в регион мониторинговой группы, которая должна будет на месте изучить, имели ли место, к примеру, этнические зачистки или другие действия, о которых "шумит" Азербайджан. Газета считает нелишним напомнить, что именно с отправки в Югославию мониторинговых групп начался тот процесс, в результате которого экс-президент этой страны Слободан Милошевич предстал перед международным судом в качестве военного преступника.

Еженедельник "168 жам" цитирует слова оппозиционного депутата Шаварша Кочаряна: "В целом, наша внешняя политика понесла серьезное поражение. Доказательством тому служит то, что до сих пор власти Армении - Кочарян и Осканян - проводили другую линию. Поражения были очевидными для всех, но власти в этом не признавались. А теперь, когда их приперли к стенке, вынуждены делать какие-то заявления, которые опровергают их прошлые шаги и действия".

В отличие от иных представителей ближайшего окружения Роберта Кочаряна, руководитель аппарата президента РА Арташес Туманян всерьез озабочен внешними политическими угрозами, пишет газета "Иравунк". По его словам, внешнеполитические факторы могут всерьез повлиять на внутриполитическую обстановку. "Нельзя забывать, что карабахский вопрос не урегулирован и азербайджанская сторона планирует перетянуть процесс в свою пользу. Так что действительно, много есть проблем, над которыми необходимо всерьез подумать". Как сообщает газета, в связи с возникшей ситуацией Арташес Туманян вводит в оборот новый термин - "политика минимальных ошибок".

"Как гражданин Армении я бы не хотел, чтобы президент подал в отставку из-за переговоров по тому или иному вопросу между Арменией и другой страной. Неважно, кто стоит во главе государства. Отмечу, что я не был сторонником и отставки первого президента. Это приводит к тому, что внутриполитическая жизнь в Армении становится неуправляемой. Я не хочу, чтобы в моей стране сложилась такая ситуация", - сказал руководитель парламентской фракции Единой трудовой партии Гурген Арсенян, комментируя газете "Аравот" мнение о том, что в результате активизации процесса урегулирования карабахского конфликта в 2005 году Роберт Кочарян подаст в отставку.

Довольно велика вероятность того, что по причине сложной внешнеполитической ситуации Роберт Кочарян будет вынужден пойти на системные изменения, то есть осуществить "революцию сверху", пишет в другой своей статье газета "Иравунк". Газета, основываясь на опыте ряда стран, считает, что самое удобное для этого время - канун новогодних праздников или ближайшие последующие им дни, когда сопротивляемость как государственных и политических структур, так и отдельных деятелей и групп общественности сведена к минимуму.

На вопросы газеты "Айкакан жаманак" ответил лидер Либерально-прогрессивной партии Армении Оганес Ованнисян.

Какую цель, по-Вашему, преследуют международные организации, применяя в отношении Армении, в частности, в карабахском вопросе, подобное давление?

Еще год назад мы предупреждали, что как страна мы выпадаем не только из карты мира, но и из карты Кавказа. Говорили также, что в вопросе Карабаха мы с каждым днем отступаем. Армения сегодня подверглась со стороны международной общественности необъявленной блокаде, и нашим ответом этой блокаде стало заявление о том, что мы еще 100 лет готовы без них прожить. И сейчас международная общественность бьет по самому больному нашему месту - Карабаху. Я и подумать не мог, что Совет Европы, будучи по своему содержанию общечеловеческой структурой, может принять жесткий доклад Аткинсона. Не думал, что через 10 лет Азербайджану удастся перевести вопрос в ООН. И причина не в том, что Азербайджан очень хорошо работает, чего, конечно, отрицать нельзя. Мы должны признать, что и доклад Аткинсона, и перенос вопроса в ООН являются подходом и точкой зрения международной общественности. Мы должны понимать, что ни одна международная организация не принимает случайных решений - любым решением они создают основу для дальнейших, намного более серьезных действий. Решения этих двух структур, в частности, принятый Политической комиссией доклад Аткинсона, будут базисной позицией международной общественности. В ответ на это мы всего лишь сказали: плевать хотим на вас. Подобное отношение может иметь два объяснения: либо это от последние отчаянные попытки, либо результат несерьезного "пацанского" стремления идти до конца. Но вопрос Карабаха для нас настолько серьезен, что, если для его решения надо будет каждый год менять президентов - мы должны на это пойти. Карабах - наше будущее, и за это мы должны воевать. Но это не означает, что должны заявлять: наденем камуфляж и пойдем в бой. Наша политика не должна была допустить того, чтобы сегодня вновь встал вопрос "мира или войны".

Что может дать решению карабахского вопроса смена президента?

