Как мы уже сообщали, тренинг для представителей СМИ и общественных объединений, а также правозащитная конференция пройдут с 3 по 7 декабря в городе Геленджик Краснодарского края. Тренинг будет посвящен освоению возможностей средств массовой информации для защиты прав этнических меньшинств и обретению навыков ведения переговоров с представителями властей.

На конференции, которая пройдет 6 декабря, будут устроены общественные слушания по докладу "Систематическое нарушение прав человека в Краснодарском крае подрывает международный авторитет России". Также будет вырабатываться план совместных действий и заявления. Тренинг и конференция организованы Новороссийским комитетом по правам человека (НКПЧ) и НГОБО "ФРОДО" при поддержке Фонда МакАртуров.

Корреспондентом ИА REGNUM был получен проект русской версии доклада, который приводится ниже.

ПРОЕКТ

"СИСТЕМАТИЧЕСКОЕ НАРУШЕНИЕ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КРАСНОДАРСКОМ КРАЕ ПОДРЫВАЕТ МЕЖДУНАРОДНЫЙ АВТОРИТЕТ РОССИИ"

АНО "Новороссийский комитет по правам человека", НГОБО "ФРОДО"

Составители: Вадим Карастелев, Тамара Карастелева

г.Новороссийск - 2004 г.

В докладе анализируется ситуация с соблюдением прав человека в Краснодарском крае в контексте ухудшения международного доверия к России. Принятые Заключительные замечания Комитетами ООН по ликвидации расовой дискриминации по экономическим, социальным и культурным правам не выполняются. В основу анализа положены документы, публикации в медиа, мониторинговые доклады, наблюдения экспертов, рекомендации международных органов, письма, обращения, заявления и другие материалы преимущественно за 2004 г.

Доказываются тезисы:

1.Краснодарский край последние годы, по-прежнему, занимает в России второе место по уровню нарушений прав человека после Чеченской республики. 2.Этническая дискриминация в Краснодарском крае является частью федеральной политики.

Предисловие

Краснодарский край - регион, где ситуация с соблюдением прав человека продолжает вызывать серьезную озабоченность международного сообщества и представителей российской общественности.

Периодические доклады о правах человека в той или иной мере способствуют информированности в данной области.

В настоящем докладе собраны в основном материалы, которые фокусируются на соблюдении права недискриминации представителей этнических меньшинств, преследовании правозащитных организаций и правозащитников, ксенофобии и нападений на представителей этнических меньшинств за 2004 г.

Приведены иллюстрации позиции федеральных и краевых властей по теме доклада. В соответствующем разделе обобщена информация о действиях различных органов и организаций (ООН, госдепартамент США, "Мемориал") на международном уровне.

Действия губернатора А.Ткачева приводят к международным скандалам, например, в 2003 г. строительство дамбы в Керченском проливе привело к обострению отношений между Россией и Украины, а в ноябре 2004 г. после выборов абхазского президента им заявлено о закрытии границы между Краснодарским краем и Абхазией, что является прерогативой федеральных, а не региональных властей. Действия краевой администрации фактически поддерживаются и поощряются кремлевскими политиками, поэтому важно консолидировать общественные силы для предотвращения незаконного насилия и дискриминации, подрывающего международный авторитет России.

В приложении приводятся: Заявление представителей общественных организаций по поводу выступления заместителя министра МВД Александра Чекалина и Обращение батумских курдов (курманч) к послу США в РФ.

Текст доклада пройдет общественные слушания в декабре 2004 г. и будет направлен в различные инстанции, которые могут повлиять на улучшение ситуации с правами человека в Краснодарском крае.

Благодарим за ценные замечания Александра Осипова из Правозащитного центра "Мемориал" (г.Москва).

Краткое описание

По сравнению с 2002-2003 гг. положение этнических меньшинств несколько улучшилось, но остается достаточно тяжелым. Небольшое улучшение ситуации произошло по нескольким причинам.

Во-первых, правительство США приняло решение о начале программы переселения турок-месхетинцев в Америку и предоставления им статуса беженцев. Около 80% месхетинцев подали заявления для участия в программе, а порядка 100 человек уже осваиваются в Филадельфии.

Во-вторых, Законодательным собранием Краснодарского края (ЗСКК) были отменены законодательные акты, противоречащие международному и федеральному праву. В тоже время были приняты новые правовые акты, на которые прокуратурой вынесен протест.

В-третьих, после того, как многие общественные деятели и независимые СМИ, особенно на Западе, осудили проводимую губернатором Ткачевым дискриминационную политику, "язык вражды" резко спал, хотя краевые власти по-прежнему уверены в правоте своих действий и стали использовать более изощренную тактику.

В-четвертых, все больше политических деятелей не поддерживает действия губернатора Ткачева и, поскольку, он уже выбран на второй срок, то использовать националистическую риторику для запугивания жителей Кубани нет особой необходимости.

Общее положение этнических меньшинств

Если взять данные о национальном составе жителей Краснодарского края по данным краевого комитета государственной статистики на 1 января 2002г., то мы с удивлением обнаружим, что курды, впрочем, как и турки-месхетинцы, хемшилы, корейцы, ассирийцы, в списке вообще не упоминаются.

