После произошедшей в конце 2003 года смены руководства в Тбилиси с российской стороны была проявлена готовность к нормализации отношений с Грузией. Активизировался политический диалог, а также двусторонние контакты в вопросах обеспечения безопасности российско-грузинской государственной границы и борьбы с терроризмом, - говорится в отчете замминистра ИД РФ Валерия Лощинина, относительно сотрудничества России со странами СНГ в 2004г.

В то же время грузинской стороне не удалось снять сохраняющиеся у России озабоченности, связанные с нахождением чеченских террористов в Панкисском ущелье, деятельностью масхадовских структур в Тбилиси и предоставлением их главарям возможности выступать в местных СМИ, передачей вооружения действующим в Чечне бандформированиям. К лету 2004 года позитивные процессы в российско-грузинских отношениях затормозились. Стало все более очевидным расхождение между политическими декларациями руководства Грузии и его практическими действиями как в отношении России, так и в вопросах урегулирования проблем Абхазии и Южной Осетии.

После длительного перерыва были возобновлены переговоры по разработке проекта "рамочного" Договора и по военным вопросам на уровне председателей госкомиссий и руководителей делегаций. Однако прежние расхождения, касающиеся грузино-абхазского и грузино-осетинского урегулирования, а также уклонение Грузии от оформления в тексте Договора юридически обязывающего отказа от размещения на своей территории военных формирований третьих стран и предоставления им своей военной инфраструктуры, сохраняются. Без включения этих положений в Договор его вряд ли можно сделать сбалансированным и отвечающим интересам обеих сторон.

В области торгово-экономического сотрудничества с Грузией важное значение имело заключение в мае 2004 года межправительственного Соглашения об урегулировании вопросов, связанных с государственным внутренним валютным долгом бывшего СССР, и подписание в мае 2004 года Протокола о завершении двусторонних переговоров о присоединении России к ВТО.

Продолжался переговорный процесс в сфере грузино-абхазского урегулирования, хотя проходил он непросто, сдерживался в начале года сменой власти в Тбилиси, а в конце года - незавершенностью президентских выборов в Абхазии.

Настороженность Сухуми вызывали действия Тбилиси по фактическому свертыванию автономии Аджарии, оказанию силового давления на Южную Осетию и применению вооруженной силы в морской акватории у абхазского побережья.

Главные усилия Российской Федерации как содействующей стороны были сосредоточены на активизации мирного процесса в рамках существующих переговорных механизмов. При этом акцент делался на осуществление мер доверия между грузинской и абхазской сторонами, которые создавали бы атмосферу, позволяющую впоследствии подойти к полномасштабному урегулированию конфликта. Форсирование же определения статуса Абхазии без формирования таких предпосылок бесперспективно. С этих позиций Россия выступала в Совете Безопасности ООН, в Группе друзей Генерального секретаря ООН по Грузии, и такой подход был поддержан, в частности, на встрече высокого уровня этой Группы в Женеве в декабре.

Добиваясь реализации Сочинских договоренностей, достигнутых на российско-грузинском саммите с участием абхазской стороны в марте 2003 года, Россия инициировала оживление профильной рабочей группы по возвращению беженцев. Ее заседания в трехстороннем, российско-грузино-абхазском формате с участием Спецпредставителя Генсекретаря ООН, УВКБ ООН, Коллективных сил по поддержанию мира СНГ прошли в апреле в Москве и в июле в Сочи.

К сожалению, грузинская сторона продолжала затягивать реанимацию сочинских рабочих групп по экономическим вопросам - восстановлению железнодорожного сообщения через Абхазию и модернизации каскада "Ингури-ГЭС". Рассчитываем, что после завершения выборного процесса в Абхазии работа на этих направлениях возобновится в конструктивном ключе.

Обстановка в зоне грузино-осетинского конфликта в 2004 году отличалась повышенной нервозностью. 31 мая - 1 июня произошло резкое обострение ситуации в зоне конфликта, куда были введены подразделения внутренних войск и спецназа МВД Грузии под предлогом защиты грузинских постов, расположившихся в зоне конфликта в целях предотвращения контрабанды.

Несмотря на принятые в июне-июле решения Смешанной контрольной комиссии (СКК), обстановка продолжала накаляться и перешла к августу фактически в военное противостояние, что привело к разрушениям и человеческим жертвам с обеих сторон в конфликте и среди миротворцев.

С российской стороны были предприняты меры с целью добиться немедленного прекращения огня, безотлагательного выполнения договоренностей о выводе незаконных формирований из зоны конфликта, строгого соблюдения действующих соглашений о принципах урегулирования конфликта, формирования и деятельности Смешанных сил по поддержанию мира.

В результате предпринятых российской стороной усилий, проведения серии заседаний СКК и подписания Протокола о прекращении огня 19 августа Михаил Саакашвили заявил о выводе грузинских войск из Южной Осетии.

5 ноября в Сочи при российском посредничестве состоялась встреча премьер-министра Грузии Зураб Жвания и президента Южной Осетии Эдуард Кокойты, в результате которой был намечен ряд мер по стабилизации ситуации в зоне конфликта и дальнейшим шагам по его урегулированию.

Российской стороной оказывалась значительная гуманитарная помощь жителям пострадавших в результате военных действий районов Южной Осетии.

По-прежнему считаем СКК единственным действенным механизмом урегулирования конфликта, подтвердившим свою эффективность. Необходимости в создании какого-либо другого формата не видим, подчеркивается в отчете.