Действующая власть довела вопрос Нагорного Карабаха до такого состояния, что смена президента даст нам необходимый тайм-аут. Сегодня, когда международная общественность представляет себе решение карабахского вопроса исключительно в антиармянском контексте, нам необходимо только одно - выиграть время.

Вы довольно печально обрисовали сегодняшнюю ситуацию. Однако наши власти утверждают, что ни доклад Аткинсона, ни обсуждение в ООН вопроса спорных территорий не могут иметь юридических последствий и носят всего лишь рекомендательный характер.

Действительно, решения этих структур не носят императивного характера, но это не означает того, что они не будут иметь продолжения. Если они создают какую-то основу, то только для того, чтобы на ней построить аналогичную пирамиду. Ни Дэвис, ни Аткинсон не писали свои доклады исходя из личных симпатий-антипатий. Они их писали не для того, чтобы кому-то всего лишь погрозить пальцем. Это не их личное мнение или, как заявляют в Армении некоторые силы, вопрос англосаксонских нефтяных интересов. Это мнение о карабахской проблеме стран, представляющих СЕ. Кстати, не случайно, что Политическая комиссия ПАСЕ так спешно рассмотрела доклад Аткинсона - это сделано исключительно для того, чтобы данный крайне неблагоприятный для нас доклад был готов до Генеральной Ассамблеи ООН. Бессмысленно закрывать глаза на реалии: внешнее давление в отношении Армении, в частности в карабахском вопросе, достигло кульминации и не может не привести к серьезным внутриполитическим изменениям.

Внутренняя политика

Согласно газете "Аравот", министр иностранных дел Армении Вардан Осканян подтвердил сведения об ожидающихся кадровых изменениях в руководимом им ведомстве. "Смена послов приводит к необходимости осуществления изменений и в министерстве, - пояснил г-н Осканян. - Начиная с декабря и до середины 2005 года в рамках ротации будет произведен ряд кадровых перестановок".

Газета "Иравунк" в разделе "Сплетни" сообщает, что, согласно некоторым не пожелавшим назваться депутатам, первый помощник президента РА Армен Геворкян начал персональную "обработку" всех тех депутатов, в отношении которых имеется какой-либо компромат, требуя не приходить на те заседания НС, на которых должен быть рассмотрен и принят бюджет-2005. Цель данного "мероприятия" - создать ситуацию хронического отсутствия кворума, чтобы НС не смогло обсудить и принять бюджет, что даст возможность Роберту Кочаряну распустить и правительство, и Национальное Собрание.

"Оппозиционное поле Армении нуждается в реорганизации", - заявил председатель Национально-демократического союза Вазген Манукян. По его словам, если оппозиция и сейчас не представит альтернативную концепцию развития страны, правящий режим репродуцирует себя в различных модификациях, сообщает газета "Аравот".

Газета "Аравот" сообщает также, что в Армении создается новое движение - "Демократическая Армения". Уже принята декларация, под которой подписались известные партийные и общественные деятели. Члены объединения уже определили свои первоочередные задачи и тактические принципы.

Обсуждения по созданию нового движения "Демократическая Армения" продолжаются и имеют периодический характер. Однако члены объединения пока не желают делать каких-либо заявлений, не называют своих имен и не говорят о своих дальнейших шагах. Как стало известно "Ноян Тапан" из достоверных источников, в объединение входят руководители ряда политических и общественных организаций и беспартийные деятели. Приняты лозунг объединения - "Во имя Армении", декларация, а также разработана стратегия.

"Да ради Бога, пусть теперь пытаются совершать революцию под именем "общенародного движения". Но факт остается фактом, что я тот человек, который видел революцию в Белграде, был очевидцем двух революций в России (91 г. и 93 г.), революции в Грузии, карабахского движения - от начала до конца... Если есть в Армении человек, который лучше меня владеет революционной грамотой, то я не против, пусть совершают, пусть принесут пользу стране. Пусть делают революцию, если могут". С такими словами, пишет газета "Айоц Ашхар", обратился к оппозиции лидер партии "Новые Времена" Арам Карапетян.

"Аравот" сообщает, что министерство юстиции зарегистрировала новую партию под названием "Наш дом - Армения". Лидером партии является руководитель общественной организации "Первый полк" Вачаган Чибухчян.

Газета "Айб-Фе" пишет, что бывший командующий Армией обороны Нагорного Карабаха (НК) Самвел Бабаян после своего освобождения из Шушинской тюрьмы еще ни разу не беседовал с журналистами. Вместо этого, пишет газета, Самвел Бабаян обратился в Госрегистр с просьбой зарегистрировать общественную организацию. По сведениям газеты, организация называется Информационно-аналитический центр "Хачмерук" ("Перекресток").