По личному распоряжению краевого руководства были отменены выступления группы самодеятельности "МЕКО", которая была организована при обществе ахалцихских турок в Казахстане.

Гости, приехав 1 января 2004 года в Краснодарский край, планировали выступить перед жителями Крымского и Абинского районов, чтобы через комические сценки, песни и танцы познакомить с бытом и традициями ахалцихских турок. Выступления носили благотворительный характер.

По словам Тиеншона Свонидзе, изначально районный и краевой отделы культуры не возражали против концертов самодеятельной группы, но когда представитель департамента по мониторингу миграционных процессов г-н Охрименко довел до краевого руководства информацию о предполагаемых выступлениях "МЕКО" в Краснодарском крае, то тут же последовал запрет.

До приезда в Краснодарский край гостей из Казахстана радушно принимали в Ростове-на-Дону. Не дождавшись положительного решения краевой власти 11 января "МЕКО" всем составом выехала в Ставрополь.

Турок-месхетинцев пришедших 7 марта 2004 г. на рынок в станице Холмской Абинского района в Краснодарском крае встретили около 30 казаков, которые не пустили их на свои торговые места, ссылаясь на указание краевого руководства. Казаки провоцировали на потасовку, а милиционеры и налоговики молча наблюдали за происходящим.

Местный лидер Тиеншон Свонидзе долго вел переговоры, в результате которых во второй половине дня туркам все-таки разрешили торговать. Усиление экстремизма со стороны казачества связывается с показом по НТВ (программа "Намедни") объективного сюжета об этом многострадальном народе.

Губернатор А.Ткачев, который обещал содействие при переселении турок-месхетинцев в США так ничего и не сделал для этого и у экспертов возникает ощущение, что он не желает расставаться с месхетинцами.

С середины сентября 2004 года на турок-месхетинцев, проживающих в Крымском и Абинском районах и участвующих в программе переселения в США, возобновилось давление со стороны краевых чиновников, в том числе силовых структур. Это выражается в том, что, скорей всего, была дана команда "сверху" судебным исполнителям и приставам взыскать с турок-месхетинцев штрафные санкции по всем постановлениям об административных наказаниях и судебным решениям о нарушении паспортного режима за последние несколько лет.

Туркам - месхетинцам чиновники продолжают отказывать в регистрации по Краснодарскому краю, но в то же время на всех постах ДПС, на улицах городов и сел, на рынках сотрудники милиции требуют предъявить им регистрацию. При этом составляются протоколы и постановления. В каждой семье за последние несколько лет накопилось достаточно много подобных постановлений и судебных решений, по несколько штук на каждого взрослого члена семьи. Каждое постановление оценивается от 500 до 1500 рублей.

Первый сигнал был 10 сентября 2004 г. Тогда домой к Ахмедову Рашиду, проживающему в станице Варениковская пришли два судисполнителя и потребовали оплатить штраф в 500 рублей за нарушение паспортного режима. Денег у хозяина не нашлось, тогда они решили изъять имущество в виде сотового телефона, телевизора, колеса от машины. Мы, предполагаем, что имеем дело с организованной кампанией, так как информация о том, что приходили судоисполнители или приставы поступает из станицы Варениковской, поселка Холмский, поселка Ахтырский, станицы Нижнебаканская. 24 сентября два судисполнителя подъехали к дому Асланова Юсуфа. Унижая и оскорбляя хозяина и его жену потребовали оплатить штраф, постановления были выписаны на него еще в апреле и мае 2003 года. Соседи слышали, как один из судоисполнителей высказывал свое отношение к туркам-месхетинцам, что он их за людей не считает, угрожал корову забрать. Потом затолкали Юсуфа в свою машину, а жене сказали: "Ты его долго не увидишь!".

В октябре 2004 г. под руководством губернатора А.Ткачева прошло заседание представителей "силовых" ведомств по поводу строительства лагерей для размещения лиц, по отношению к которым вынесено судебное решение о депортации. Поскольку около 50 тысяч человек из числа этнических меньшинств не смогли по вине властей получить российское гражданство, положенное им по Закону РФ "О гражданстве" (редакция 1991 г.), то многие из них могут оказаться в подобных лагерях.

Усиление давления привело к тому, что в Посольство США обратились лидеры народа батумских курдов - курманч (см. Приложение 2), чтобы их народ включили в программу переселения турок-месхетинцев в США.

Краевые власти и руководство города Сочи остаются, глухи к обращениям этнических меньшинств, относительно переноса памятника адмиралу Лазареву М.П.. Власти использовали мнение лояльных ученых-историков для восстановления 12 июня 2003 года памятника адмиралу М.Лазареву на привокзальной площади станции "Лазаревская" в Сочи. Признанный по федеральному законодательству, как коренной малочисленный народ, адыги-шапсуги совместно с представителями других национальных меньшинств выступили против восстановления памятника человеку ответственного за массовые уничтожениях мирного населения (адыгов) во время Кавказской войны в XIX веке. Но власти, опираясь только на мнение ученых, все-таки восстановили памятник. Эти ученые через медиа заявили, что они гордятся историей, т.е. по сути, оправдывают действия по истреблению мирного населения адмиралом Лазаревым.

