Вот уже одиннадцать лет в зоне нагорно-карабахского конфликта сохраняется режим перемирия. Уникальность данного факта состоит в том, что перемирие сохраняется без участия какого-либо международного миротворческого контингента, а целиком усилиями сторон. При этом многие политики и аналитики уверены, что сохранение статуса-кво на руку, в первую очередь, карабахской стороне, которая использует драгоценные годы мира для восстановления разрушенной в годы войны экономической инфраструктуры, стабилизации социальной жизни, а также укрепления оборонительных позиций. Азербайджанская сторона весь этот период наряду с воинственными заявлениями воздерживалась от открытой агрессии, четко представляя бесперспективность силового решения карабахского конфликта. Вместе с тем, Баку перманентно предпринимал попытки диверсий и дестабилизации ситуации, что, в первую очередь, имело целью не дать затухнуть напряженности в условиях отсутствия политического решения конфликта.

Между тем, переговоры по политическому урегулированию карабахского конфликта если и не зашли в тупик, то, во всяком случае, к нему движутся. Стороны ведут переговоры вокруг вопросов, в отношении которых придерживаются кардинально противоположных позиций. Успех переговорному процессу, который мог бы положить конец вражде, не предрекается ни армянской стороной, ни азербайджанской, и ни посредниками - сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Вместе с тем, наблюдается упорное стремление Баку расширить круг вовлеченных в процесс международных структур. Заявления о перспективе приглашения в регион конфликта миротворческого контингента обретают более отчетливые нотки. При этом, немалую долю пессимизма для армянской стороны представляет нестабильная политическая обстановка вокруг Ирана и, в частности, ее ядерной программы. В Ереване просчитывают, какой эффект может возыметь малейшая дестабилизация в северных районах Ирана, где компактно проживают азербайджанцы. Немаловажны также процессы, протекающие в соседней Грузии, а именно требования Тбилиси о выводе российских военных баз. Общеизвестно, что российские военные базы в Грузии, помимо прочего являются связующим коммуникационным звеном для аналогичной базы в Армении. Что касается Азербайджана, то здесь уже более десяти лет грозятся решить вопрос военным путем, однако не идут на такой шаг по одной простой причине - хорошо помнят уроки прошлой войны, считаются с объективным мнением населения Карабаха и здраво осознают, что этот конфликт силой не решить. Другое дело, что азербайджанская сторона, как с целью затягивания времени, так и для удовлетворения объективных внешнеполитических реалий форсирует сроки появления в зоне конфликта миротворческих сил западного образца, в том числе и НАТО. При этом, важно чтобы это произошло как бы из-за срыва перемирия с армянской стороны, чтобы у Баку в дальнейшем нашлись аргументы для Тегерана. Очевидно, Запад стремится к более активному участию в карабахском ребусе не ради спасения армянского или азербайджанского народа от новых войн и жертв, а ради присутствия в стратегическом иранском изголовье.

И вот как сообщает министерство обороны Нагорного Карабаха, 7 марта в 11 часов 00 минут на северо-восточном участке линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, у населенного пункта Сейсулан Мардакертского района НКР, азербайджанская разведывательно-диверсионная группа предприняла попытку проникнуть в тыл Армии обороны НКР. Находившиеся на боевом дежурстве военнослужащие карабахских вооруженных сил засекли действия азербайджанской разведывательно-диверсионной группы и приняли необходимые меры по ее обезвреживанию. В результате завязавшейся перестрелки азербайджанские солдаты были вынуждены отступить. С карабахской стороны потерь нет. В связи с инцидентом, пресс-служба министерства обороны НКР обращает внимание на тот факт, что "азербайджанская сторона продолжает предпринимать действия, направленные на дестабилизацию ситуации на демаркационной линии путем попыток совершить диверсионные акты в тылу вооруженных сил НКР, а также приближая свои посты к передовым рубежам Армии обороны НКР".

Еще один всплеск напряжения был зафиксирован уже 9 марта у того же населенного пункта Сейсулан Мардакертского района Нагорного Карабаха. Так, согласно данным из Степанакерта, 9 марта на северо-восточном участке линии соприкосновения вооруженных сил Нагорного Карабаха и Азербайджана, у населенного пункта Сейсулан Мардакертского района НКР, азербайджанские подразделения с применением огнестрельного оружия предприняли попытку приблизить свои посты к передовым рубежам Армии обороны НКР. "Военнослужащими вооруженных сил НКР был открыт ответный огонь. В результате завязавшейся перестрелки с обеих сторон имеются потери", - отмечается в сообщении. Пресс-служба министерства обороны НКР напоминает, что "несмотря на неоднократные призывы карабахской стороны к Азербайджану, военное руководство этой страны не прекращает провокационных действий, которые могут серьезно осложнить ситуацию как на линии соприкосновения, так и во всем регионе". Далее отмечается, что "о деструктивных действиях Азербайджана и о развитии ситуации на демаркационной линии власти НКР поставили в известность соответствующие международные структуры".

Между тем, министерство обороны Азербайджана выступает с диаметрально противоположными заявлениями о ситуации на линии соприкосновения. Согласно их данным, именно армянская сторона виновна в дестабилизации ситуации и нарушениях режима прекращения огня. Кроме того, из Баку сообщают о перестрелке, якобы имевшей место, близ села Беркабер Иджеванского района Армении. Эту информацию министерство обороны Армении категорически опровергло. Здесь ИА REGNUM заявили, что информация азербайджанской стороны не соответствует действительности.

Способен ли новый виток напряженности привести к эскалации конфликта сказать трудно. Аналогичное обострение ситуации имело место летом прошлого года в районе сел Беркабер и Мизамлу Тавушской области и Казахского района, соответственно, Армении и Азербайджана, в результате чего, по официальным данным, было убито и ранено несколько десятков военнослужащих с обеих сторон. Тогда всплеск военной активности удалось погасить. Однако все это свидетельствует, что нагорно-карабахский конфликт не только не близок к развязке, но и грозит новыми бедами народам Армении, Нагорного Карабаха и Азербайджана. Сценарий этот тем более вероятен, чем явственнее столкновение интересов силовых центров в регионе Южного Кавказа.