По сообщению "Арминфо", открывшийся в Ереване 36-й съезд Коммунистической партии Армении ознаменовался скандалом. У здания зала заседаний правительства РА, где проходил съезд, собрались сторонники ранее исключенных из КПА Санатрука Саакяна и Хорена Саркисяна с требованием пропустить их внутрь здания, поскольку, по их словам, "они такие же делегаты съезда, как и остальные". Пикетчики держали плакаты "Товмасян - предатель Коммунистической партии". Полиция не пропускала участников акции в зал, мотивируя это данным им указанием. Как заявил журналистам Х. Саркисян, нынешний первый секретарь КПА Рубен Товмасян и его сторонники "подкуплены властями", в частности, министром обороны РА Сержем Саркисяном. Х. Саркисян даже указал сумму подкупа - $50 тыс. Далее, сообщает агентство, скандал перерос в настоящую драку. В результате столкновения между пикетчиками и участниками съезда 4 человека оказались в отделении полиции РА, а обстановка возле Дома правительства продолжала накаляться. Журналистов не пускали в здание. Присутствовавший на месте капитан полиции сообщил журналистам, что вход в здание закрыт не самой полицией, а по распоряжению организаторов и участников съезда. Полиция лишь поддерживает общественный порядок. К зданию дополнительно было подтянуто подразделение полиции в составе около 24 человек. В самом зале тоже не обошлось без происшествий. Первый секретарь ЦК компартии Армении Рубен Товмасян в ходе чтения отчетного доклада упал, потеряв сознание. Нескольким журналистам с огромным усилием удалось пройти в здание. Р. Товмасян был приведен в сознание, вызвали "скорую помощь". Участники съезда вынуждены были прервать заседание, объявив перерыв до приезда кареты "скорой помощи". В то же время некоторые особо "ретивые" участники съезда набросились на журналистов с воплями "не снимайте". Особенно, сообщает агентство, усердствовал бывший депутат парламента Фрунзе Харатян. В то же время во дворе здания продолжался стихийный митинг соратников исключенного из компартии РА бывшего II секретаря ЦК компартии РА Санатрука Саакяна.

Руководитель оппозиционного блока "Справедливость" Степан Демирчян в беседе с газетой "Аравот" заявил, что политика, проводимая действующими властями, лишает их всякой возможности дотянуть до 2008 года (до очередных президентских выборов - прим. ИА REGNUM). "Сегодняшняя спокойная ситуация - мнимая. Общественный заказ на смену власти не только сохраняется, но даже усилился".

Объединенная трудовая партия (ОТП), как политическая структура, не считает себя радикальной оппозицией, она является идеологической оппозицией к власти, которую можно назвать политической коалицией условно. Об этом, сообщает "Ноян Тапан", заявил председатель партии и руководитель парламентской фракции ОТП Гурген Арсенян. Депутат разъяснил, что партия оппозиционна по отношению к деятельности коалиции. Что касается являющегося четвертой стороной политической коалиции президента РА, то партия поддерживала и продолжает поддерживать политическую программу Роберта Кочаряна и ответственна за осуществление этой программы. Арсенян не исключил возможности изменения внутриполитической ситуации в ближайшем будущем. По его словам, это может произойти только в случае изменения формата власти. Если политическая коалиция прекратит существование, то не исключается, что в парламентских кругах произойдут определенные изменения, а это в свою очередь приведет к переменам в исполнительной власти.

Как сообщает PanARMENIAN, представители бывшей правящей партии Армении "Армянское общенациональное движение" (АОД), а также члена нынешней правящей коалиции партии "Оринац Еркир" приглашены на съезд партии президента Франции Жака Ширака "Народное движение". От АОД на съезде будет присутствовать бывший министр национальной безопасности Армении Давид Шахназарян.

Вернется ли Левон Тер-Петросян в большую политику?

Армянская служба радио "Свобода" сообщает, что 20 ноября первый президент Армении Левон Тер-Петросян отправился в штат Арканзас (США) для участия в открытии библиотеки 42-го президента США Билла Клинтона. В штаб-квартире Л. Тер-Петросяна "Свободе" подтвердили распространенную в СМИ информацию об имевшей место встрече и беседе первого президента РА с президентом США Джорджем Бушем. "Свобода" отмечает, что в последние годы Джордж Буш не встречался с действующим президентом РА Робертом Кочаряном. В своей беседе с радио "Свобода" министр иностранных дел Армении Вардан Осканян объяснил это тем, что "подобные встречи должны быть всесторонне подготовлены". "Свобода" напоминает, что после своей отставки в 1998 году Левон Тер-Петросян ушел из политики, не участвует в публичных мероприятиях и не общается с представителями СМИ.