По-прежнему, в трудной ситуации находятся иностранные студенты из стран Азии и Африки, обучающиеся в городе Краснодаре. Возведенные административные барьеры мешают студентам получать регистрацию, а действия милиционеров вынуждают постоянно откупаться от них. Из-за неверия в справедливость они боятся обращаться в суд и правоохранительные органы.

Дискриминация на законодательном уровне

После выступлений правозащитников в 2003 году последовал протест Прокуратуры Краснодарского края от 15.04.03 на Закон Краснодарского края от 11.04.02 № 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края", который был удовлетворен лишь летом 2004 г. Отменив один Закон, депутаты ЗСКК сразу же приняли другой - Закон Краснодарского края от 2 июля 2004 года N 735-КЗ "О мерах по предотвращению незаконной миграции в Краснодарский край". Затем было издано Постановление главы администрации Краснодарского края от 20 июля 2004 г. N 715 "О мерах по предотвращению незаконной миграции в Краснодарский край", в котором предусмотрено создание межведомственной комиссии по вопросам миграции.

Процитируем две статьи из действующего Закона N 735-КЗ:

"Статья 1. Незаконной миграцией признается прибытие в Краснодарский край граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства (далее - незаконные мигранты) из других государств и субъектов Российской Федерации и (или) проживание на его территории с нарушением порядка, установленного федеральными законами "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации", "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации".

Статья 2. Органы государственной власти Краснодарского края и органы местного самоуправления в Краснодарском крае содействуют обустройству и интеграции в социальную среду законно находящихся на территории Краснодарского края мигрантов с соблюдением конституционного принципа недопустимости осуществления права на свободу передвижения, выбор места пребывания и места жительства на территории Российской Федерации одними лицами с нарушением законных прав и интересов других лиц, в том числе постоянно проживающих на территории Краснодарского края".

В этих двух статьях заложены основания для дальнейшей дискриминации. На запрос правозащитников в краевую прокуратуру о законности данного правового акта мы получили ответ, что прокурором направлен протест на положения статей не соответствующих федеральному праву. Исходя из того, как депутаты поступили с предыдущим протестом прокурора ясно, что ждать отмены данного закона не меньше года и затем, вероятно, последует очередной дискриминационный закон.

Кроме того, в действующем Уставе Краснодарского края в статье 2 говорится: "п.1. Краснодарский края является исторической территорией формирования кубанского казачества, исконным местом проживания русского народа, составляющего большинство населения края". Статья 2, да и весь Устав не содержит никакого упоминания о не дискриминации и правах действительно коренного народа - адыгов-шапсугов.

Дискриминация в судебной системе

16 декабря 2003 года судья Анапского городского суда Лантух В.В. вынес постановление о депортации за пределы РФ Мурадова Лутфия Мугуддиновича, 1952 года рождения, и Мурадова Ридвана Лутфиевича, 1972 года рождения. Оба - турки-месхетинцы, граждане бывшего СССР, вынужденно прибывшие из Узбекской ССР в РСФСР в 1989 году. Они постоянно проживали на хуторе Свет Варениковского сельского округа Крымского района Краснодарского края.

Материалы административного дела были рассмотрены в отсутствие привлеченных к ответственности, которые даже не были поставлены в известность о времени и месте их рассмотрения. Для исполнения данное постановление 22 декабря 2003 года направлено в Крымский РОВД по месту жительства Мурадовых. Кассационная жалоба, поданная в январе 2004 г. в судебную коллегию краевого суда оставлена без удовлетворения. Пока Мурадовы не депортированы. Для таких, как Мурадовы, в Краснодарском крае в 2004 г. начато строительство депортационных палаточных лагерей, в которых, людей, оказавшихся в подобной ситуации, можно держать бесконечно долго, поскольку в Узбекистан они не могут быть депортированы.

Нападения

16 января 2004 года в 22 часа было совершено нападение на трех молодых турок-месхетинцев, работающих в ночь в пекарне г. Абинска. Пострадали Хасан, 1984 года рождения, проживающий в п. Ахтырском и братья Равшан и Кавим, 1975 и 1979 года рождения, проживающие в станице Холмской.

Ситуация развивалась быстро- 10-12 молодчиков, самому младшему 13 лет, а старшему из них 25, подошли к пекарне. Под предлогом, что на них лает собака, которая охраняет пекарню, молодчики стали угрожать работающим в пекарне туркам-месхетинцам. По словам пострадавших ребят, вначале один из нападавших по сотовому телефону с кем-то переговорил и получил команду - бить. Они выманили турок на улицу и начали расправу. Били жестоко, один из ребят попал в местную больницу с переломом переносицы (ударили кирпичом в лицо) и сотрясением мозга.

Пострадавшие ребята узнали некоторых из нападавших в лицо. Есть большие подозрения, что в этот раз приняли участие в нападении те же люди, что при погроме весной в 2003 году в Холмской, а значит, прослеживается явная причастность агрессивной части казачества. От всех избитых ребят в милицию поступили заявления.

7 октября 2004 года в поселке Холмский Краснодарского края около шести часов утра на семью турок-месхетинцев, участвующих в программе переселения в США, было совершено вооруженное нападение.

