ЕС - главный торговый партнер Латвии и в настоящее время более 80% внешнеторгового товарооборота связано со странами-членами ЕС. Только 15% внешней торговли Латвии за 2004 год пришлось на страны СНГ. Такой показатель гораздо ниже потенциального, считает директор Латвийского агентства инвестиций и развития Андрис Озолс. Как сообщает корреспондент ИА REGNUM, об этом он заявил на встрече с делегацией российских журналистов, посетивших Латвию для формирования представления об опыте Латвии как правового и демократического государства, становлении его общественных и экономических структур, а также в целом процесса интеграции в ЕС и НАТО.

По словам Озолса, привлечение инвестиций является одним из национальных приоритетов и признано основным источником экономического роста. При этом ключевой принцип, по его словам, - равное отношение к иностранным и местным инвесторам, которым при регистрации в Латвии предоставляются различные стимулы: поддержка посредством структурных фондов ЕС, мягкое законодательство о предоставлении льгот специальным экономическим зонам. Главными источниками прямых иностранных инвестиций в Латвии являются соседние страны региона Балтийского моря, по большей части, за счет того, что инвесторы стремятся к присутствию на быстроразвивающемся балтийском рынке и следят за появлением дальнейших стратегических возможностей в России и странах СНГ. Россия использует Латвию, прежде всего, для осуществления транзитных и логистических операций с получением добавленной стоимости для своих основных экспортных товаров - нефтепродуктов, химикатов и металлов. При этом в Латвии созданы 4 специальные экономические зоны, в рамках которых компаниям предоставляется скидка 80-100% на налог на недвижимость; 80% скидка на подоходный налог с предприятий и проч.

В 2004 году доля экспорта Латвии в Россию составила менее 7%, при том что 13% пришлось на Великобританию, 12% на Германию, по 10% на Швецию и Литву. Отметим, что экспортируется, прежде всего, древесина (30,5% от общего объема экспорта), изделия металлообрабатывающей промышленности и техника (24,5%) и продукция легкой промышленности (11,4%). В свою очередь импортируется, прежде всего, изделия металлообрабатывающей промышленности и техника (30%), изделия химической промышленности и пластмасса (14,2%) и сельскохозяйственная продукция.

Как отметил Озолс, росту инвестиций (с 1996 года инвестиции в основной капитал увеличились в среднем на 17% в год) способствовало не только либерализация внешней торговли и либеральная политика в отношении иностранных инвестиций, но и уменьшение налоговых ставок: подоходный налог с предприятий - 15%, самый низкий в регионе. Озолс отметил, что в перспективе предполагается развивать уже имеющиеся направления: лесное хозяйство, услуги транзита, развитие нетрадиционных отраслей сельского хозяйства, туризма, металлообрабатывающей и машиностроительной отраслей. Также планируется разрабатывать новые направления: информационные технологии, логистика, деловые и финансовые услуги, специфические отрасли химии и фармакологии.

Озолс подчеркнул, что в 2004 году экспорт Латвия-Россия составил около 255,2 млн долл., а импорт - 616,5 млн. долл. Для сравнения - в 1999 году экспорт составил 113,4 млн долл, импорт - 309,4 млн долл. Интересно отметить, что Латвия экспортирует в Россию пищевые продукты, машины и электронные устройства, а также продукты химической промышленности, а импортирует из России минеральную продукцию, металлы и изделия из них, а также древесину. Несмотря на то, что показатели растут с каждым годом, Озолс подчеркнул, что считает, что перспективы деловых отношений Латвии и России гораздо шире. "Политика не должна мешать бизнесу", - отметил он. За исключением некоторой продукции из стали, как отметили специалисты, не существует никаких количественных ограничений на экспорт и импорт.

При этом факторами, способствующими благоприятному развитию латвийско-российских отношений, по мнению латвийских экономистов, являются: во-первых, вступление Латвии в ЕС, создание Общеевропейского экономического пространства, вступление России в ВТО и внутренние реформы в России. В частности, латвийские чиновники отметили, что они ожидают падения железнодорожных тарифных ставок на латвийские порты. В настоящий момент латвийские железные дороги служат, главным образом, в качестве транзитной магистрали, по которой 75% всего транзитного грузопотока доставляется в латвийские порты, свыше 60% - грузовые подвижные составы из железнодорожных цистерн. Движение в Москву и другие части России осуществляется преимущественно в виде контейнерных грузов.

Напомним, организаторами поездки российских журналистов в Прибалтику выступили Балтийский клуб и Центр интеграционных исследований и проектов (Санкт-Петербург).