Слухи о возвращении первого президента РА Левона Тер-Петросяна в большую политику, которые затихли было после президентских выборов 2003 года, вновь активизировались, пишет газета "Айкакан жаманак". Поводом к тому, считает газета, послужили визиты Л. Тер-Петросяна во Францию и США, а также состоявшиеся в ходе этих визитов встречи. "АЖ" отмечает, что действующий президент РА Роберт Кочарян встречался с президентом США лишь раз, после переговоров в Ки-Вэсте, "да еще и в компании с Гейдаром Алиевым (президентом Азербайджана в то время - прим. ИА REGNUM)". "Что может означать возобновившийся интерес Запада к Левону Тер-Петросяну? Знаменуют ли его визиты во Францию и США начало возвращения в большую политику или это были всего лишь визиты вежливости?" - спрашивает газета. По мнению лидера Демократической партии Армении Арама Саркисяна, никаких далеко идущих предположений делать не стоит: "Не надо наводить таинственность на то, что интерес к личности Левона Тер-Петросяна несколько возрос. Его визит в США обусловлен приглашением Клуба экс-президентов, и поскольку он считается носителем западных ценностей, естественно, что он должен был попасть в список приглашенных. Что касается влияния этих встреч на внутриполитическую обстановку в Армении, думаю, что никакого влияния быть не может. Общественного заказа на возвращение Левона Тер-Петросяна не существует". В отличие от него, руководитель парламентской фракции Республиканской партии Армении (РПА) Галуст Саакян не считает, что визит Тер-Петросяна в США обусловлен всего лишь посещением библиотеки и не имеет политического подтекста. Более того, Саакян уверен, что интерес Запада к первому президенту обусловлен определенным омертвением политического поля Армении. По словам Саакяна, Запад пытается найти в РА следующего кандидата в президенты, и не исключено, что им будет Левон Тер-Петросян. "По моему, уже к началу 2006 года будут определены основные претенденты на пост президента РА. По всей видимости, Запад считает для себя приемлемой кандидатуру Левона Тер-Петросяна, и его последние визиты надо расценивать именно в этом контексте". Член оппозиционного блока "Справедливость", депутат парламента РА Степан Закарян считает, что причиной, по которой и Франция, и США начали проявлять интерес к первому президенту Армении, является возникшая в последнее время активность вокруг карабахской проблемы, поскольку "Левон Тер-Петросян стоял у истоков проблемы НК и до 1998 года был президентом Армении. А это о многом говорит. Я склонен видеть последние встречи Тер-Петросяна именно в контексте проблемы Карабаха". Что касается возможного возвращения первого президента в большую политику, то, по словам Закаряна, любые комментарии и предположения будут несерьезны, пока своего слова не скажет сам Тер-Петросян. Как пишет газета, в Национальном Собрании в эти дни многие депутаты отказывались комментировать последние встречи Тер-Петросяна и говорили, что ожидают декабрьского съезда АОД, где, по некоторым сведениям, будет говорить Левон Тер-Петросян. По словам одного из депутатов от РПА, если Тер-Петросян и на этот раз удовлетворится "статусом молчаливого гостя" и продолжит свой "обет молчания", то он просто докажет, "что плевать хотел и на эту страну, и на этот народ". "Если же нет - то это может привести к очень серьезным внутриполитическим сдвигам с очень неожиданными последствиями".

Руководитель аппарата президента РА Арташес Туманян в беседе с газетой "Иравунк" сказал: "О Левоне Тер-Петросяне сказать ничего не могу и вместе с тем ничего не исключаю".

Публицист Тигран Паскевичян приводит в газете "168 жам" ранее неопубликованные материалы беседы бывшего премьер-министра РА Вазгена Саркисяна с карабахскими журналистами летом 1998 года. Перемежая выдержки из беседы с выдержками из статьи Левона Тер-Петросяна "Война или мир? Время призадуматься", автор создал своеобразный диалог, который, по его словам, может пролить свет на политическую ситуацию 1997-98 годов.

Вазген Саркисян: Я хочу начать с того момента, когда Левон Тер-Петросян подал в отставку. Левон подал в отставку потому, что в вопросе решения арцахской проблемы возникли серьезные разногласия, не только с руководством Арцаха, но и со многими руководителями РА. В том числе и с вашим покорным слугой. То есть опасения, что какой-либо руководитель Армении может предать интересы Арцаха, не имеют основания.