По словам лидера турецкой общины Испахева Сарвара двое вооруженных людей в камуфляжной форме и масках ворвались рано утром в дом Ахмедовых, как только дети открыли дверь, собираясь в школу. Детей загнали в спальню, а закричавшей от ужаса матери Виктории приставили к груди пистолет с глушителем, приказали замолчать, угрожая убить, если не послушается. Потом ее ударили по голове дубинкой, после чего она потеряла сознание. На крик вышел хозяин Ислам, спросив, что они хотят? В ответ они стали его жестоко избивать дубинками, Ислам пытался вырвать из рук нападавших оружие, но только сбил глушитель. Последовали несколько выстрелов - одна пуля насквозь пробила ему ногу, а другая рикошетом попала в одеяло маленького пятилетнего ребенка, который лежал на полу. Ребенок чудом остался жив. Трое старших детей выскочили из окон. Пострадавшие в результате вооруженного налета Ислам и Виктория попали в больницу.

В приемную Новороссийского комитета по правам человека по телефону обратилась сама Виктория. Она сообщила, что вечером 6 октября она видела на своей улице машину, на которой было написано - Казачий патруль. Проходя мимо машины, видела в ней несколько мужчин в камуфляжной форме и слышала, как они говорили, что сегодня будут патрулировать эту улицу. После трех часов ночи замолчали во дворе собаки, которые охраняли дом Ахмедовых, по свидетельству милиционеров, они были отравлены. Соседи слышали, что недалеко от дома толкали машину в сторону леса. Виктория вспомнила, что на рукаве у нападавшего мужчины, который приставил к ее груди пистолет, она заметила черную эмблему с желтовато-золоченными буквами. Она смогла разглядеть и запомнить только три первых буквы - КАЗ, т.е., возможно, нападавшие принадлежат к казачьим формированиям.

По словам Виктории, все очень напуганы случившимся, дети бояться идти в школу, родственники собрались у них в доме и тоже стараются не выходить на улицу. 7 октября около 19 часов вечера брату мужа позвонил неизвестный на сотовый и предупредил, что если он выйдет в центр поселка, ему голову оторвут и что будут большие неприятности.По факту вооруженного нападения было подано заявление в прокуратуру.

Международный уровень

В 2002-2004 гг. чрезвычайно эффективными были действия сети российских НПО по противодействию расизму и дискриминации при взаимодействии с Комитетом ООН по ликвидации расовой дискриминации, накануне рассмотрения российского доклада о соблюдении соответствующей Конвенции. Был подготовлен очень содержательный Альтернативный доклад, в котором были разделы, посвященные Краснодарскому краю. Поэтому в тексте итоговых рекомендаций Комитета есть положения, посвященные Кубани.

28 ноября 2003 г. Комитет ООН по экономическим, социальным и культурным правам в своих заключительных замечаниях отметил: "13.... Однако Комитет обеспокоен сообщениями о том, что некоторым группам граждан, в частности месхетинцам, живущим в Краснодарском крае, отказано в регистрации и признании гражданства". Правда, российские чиновники не торопятся к прислушиваться к рекомендациям, но все же, НПО был создан знаковый прецедент.

Когда в конце 2003 г. от имени депутата Госдумы Сергея Ковалева поступил запрос о том, как федеральные власти намерены выполнять рекомендации КЛРД, то МИД представил обстоятельный отчет своих действий по реализации рекомендаций, а генеральная прокуратура не признала факт этнической дискриминации и не намеревалась выполнять рекомендации.

25 февраля 2004 г. Государственный департамент США представил свой ежегодный доклад о соблюдении прав человека во всем мире. Выполняемый по решению американского Конгресса этот документ берется за основу при выработке внешней политики. 50 страниц доклада посвящено России. На первом месте по количеству упоминаний стоит Чечня. Краснодарский край упоминается 11 раз в основном в связи с дискриминацией турок-месхетинцев и преследованию правозащитной организации "Школа Мира".

1 марта 2004 г. в Женеве в рамках тематической дискуссии по положению неграждан на 64-й сессии Комитета ООН по ликвидации расовой дискриминации выступил Ахмед Мазманов, представитель Международного общества месхетинских турок "Ватан". В его выступлении подчеркивалось резкое ухудшение положения турок-месхетинцев в Краснодарском крае и бездействие российского правительства по выполнению рекомендаций ООН 2003 г., направленных на ликвидацию расовой дискриминации.

Сотрудники "Мемориала" и "Центра развития демократии и прав человека" также представили экспертную информацию о преследовании властями местных правозащитных организаций "Южная волна" и "Школа Мира", которые привлекали международное внимание к проблеме турок-месхетинцев.

Во время визита Комиссара по права человека Совета Европы г-на Альваро Хиль-Роблеса в августе 2004 г., произошла возмутившая его манипуляция на краевых телеканалах. Слова Комиссара о турках-месхетинцах были так смонтированы, что якобы он поддерживает дискриминационные действия краевых властей, а турки сами во всем виноваты, поскольку не хотят интегрироваться. Когда Комиссар сообщил об этом губернатору Ткачеву, то тот был очень "удивлен", но через пару часов в краевых теленовостях давали интервью Комиссара без купюр и перед отлетом подарили ему видеокассету с корректным видеосюжетом.

