Кострома накануне своего юбилея осталась без визитной карточки города. В Ипатьевском монастыре дотла сгорела деревянная церковь Спаса на сваях. Cтали известны подробности этого трагического для города происшествия.

О пожаре в Ипатии по 02 сообщили сразу несколько человек. Первым был сотрудник музея-заповедника. Его звонок раздался на пульте в 18 часов 16 минут. Затем в пожарную охрану звонили жители слободы и других районов города. Пламя и дым над монастырем были видны даже с моста через Волгу. Пожарные расчеты выехали мгновенно. Но, увы, опоздали. Когда первая пожарная машина подошла, церковь уже была полностью объята огнем. Посреди двора, окруженного каменными стенами, полыхал костер размером 13 на 15 метров. Пламя поднималось на высоту 12-этажного дома. К Ипатию были стянуты все пожарные расчеты города. Как только стало ясно, что церковь не спасти, огнеборцы сосредоточились на защите галерей и других строений внутри монастырского подворья. В каменном мешке температура стояла такая, что начал плавиться металл. Пожарные машины пришлось убрать с территории двора. Работать внутри могли только люди в защитных костюмах. Из-за слабого давления в местных гидрантах, пришлось тянуть магистральные линии для подачи воды с реки. Пожарные без остановки поливали стены и друг друга водой. На одном пожарном насквозь прогорела огнестойкая роба. Несколько человек от сильного жара потеряли сознание. Им потребовалась медицинская помощь.

В 18.40 неожиданно прозвучала тревога с другого музейного объекта. Еще один очаг возгорания обнаружен в 300 метрах - в музее деревянного зодчества. Там загорелись 4 здания. Огонь удалось потушить еще на начальной стадии.

А через несколько минут пришлось срочно спасать здание бывшего музея природы. Там уже дымилась крыша. И новая опасность. Загорелся шатер угловой башни. Ее тоже потушили вовремя. Хотя шпиль в итоге потом пришлось отпилить. Он был основательно поврежден огнем и мог упасть на головы пожарным.

По факту пожара в монастыре возбуждено уголовное дело. На месте происшествия начали работу следователи областной прокуратуры, милиции и дознаватели УГПС. Сейчас их главная задача выяснить причину пожара, уничтожившего уникальный памятник деревянного зодчества. Пока основная версия - неосторожное обращение с огнем. Но не исключена и возможность умышленного поджога. Прямо о поджоге никто не говорит. Но руководство музея и некоторые сотрудники пожарной охраны версию о случайно брошенном окурке или спичке считают неубедительной. В этом случае даже сухая древесина не смогла бы загореться так быстро. Подозрения музейщиков усиливают и некоторые случайности вчерашнего вечера. Евгений Чугунов, директор музея "Ипатьевский монастырь": "То ли по стечению обстоятельств, то ли еще почему - это установит следствие, но в момент начала пожара в музее перестали работать телефоны. Хорошо, что у меня мобильный".

Новый двор Ипатьевского монастыря, где была расположена церковь, уже принадлежит не музею, а епархии. Здесь живет монашеская община. Двор отгорожен от мира. Туристов здесь нет. Посторонних вообще не бывает. Обитатели монастыря пожарных не вызывали. Они просто сходили за дежурным милиционером. Пока тот выяснял что случилось, огонь успел разгореться.

Сергей Жичин, начальник ИПЛ: "В случае более раннего сообщения мы бы успели спасти хоть что-то от церкви и другие строения не пострадали бы".

Пожар возник на крыльце церкви. Говорят, у монахов на воспитании находятся несколько "трудных" подростков, которые так и не отказались от вредных привычек. Крыльцо сгоревшей церкви было единственным местом, где можно было покурить тайком от настоятелей. Именно эта версия сейчас основная. Саму монашескую братию никто не обвиняет. Однако есть опасения, что этот трагический пожар может послужить для нового витка в конфликте музея и епархии. Получить официальный комментарий по поводу происшествия у священнослужителей не удалось. Настоятель обители отец Павел разговаривать отказался.

И еще одна подробность. Церковь Спаса на сваях в самое ближайшее время должны были перевезти в музей деревянного зодчества. Уже была заказана специальная техника. Теперь, как только закончат работу следователи, останки памятника архитектуры семнадцатого века отвезут на свалку.