Левон Тер-Петросян: Неожиданностью стало качество полемики, а говоря яснее - полное ее отсутствие. Признаюсь, я не достиг своей цели - развернуть в прессе и на публичных собраниях серьезную дискуссию по самой трудной из стоящих перед армянским народом проблем - о возможных путях урегулирования противостояния в Нагорном Карабахе. Реакция оппозиции не вышла за рамки брани, передержек, наклеивания ярлыков и искажений. Не было сделано никаких разумных предложений, не было представлено ни одной альтернативной программы, ни одного логичного контраргумента. Из этого можно сделать два вывода: или оппозиция не имеет какой-либо программы карабахского урегулирования, или же, если имеет, но скрывает, в таком случае вряд ли она занимается полезной для нации деятельностью. От более жестких определений воздержусь. Итак, что понял народ из шумихи, поднятой оппозицией? Что мы пролили кровь за Арцах, что с возвратом занятых территорий возникает угроза существованию Арцаха, что во имя Арцаха армянский народ готов вновь проливать кровь, что нам наплевать на международное мнение, что мы поставим на колени и Азербайджан, и мировое сообщество и что "мы всем народом должны стать гайдуками".

В.С.: Если бы Левон захотел, он не подал бы в отставку. Сейчас об отставке Левона говорят все. И как об освобождении Шуши говорят сотни людей, каждый из которых считает, что именно он Шуши освободил, так и сейчас появились люди, которые утверждают, что именно они сыграли главную роль в том, что Левон подал в отставку. Смешно и глупо. Если бы он не захотел, то не ушел. Это надо оценить. Он не захотел конфронтации.

Л.Т.-П.: Как бы то ни было, дискуссии не получилось, но это обстоятельство не должно разочаровывать ни наше общество, ни меня. Все равно любой политический деятель или интеллигент, претендующий на то, чтобы распоряжаться судьбой нации, рано или поздно вынужден будет отказаться от брани (речь не идет о душевнобольных) и выступить перед народом с конкретной, просчитанной программой. Не дожидаясь этого, я и сегодня готов серьезно обсудить любое вразумительное предложение по урегулированию нагорно-карабахского конфликта, причем готов к публичной дискуссии на любом уровне. Однако дискуссия может быть предметной, только если предварительно определиться по некоторым исходным положениям, а именно:

- проблема Нагорного Карабаха должна решиться посредством войны или мирных переговоров?

- возможно ли вечное или хотя бы долговременное сохранение статус-кво и неурегулированного состояния карабахской проблемы?

- Карабаху и Армении выгодна урегулированность или неурегулированность вопроса?

- вопрос должен быть решен компромиссом или поражением одной из сторон, и какая из сторон в этом случае будет проигравшей?

В.С.: Если мы оглянемся на прошедшие 6-7 лет, то должны оценить, что Левон провел для Арцаха гигантскую и неоценимую работу. Когда мы отвоевывали Шуши, потом отвоевывали Лачин, потом еще 7-8 районов, мы с ужасом думали, что либо нас турки съедят, либо весь мир признает нас агрессором. Ни турки нас не съели, ни мир нас агрессором не посчитал. И это было результатом серьезной внешней политики. Очень серьезной - и с Россией, и с США проводилась крайне серьезная, полновесная внешняя политика.

Л.Т.-П.: Пусть не пытаются ввести народ в заблуждение, говоря, что компромисс имеет альтернативу: альтернатива компромиссу - это война. Отказ от компромисса и максимализм (стремление достичь максимального, а не возможного) - кратчайший путь к полной гибели Карабаха и ухудшению положения Армении. Речь не идет о сдаче или не сдаче Карабаха. Речь идет о сохранении Карабаха армянским: три тысячи лет он был населен армянами и через три тысячи лет должен оставаться населенным армянами. Избранный мною путь обеспечивает эту перспективу и сохраняет возможности достичь нашей заветной цели. Путь авантюристов ведет к неизбежному поражению. Мы уже однажды, "залив Стамбул морем крови", потеряли Западную Армению, в другой раз, требуя территории, очерченные Севрским договором, утратили и половину Восточной Армении.

В.С.: Нельзя говорить, что в его словах не было правды. Хочу поставить вас в известность: действительно, экономика Армении в очень тяжелом положении, действительно, блокада имеет для нас крайне тяжелые последствия.

Л.Т.-П.: Помимо сущности, важен и момент компромисса. Очевидно, что в случае компромисса добиться максимума возможного может лишь сильная сторона. Армения и Карабах сегодня сильны, как никогда, но в случае неурегулирования конфликта уже через год-другой неизмеримо ослабнут. То, что мы отвергаем сегодня, в будущем будем просить, но не получим, как не раз бывало в нашей истории. Надо быть реалистом и понимать, что международное сообщество не будет долго мириться с ситуацией, сложившейся вокруг Нагорного Карабаха, поскольку эта ситуация представляет собой угрозу региональному сотрудничеству и безопасности, а также нефтяным интересам Запада. Рано или поздно сторонам будет навязана некая компромиссная программа урегулирования, что явится не правовым, а политическим решением вопроса, хотя и сильными мира сего все это будет преподнесено как образцовое проявление международного права. Ни Азербайджан, ни Армения и Карабах не смогут избежать компромисса, как его не смогли избежать стороны боснийского и арабо-израильского противостояний.