Право на образование

Власти Краснодарского края пытаются насильно воспитать любовь к кубанской земле введя в середине 2003-2004 учебного года по средам обязательное преподавание, так называемого губернаторского курса "Кубановедение", который построен исключительно на славной истории казачества и СССР. Перечисление событий XX века заканчивается избранием А.Ткачева губернатором в декабре 2000 года. В то же время, при поддержке краевого департамента образования и науки совместно с Русской православной церковью в этот 30-часовой курс планируется ввести историю распространения православия (с Апостола Андрея по наши дни), историю храмостроительства на Кубани, жития кубанских новомучеников. При этом представители других конфессий не имеют каналов влияния, чтобы говорить о вероучениях.

Краевые власти беззастенчиво используют систему образования в политических целях, так перед президентскими и губернаторскими выборами всех школьников обязали написать сочинение "Как я ходил на выборы вместе с родителями". Сочинения дети должны были сдать на следующий день после выборов. Понятно, что ребенок не сможет честно выполнить задание, если его родители не пойдут на выборы. А школьники из этнических меньшинств, лишенные права голосовать, вообще не смогут написать сочинения и в очередной раз будут посрамлены перед одноклассниками.

Но, пожалуй, самым позорным пятном является практика расовой сегрегации в десяти классах для детей турок-месхетинцев в Крымском районе в средней школы №11 станице Нижнебаканской.

Многочисленные запросы по поводу дискриминации детей в различные органы власти (прокуратура, министерство образования, департамент образования края и т.д.) результата пока не дали. Ответ прокуратуры Крымского района от 4.11.04 также отрицает этническую дискриминацию.

Позиция федеральных властей

"Около четырех тысяч турок-месхетинцев в Краснодарском крае получили российское гражданство" сообщил заместитель министра внутренних дел генерал-полковник милиции Александр Чекалин. "Проблемы турок-месхетинцев в Краснодарском крае с принятием закона о гражданстве не существует", - сказал Чекалин.

Он сообщил, что по данным на 1 января текущего года в Краснодарском крае зарегистрировано более 15 тысяч турок-месхетинцев, из них российское гражданство получили почти четыре тысячи человек, 2,8 тысячи подали заявления, которые рассматриваются в органах внутренних дел.

"Должен сказать следующее: сами турки-месхетинцы не занимают активной позиции в отношениях с органами власти. Всякий раз, когда звучат зарубежные посулы на тот счет, что кто-то поучаствует в их судьбе, придет гуманитарная помощь или сделают приглашения на выезд в богатую цивилизованную страну, всякий раз это останавливает их активность в отношениях с российскими властями. При этом хочу отметить, что турки-месхетинцы не создают криминологической опасности, ведут правопослушный образ жизни, работают, но вместе с тем, некоторые из них высказывают желание вернуться на свою историческую родину", - отметил Чекалин.

Правозащитники выступили с заявлением по поводу сообщения Александра Чекалина (см. приложение 1).

Далеко не все "инициативы" краевых властей поддерживаются федеральным центром. Так Госдума 1.10.04 отклонила в первом чтении законопроект, запрещающий регистрацию религиозных организаций, входящих в структуру религиозных центров, находящихся за пределами Российской Федерации. С этой инициативой выступило Законодательное собрание Краснодарского края. Однако и комитет Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций, и правительство РФ дали на него отрицательное заключение.

По словам главы комитета Сергея Попова, предложение об отказе в государственной регистрации религиозным организациям, если их руководящий орган находится за рубежом, является нарушением международных договоров и неправомерным, так как не все местные организации входят в структуру российских централизованных религиозных организаций. Полномочный представитель правительства РФ в Госдуме Андрей Логинов отметил, что законопроект "ничего не добавляет к тем законодательным нормам, которыми регламентируется деятельность религиозных организаций в России".

Однако, можно утверждать, что без одобрения со стороны федеральных властей этническая дискриминация в Краснодарском крае не носила бы системный характер. Поскольку главные вопросы, связанные с регистрацией и непризнанием гражданства за теми, кто не имел прописки на 6 февраля 1992 г. находятся в компетенции федеральных властей.

Позиция властей Краснодарского края

Нам не известно о каком-либо документе, в котором бы излагалась национальная политика на уровне Краснодарского края, хотя представители краевых властей в сентябре 2004 г. заявили, что ими разрабатывается подобный документ, но эта разработка ведется самими чиновниками.

Летом 2003 г губернатор Александр Ткачев вновь продемонстрировал, что его представления о турках-месхетинцах не меняются. "Я был в одной из школ, где из 1400 учащихся - 600 турецких детей. Из 6 первых классов - 4 полностью турецкие. По-русски говорить не хотят, ведут себя агрессивно, есть случаи оскорблений, избиений. Никто из турок не работает на государственных предприятиях, в организациях. Как правило, свой бизнес строят по принципу "купи-продай", занимаются и криминальным бизнесом, в том числе и воровством". Решение "турецкой" проблемы глава администрации видит в репатриации последних в Грузию. "Ведь решение этого вопроса уже найдено. Когда в 1999 году шла речь о принятии Грузии в Совет Европы, одним из условий было то, что Грузия примет обратно турок-месхетинцев. На этих условиях Грузию и приняли. Однако ничего не изменилось. Мы вынуждены будем через наш МИД выходить на Совет Европы, еще раз выходить на Шеварднадзе, стучаться во все инстанции, чтобы эту ситуацию сдвинуть с мертвой точки".

Комментируя отъезд первой группы турок-месхетинцев в США, глава администрации Краснодарского края Александр Ткачев, в частности сказал: "Этого дня кубанцы ждали давно. Мы в начале пути и будем действовать цивилизованно, в рамках существующего законодательства. 13 лет назад, после Ферганских событий, турки-месхетинцы прибыли к нам, согласно договоренности, на несколько месяцев. С первых дней пребывания на нашей земле, наравне с коренным населением пользовались бесплатным медицинским обслуживанием, школами, детскими садами. Но, задержавшись на долгие годы, они так и не вписались в эту среду, отказавшись принять уклад жизни кубанцев. В районах их компактного проживания резко увеличилось число преступлений. Это вызывало негативную реакцию местного населения. Напряжение росло с каждым годом и могло привести к неконтролируемым последствиям. К сожалению, пока грузинская сторона, ссылаясь на экономические трудности, отказывается выполнять взятые на себя при вступлении в Совет Европы обязательства по репатриации турок. Мы видим решение этой проблемы - в одном - выезд турок-месхетинцев на историческую родину - в Грузию или в третьи страны. Мы хотим, чтобы этот конфликт был исчерпан раз и навсегда".

В начале октября 2004 г. в г. Краснодаре состоялось совещание губернатора Краснодарского края Александра Ткачёва с руководителями силового блока. "Незаконная миграция является питательной средой для совершения террористических актов и разного рода провокаций. Многие приезжают в край, преследуя корыстные цели. Сегодня наша главная задача - поставить незаконной миграции надежный заслон", - заявил Александр Ткачёв, открывая совещание.

Александр Ткачев также напомнил слова В.Путина, который неоднократно говорил, что в российском государстве не должно быть неприкрытых границ. За 4 года население Кубани увеличилось на полмиллиона жителей. В основном это граждане из бывших советских республик. Таких нарушителей только в текущем году оказалось 40 тысяч человек. Однако за пределы края выдворили всего 1200 человек, в том числе 400 нелегалов.

На совещании была предложена идея создания в крае временных депортационных центров. Проблема в том, что до решения суда и до депортации незаконных мигрантов негде содержать. На совещании предлагалось организовать для них пункты временного содержания в Краснодаре, Сочи, Новороссийске, Темрюке, а также в Армавире и Тихорецке. Как подсказывает мировой опыт, это будет палаточный городок с полевой кухней и охраной по периметру.

В начале октября 2004 г. в Краснодаре прошло очередное заседание консультативного совета общественных объединений при главе администрации Краснодарского края под председательством вице-губернатора Кубани Мурата Ахеджака.

Как сообщили в пресс-службе администрации Краснодарского края, главный вопрос - участие общественных объединений в противодействии политическому экстремизму и предупреждению актов терроризма на территории Краснодарского края. Чтобы борьба с терроризмом была более эффективной, общественные объединения должны активно участвовать в антитеррористической деятельности, мобилизовав для этого свой интеллектуальный потенциал. К участию в работе Совета никто из независимых правозащитных организаций, а также представителей дискриминируемых этнических меньшинств не приглашался.

Ксенофобия

После событий в Беслане резко усилились националистические настроения в обществе и тут же на стенах появились профашистские надписи. Обращения правозащитных НПО по этому поводу рассматривались местными властями и якобы предпринимались соответствующие меры, но повторные проверки показывали, что радикальные призывы по-прежнему остаются на своих местах. В дни бесланской трагедии судья, рассматривавшая дело об административном правонарушении, связанное с отсутствием регистрации у представителя этнического меньшинства, постоянно проживающего в Краснодарском крае, очень негативно высказалась в адрес правозащитников, которые "не тех защищают".

С сентября 2004 года в "Новороссийском комитете по правам человека" начала действовать "горячая линия" тел. (8617) 61-10-70 для жертв в рамках "Общественной кампании противодействия ксенофобии, расизма, антисемитизма, этнической и расовой дискриминации в многонациональной Российской Федерации", финансируемой Европейским Союзом. Кампания проводится Московской хельсинской группой, Московским бюро по правам человека и американской организацией UCSJ.

Как сообщили в НКПЧ, на "горячую линию" уже обратились более 100 человек, однако, по мнению правозащитников жертв дискриминации в Краснодарском крае не менее 80 000 человек. Для того, чтобы люди из отдаленных населенных пунктов могли обратиться и получить юридическую помощь, юристы стали выезжать к людям в места их проживания.

Юристом НКПЧ Мариной Дубровиной в октябре проводились выезды в Апшеронский и Белореченский районы, где десятки людей пришли с заявлениями на бездействие сотрудников милиции, которые не пресекают провокации профашистских групп, называющих себя казаками. В самой милиции заявления оставляют без рассмотрения, а на заявителей оказывается давление. Сами милиционеры также замечены в ксенофобии и откровенном расизме.