В.С.: Однако мы, его оппоненты, приводим другие аргументы. Во-первых, у нас еще есть возможность противостоять блокаде. Во-вторых, экономика Армении в тяжелом состоянии еще и потому, что мы сами плохо работаем. В-третьих, самое главное, блокаде, экономической нестабильности мы можем противопоставить национальное единение, организованность и позицию решительного одиночки. А решительный одиночка находит все мыслимые выходы, если есть сплоченность.

Л.Т.-П.: Прибегая к компромиссу, стороны обычно руководствуются несколькими соображениями: избавиться от чреватого серьезной угрозой противостояния, ограничивающего их естественную жизнедеятельность и развитие; заморозить проблему с целью выиграть время, накопить силы и в более благоприятной ситуации решить вопрос в свою пользу; избежать непредсказуемых осложнений, лелея надежду, что впоследствии, с укоренением во взаимоотношениях народов нового мышления и переоценкой ценностей, проблема может утратить свою остроту и границы, например, утеряют то значение, которое имеют сегодня.... Компромисс в какой-то мере устроит все стороны противостояния, но в то же время ни одной из них не принесет полного удовлетворения. Президент Алиев преподнесет это как победу Азербайджана, я же попытаюсь представить как победу Армении. Азербайджанская оппозиция будет считать, что Алиев предал и продал Карабах. Армянская оппозиция сочтет, что Карабах предал и продал я...

В.С.: Именно по этой причине он принял решение удалиться и оставил арену нам, чтобы мы смогли доказать свою правоту.

Л.Т.-П.: Кстати, по поводу мании сохранения власти: что могло бы заставить меня любой ценой сохранить власть - блага, слава или венец героя? Будучи президентом, никаких благ или собственности не получил (можете проверить) и не желаю получать. Если бы я стремился к личной славе или почестям, я просто не принял бы участия в выборах 1996 г., оставаясь в глазах поколений президентом, добившимся независимости, победившим в карабахской битве, расширившим армянские территории, независимо от того, насколько справедливо было бы приписывать все это мне. И что до того, что случилось бы позже и на кого бы пала ответственность за ухудшение ситуации! Все равно мой рейтинг от этого не пострадал бы, а наоборот - еще более возрос. Повторяю, с личной точки зрения это было бы для меня наилучшим решением. Но это было бы не что иное, как малодушное дезертирство, к которому, к сожалению или к счастью, я непривычен. Я переизбирался с трезвым осознанием стоящих передо мной трудностей и ответственности в деле их преодоления, о чем абсолютно не сожалею. Неужто я не знаю, как можно с помощью дешевых приемов прикидываться героем, представать исполнителем всех сокровенных национальных чаяний, как любой ценой нравиться народу. Неужто я не мог день и ночь ругать турок, поднять перед ООН вопрос признания геноцида армян, провозгласить недействительным Карский договор, потребовать от Турции территории, очерченные Севрским договором, предъявить Азербайджану ультиматум, признать независимость Нагорного Карабаха, заявлять, что не уступим ни пяди земли и т. д.

В.С.: Это и явилось причиной, по которой кандидатом в президенты был выдвинут именно Роберт Кочарян. Кочарян стал премьер-министром Армении по одной простой причине. Об этом я с ним говорил в Степанакерте еще год назад: для всех нас ясно, что наша война завершила этап героики и самопожертвований, и мы вышли победителями в этой войне.

Л.Т.-П.: Третье заблуждение: до сих пор нам все удавалось, значит, удача будет сопутствовать и впредь. Т. е. мы до сих пор могли одерживать победы над Азербайджаном, будем побеждать и впредь, до сих пор мы выдерживали внешнее давление, выстоим и впредь и т. д. Это, пожалуй, самое опасное из заблуждений, потому что залог будущих успехов при таком подходе видится не в будущем соотношении сил, а в прошлых успехах. Те, кто так думает, имеют серьезные проблемы с элементарными законами логики. Если бы грядущие победы были обусловлены успехами прошлого, то победивший однажды никогда уже не терпел бы поражения, т.е., например, Римская империя никогда бы не погибла.