Турки-месхетинцы из Крымского района обратились с заявлением по факту массовой выдачи им паспортов в 1996-2000 гг., в которых проставлены печати МВД СССР. Данные паспорта сотрудники милиции из других регионов считают фальшивыми. Заявители считают, что выдача фальшивых паспортов связана с их этническим происхождением.

Эксперты считают основной причиной роста ксенофобии на Кубани - бездействие и прямую поддержку властями курса на выдавливание неугодных людей с "неправильными" фамилиями и внешностью при молчаливой поддержке федерального центра.

Преследование правозащитных организаций

27 марта 2002 года Региональная общественная организация "Краснодарский правозащитный центр" в городе Краснодаре на пресс-конференции объявила о результатах общественного мониторинга, проведенного в партнерстве с Московской Хельсинкской группой в рамках проекта "Мониторинг прав человека в России", и о публикации на его основе ежегодного Доклада "О положении с правами человека в Краснодарском крае в 2001 году". Этот доклад содержал и сведения об этнической дискриминации, нарушениях законности в органах юстиции и в Краснодарском краевом суде. Представители юстиции посчитали изложенные в докладе рекомендации вмешательством в деятельность органов государственной власти и издали постановление, приостанавливающее деятельность организации на 3 года. В последствии в 2003-2004 гг. данное решение было оспорено в Верховном суде РФ.

С 2002 г. по настоящее время НПО "Южная волна" в г. Краснодаре регулярно проводит общественно-политические дискуссии по различным проблемам, в том числе, об этнической дискриминации и преследования правозащитников с последующей публикацией стенограмм выступлений в бюллетене "ОТКРЫТЫЙ МИРЪ".

Весной 2003 г. эта организация подверглась необоснованному давлению со стороны органов юстиции. После общественной кампании в защиту "Южной волны" и выражения озабоченности по данной ситуации посла США Александра Вершбоу представители органов юстиции в отношении этой НПО стали действовать в рамках закона.

Решением краевого суда кассационная и надзорные жалобы о ликвидации новороссийского фонда "Школа Мира" оставлены без удовлетворения. Формальной, хотя и незаконной, причиной ликвидации Фонда явилось наличие одного учредителя, поскольку остальные два вышли из состава учредителей несколько лет назад. Настоящей причиной для ликвидации "Школы Мира" была, неприемлемая для краевых властей, деятельность по защите прав человека по отношению к туркам-месхетинцам. Правозащитники подали предварительную жалобу в Европейский суд по правам человека и намерены обратиться в Верховный Суд РФ.

Приложение 1, 26 января 2004 г.

ЗАЯВЛЕНИЕ

Со своей стороны мы хотим сообщить следующее. Действительно в Краснодарском крае с 1989 года фактически проживает около 15 000 турок-месхетинцев, из них 4000 имеют российское гражданство. Однако, в 2003 году имели официальную временную регистрацию в крае только те, кто получил миграционные карты - это около 900 человек и те кто имеют постоянную регистрацию около 100 человек. С 1 января 2004 г. срок действия миграционных карт истек. Около четырех тысяч действительно смогли добиться российского гражданства, но оно было получено в российском посольстве в Узбекистане или в других российских регионах. В Краснодарском крае смогли добиться гражданства только несколько сотен человек. Итак, в общей сложности на 31 декабря 2003 году были зарегистрированы около 1 000 человек из 15 000. У этой тысячи человек, тем не менее, имеются громадные проблемы с регистрацией домовладений, трудоустройством и документами для детей.

С 1 ноября 2002 года регистрация пребывания турок-месхетинцев ПВС Краснодарского края была прекращена. При этом в Крымском районе возобновились массовые обходы милиции по дворам турок-месхетинцев, с которых взимают штрафы и вымогают деньги, как с иностранных граждан, нарушающих режим пребывания в РФ. При этом полностью игнорируются любые документы, в том числе и решения судов, подтверждающие факт их проживания в крае с 1989 года.

В тоже время туркам-месхетинцам фактически отказывают в праве на обращение в суд. Судьи Крымского райсуда незаконно, по надуманным основаниям, оставляют жалобы турок-месхетинцев на незаконные действия милиции без рассмотрения по существу. Судебная коллегия краевого суда признает эти действия судей правомерными. А решение Анапского суда от 16 декабря 2003 года о депортации отца и сына Мурадовых, проживающих в крае с 1989 года и неоднократно обращавшихся за выдачей документов, подтверждающих их принадлежность к гражданству РФ - просто вопиющее. Более того, Мурадов И.Л., которому по достижению установленного возраста ПВС Крымского РОВД не только не выдала паспорт, но и умудрилось потерять его документы, сданные для получения гражданства и он 10 суток находился в ИВС задержанным якобы за бродяжничество.

Ни одно уголовное дело, заведенное по фактам нападений на турок-месхетинцев не доведено до суда. Уже в январе в городе Абинске произошло очередное избиение троих молодых людей.

В действительности правовое положение турок-месхетинцев было урегулировано еще в 1991г. Законом РФ "О гражданстве" (ст.13.1), поскольку они постоянно проживали в РФ на 6 февраля 1992г., когда этот закон вступил в силу. Закон предоставил им гражданство, это подтвердила практика Верховного Суда, признавшего такую правовую позицию. Таким образом, новая редакция Федерального Закона "О гражданстве РФ" не внесла ничего нового в их положение. В других 26 регионах, где больше уважается закон, все турки-месхетинцы получили паспорта граждан РФ.