В.С.: Сейчас война переместилась в экономическое и политическое поле. Если мы не добьемся успехов в экономике, можем растерять все военные победы. А то, что экономика Армении и Карабаха составляют одно целое, думаю, никто не сомневается. И в этом причина, что Роберт Кочарян с одного фронта перешел на другой.

Л.Т.-П.: Парадокс третий: мы, оппозиционеры, не имеем программы урегулирования карабахского конфликта, но поскольку действующие антинациональные власти Армении не в состоянии решить этот вопрос, то дайте власть нам, и мы его решим, заодно восстановив промышленность Армении, повысив в 5-10 раз зарплату, залив страну иностранными инвестициями. Не знаю даже, стоит ли вообще комментировать этот парадокс, во всяком случае, не могу не отметить, что честное слово в политике отнюдь не самый лучший аргумент, и никогда еще народ не давал кому-либо власти на основании только лишь честного слова, тем более если слово это, помимо содержащегося парадокса, приближается также к жанру фантастического рассказа.

В.С.: Никто не предполагал, что события примут такой оборот, что последует отставка Левона и Роберт Кочарян фактически станет президентом Армении. Рассмотрим другой вариант: а что было бы, если бы президентом РА стал Карен Демирчян? Демирчян стал бы президентом и ему покровительствовали бы те же лица, которые проводили бы ту же линию - грубо говоря, пораженческую политику.

Л.Т.-П.: Со стороны оппозиции предпринимаются попытки создать и такое впечатление, что якобы со стороны сопредседателей организуется заговор против Нагорного Карабаха, в котором вследствие бесталанности или по преступному умыслу участвует и Левон Тер-Петросян. С целью создать подобное впечатление используется и обстоятельство конфиденциальности переговоров, хотя это опасение я, думается, исчерпывающим образом развеял в своей речи на IX съезде АОД. Вынужден повторить соответствующий раздел выступления. "Конфиденциальность не обязательно означает заговор. Это просто международная дипломатическая практика, цель которой - облегчение процесса переговоров, ограждение его от излишней шумихи и использования в пропагандистских целях. Достаточно напомнить, что нынешнему процессу урегулирования арабо-израильского конфликта предшествовали многолетние конфиденциальные переговоры. Разумеется, конфиденциально будет проходить только этап переговоров, а по достижении соглашений, но до подписания окончательных договоров программа урегулирования, естественно, будет вынесена на суд как нашего, так и народов Арцаха и Азербайджана... В одном могу вас полностью заверить: Армения никогда не подпишет какой-либо документ, под которым не будет подписи и Нагорного Карабаха" ("Республика Армения", 15 июля 1997 г.).

В.С.: Мне тоже предлагалось выдвинуть свою кандидатуру. Из Карабаха предлагали. Я не выставил ее по простой причине: был к этому не готов. Кандидатура Роберта Кочаряна, уверен, была наилучшей.... Мы говорили: выбирая Роберта Кочаряна - выбираем единство Армения-Арцах-Спюрк (диаспора - прим. ИА REGNUM) и выбираем достойный путь решения арцахского вопроса, но не исключено, что это приведет к серьезным последствиям.

Л.Т.-П.: Миф второй: если Армения займет жесткую позицию по отношению к Турции, поднимет перед ней вопросы признания геноцида, провозглашения недействительным Карского договора, возвращения армянских земель, то Турция и Азербайджан станут более уступчивыми в вопросе Карабаха. По моему глубокому убеждению, которое я могу обосновать и конкретными политическими расчетами, такая позиция не только не принесет никакой пользы решению проблемы Нагорного Карабаха, но и создаст новые сложности во взаимоотношениях Армении с Турцией, которые еще более усугубят положение Армении и Нагорного Карабаха. Даже невооруженным глазом можно заметить, что, наоборот, для Азербайджана и Турции это станет дополнительным аргументом, подтверждающим экспансионистские притязания Армении, и еще более восстановит против Армении и без того неблагоприятное мнение мирового сообщества.

В.С.: Становление Роберта Кочаряна президентом нашу экономику не подняло и не поднимет, потому что в экономике чудес не бывает. В политике есть серьезные перемены. Наша внешняя политика повернулась на 180 градусов. В злосчастном вопросе "пакетного-поэтапного" вариантов сильные мира сего почти пришли уже к тому мнению, что вопрос должен решиться пакетно, причем без предусловий. И все в один голос говорят, что если Азербайджан хочет вопрос решить, то он должен напрямую говорить с Карабахом. И когда Примаков во время перерыва в заседании стран СНГ хотел устроить встречу Кочаряна и Алиева, Кочарян прямо и очень грубо отказался, сказав, что такие вопросы в коридорах не решаются, что в Армении произошли серьезные перемены и мы можем говорить с Азербайджаном только о "пакете" и лишь в том случае, когда Азербайджан станет говорить с Нагорным Карабахом.