Протест Прокуратуры Краснодарского края от 15.04.03 на Закон Краснодарского края от 11.04.02 № 460-КЗ "О пребывании и жительстве на территории Краснодарского края" до сих пор неудовлетворен.

На тысячи обращений турок-месхетинцев и правозащитников в различные органы власти, в частности в Министерство внутренних дел и Администрацию Краснодарского края, власти отвечают отписками и на контакт не идут. Нам неизвестно встречался ли сам г-н Чекалин с турками-месхетинцами и на каком основании он считает, что "проблемы турок-месхетинцев в Краснодарском крае с принятием закона о гражданстве не существует".

На наш взгляд, проблема состоит в том, что руководство Краснодарского края не желает соблюдать закон, а федеральные власти поощряют их в этом, игнорируя рекомендации Комитетов ООН по ликвидации расовой дискриминации и по правам человека от 2003 года, а главное, законы России.

Выражаем надежду на сотрудничество между российскими властями, представителями неправительственными организаций и этнических общин.

Светлана Ганнушкина, председатель Комитета "Гражданское содействие", член Комиссии по правам человека при Президенте РФ

Вадим Карастелев, фонд "Школа Мира" г.Новороссийск

Тамара Карастелева, "Новороссийский комитет по правам человека"

Сарвар Тедоров, международное общество месхетинских турок "Ватан"

Тиеншон Сванидзе, краевая общественная организация "Турецкая община"

Евгений Гайдаш, краснодарский пункт правозащитного центра "Мемориал"

Михаил Арутюнов, международная правозащитная ассамблея г.Москва

Эмиль Адельханов, Кавказский институт мира, демократии и развития г.Тбилиси

Чингиз Нейман-Заде, общество турок-месхетинцев "ВАТАН" в Республике Азербайджан

Фуад Пепинов, общество "Ватан" г.Москва

Василий Ракович, РОО "Краснодарский правозащитный центр"

Александр Осипов, член Совета ПЦ "Мемориал" г.Москва

Леонид Телелейко, Краснодарская региональная общественная организация "Правозащитный центр"

Приложение 2, 1.09.04г

Послу США в РФ г-ну Вершбоу

О Б Р А Щ Е Н И Е

Уважаемый г-н Посол!

Мы, малочисленный, многострадальный народ - батумские курды (курманч), проживая в России в Краснодарском крае обращаемся к Вам с просьбой о помощи в предоставлении убежища и получения статуса беженца в США.

Проживая в Грузии в октябре 1944 года мы - батумские курды (курманч) были одновременно вместе с турками-месхетинцами и хемшилами насильственно депортированы в республики Средней Азии, а именно в Киргизию (Ферганская долина), Казахстан, Азербайджан.

Но на этом страдания наших народов не прекратились по сей день и в России.

Недвусмысленные националистические заявления главы Краснодарского края о выдворении лиц других национальностей вынуждают и нас обратиться за помощью к Вам.

После неоднократных расистских заявлений губернатора Краснодарского края и при попустительстве "гаранта Конституции" происходят многочисленные факты избиений, угроз выдворения и нарушений элементарных прав человека. В настоящем наше пребывание в России небезопасно, мы всерьез и обоснованно опасаемся за жизнь и здоровье своих детей и внуков.

Обращаем особое внимание на тот факт, что наличие гражданства и регистрации в России не защищает наш народ - батумских курдов (курманч) от нескончаемых унижений и репрессий от властей и их силовых структур. Несмотря на то, что более восьмидесяти процентов нашего народа имеют гражданство и регистрацию они одинаково подвергаются подобным избиениям и унижениям. Гражданство и регистрация не имеют для властей никакого значения, достаточно иметь неприсущий доминирующей нации внешний вид и образ жизни - что присуще нашим народам.

Проявив сострадание и помощь к туркам-месхетинцам, предоставив убежище в США, мы просим не разделять нас - родственных народов трагедия и судьба которых едина, так как исторически наши народы - турки-месхетинцы, батумские курды (курманч), хемшилы проживали и проживают вместе, имея общие культуру, обычаи, семьи и религию, убедительно просим правительство США включить нас - Батумских курдов (курманч) (одна тысяча человек) в программу по переселению турков-месхетинцев в Соединенные Штаты Америки.

Мы надеемся, что решение о включение нашего народа в программу переселения будет принято до 1 ноября 2004 года, так как только до этого срока можно будет заполнить анкеты и участвовать в программе.

Руководитель общины батумских курдов (курманч) Гуржи-Оглы Хасан Бакирович

Представители батумских курдов:

Гуржи Шариф Бакирович, Шам-Оглы Дурсун Алиевич, Мамедов Али Хусейнович, Гуржи-оглы Али Мамедович, Расулов Дурсун Османович, Мамо-Оглы Али Асланович, Расулов Байрам-Али Ахмедович, Темо-Оглы Алик Шарифович, Гуржи-Оглы Мамед Бакирович.