Л.Т.-П.: Оппозиционная пресса не жалеет сил для создания у общественности впечатления, что Нагорный Карабах якобы является сторонником пакетного варианта урегулирования, а Армения - поэтапного, чреватого серьезными опасностями. Может быть, я не коснулся бы этого вопроса, если бы, к моему удивлению, подобные заявления не делали и представители Нагорного Карабаха. Те, кто внимательно следил за пресс-конференцией 26 сентября, должны были заметить, что и пакетное, и поэтапное решение я счел "реальными вариантами". Я также отметил, что Армения приняла, с серьезными оговорками, первую из предложенных сопредседателями программ, которая является ничем иным, как пакетным вариантом урегулирования. И только после того, как и Азербайджан, и Нагорный Карабах в письменном виде категорически отвергли этот вариант, сопредседатели вынуждены были предложить сторонам поэтапное решение. На пресс-конференции мною, в частности, было сказано: "Что, по существу, имело место? И посредники, и все мы убедились, что сегодня Карабах и Азербайджан не готовы обсуждать вопрос статуса Нагорного Карабаха, потому что каждый из них имеет свое собственное представление об этом статусе, диаметрально противоположное мнению противника. В этом убедились все. Мне кажется, был избран единственный реалистический подход. Если подобный вариант решения не принимается, т.е. нереализуем, сегодня надо попытаться реализовать "поэтапный" вариант" ("Республика Армения", 30 сентября 1997 г.).

В.С.: Мы прекрасно понимаем, что... в Карабахе необходимо развить национальную идеологию, культурную жизнь.... Сейчас Спюрк более чем склонен объединиться, но объединение спюрка зависит от внутреннего единства Армении, и Спюрк серьезно наблюдает за отношениями Карабах-Армения.

Л.Т.-П.: Миф третий: если бы Армения правильно использовала лоббистский потенциал Спюрка, то армянские общины Спюрка не позволили бы своим правительствам попирать права Нагорного Карабаха. Прежде чем комментировать этот миф, надо уточнить, что потенциалом лоббирования обладает только армянская община Америки, в других странах традиций лоббирования, а соответственно и организованных лоббистских групп не существует. Не принижая значения лоббистской деятельности армянской общины Америки в вопросах оказания Армении серьезной гуманитарной помощи и формирования в американском Конгрессе положительного мнения о Карабахе, в то же время не следует забывать, однако, что лоббизм имеет границы: его влияние кончается там, где он сталкивается с национальными интересами США. Это касается не только армянской, но и всех других лоббистских организаций, в том числе и еврейской, которая хотя и самая мощная, но отнюдь не всемогущая.

В.С.: Думаю, что, выбрав Роберта Кочаряна, взаимоотношения Армения-Карабах становятся условностью. Мы, по сути, еще раз сделали свой выбор в пользу воссоединения. Мы всему миру доказали, что шутить с нами нельзя, что мы решительный народ.

Л.Т.-П.: Первое, если угодно, фатальное заблуждение кроется в том, что противником Карабаха является-де Азербайджан, который можно с легкостью поставить на колени. Однако в действительности противником Карабаха является международное сообщество, которому мы фактически бросили вызов. Не понимать эту простую реальность означает подвергнуть наш народ суровым испытаниям.

В.С:. Для того чтобы мы могли добиться успехов в политических процессах по урегулированию карабахского вопроса, мир не должен суметь встрять между нами. Как только появится щель - встрянут. Никто в этом мире не заинтересован в том, чтобы в этом регионе была сильная, могучая, единая Армения - Армения-Арцах. У каждого свои интересы, и каждый будет пробовать играть между нами.

Л.Т.-П.: Однако компромисс не следует рассматривать исключительно как нечто навязываемое, напротив, противоборствующие стороны сами должны приложить колоссальные усилия для скорейшего его достижения, потому что альтернатива, как уже было сказано, - война и новые страдания народов. Компромисс - это выбор не между хорошим и плохим, а между плохим и худшим, т. е. компромисс - лишь средство избежать худшего, которым вынужденно пользуются противоборствующие стороны, когда достигают осознания возможного худшего и когда способны проявить политическую волю и необходимое мужество. Второе заблуждение состоит в необоснованном утверждении, что, поскольку Карабах выиграл войну, следовательно, нет необходимости идти на какой-либо компромисс. К сожалению, Карабах выиграл не войну, а сражение. Войну выигрывают только тогда, когда противник капитулирует. Отождествление войны и сражения многих не раз ввергало в беду. (Статья приведена с незначительными сокращениями - прим. ИА REGNUM).