Идеи, высказанные в интервью ИА REGNUM лидером крымского молодежного движения "Прорыв" Алексеем Добычиным нашли отклик среди некоторых крымских экспертов. Своими соображениями поделился в интервью корреспонденту ИА REGNUM крымский политолог Василий Цапа:

Федерализацию Украины я рассматриваю, как этап на пути обретения Крымом независимости и образования собственной государственности. Крым - единственная автономия в составе Украины и вопрос создания самостоятельного крымского государства стоит уже не первый год. На момент формирования нового украинского государства в начале 90-х годов предоставление автономии Крыму было единственным способом бескровно удержать полуостров в составе Украины. Тогдашние украинские власти сыграли на мелочности и тщеславии крымского руководства, я имею в виду первого президента Крыма Юрия Мешкова, которому они бросили подачку в виде автономии.

Крым никогда не был украинским. Это один из казусов новейшей истории. То, что решение одного взбалмошного украинца Никиты Хрущева переподчинить Крым Украинской ССР послужило основанием для того, чтобы Крым стал частью современной Украины - это нонсенс. Кто-кто, а Украина не имеет никаких оснований для притязаний на Крым. Никогда до хрущевского решения Крым не имел никакого отношения к Украине.

ИА REGNUM: Какие предпосылки, помимо указанных вами исторических и правовых, существуют для самостоятельности Крыма?

Само географическое положение Крыма - полуострова, соединенного с континентом узким перешейком и окруженного морем со всех сторон, создает благоприятные условия для самостоятельного территориального образования. На крымском шельфе Черного моря имеются запасы нефти и газа, которые не разрабатываются по причине отсутствия инвестиций. Это притом, что запасов нефти в Крыму больше, чем в Объединенных Арабских Эмиратах. Ведь современному украинскому руководству проще воровать российский газ, чем заниматься разработкой газовых и нефтяных месторождений Крыма. Помимо этого, в Крыму тысячи гектаров плодородной земли, лучшие в мире и уникальные по климатическим условиям курорты, инфраструктура которых не развивается по тем же причинам.

Население Крыма - около 3 миллионов человек - уникальная полиэтническая общность. Современные крымчане - потомки тавров и скифов, древних греков и генуэзцев - основавших первые города на Понтийском побережье, потомки вольного татарского народа, основавшего Крымское ханство, и великого русского народа, сделавшего Крым форпостом Российской империи в Причерноморье. Нашей истории 3 тысячи лет. И не Украине, государственность которой насчитывает всего лишь 15 лет, решать нашу судьбу.

ИА REGNUM: Как быть с военными базами России и Украины, расположенными на территории Крыма?

Россия за расположенную на территории Крыма военную базу платит достаточно высокую арендную плату, причем платит она ее Киеву, который за свои базы на полуострове, разумеется, никому ничего не платит. А, между прочим, от экологических проблем, которые создают эти базы, страдают жители Крыма, которые не получают за это никакой компенсации. Поэтому, в случае обретения независимости, Крым смог бы получать арендную плату за дислокацию военных объектов и с Украины, и с России, будучи при этом нейтральным государством.

Все это, в свою очередь, не помешает Крыму в своей внешней политике ориентироваться на Россию - крупнейшего геополитического игрока в регионе. Ориентация Крыма на Россию очевидна для меня также и в силу давних и неразрывных культурно-исторических связей, которые сохранились и по сей день, несмотря на изменение границ.

ИА REGNUM: Каким вы представляете себе механизм создания крымской государственности?

Можно пойти по приднестровскому варианту - путем всенародных референдумов. Правда, приднестровцам с оружием в руках пришлось отстаивать свою государственность и не хотелось бы, чтобы Крым так же добивался своей независимости военным путем. Поэтому изменение унитарного государственного устройства Украины на федеративное спасло бы Крым от военных конфликтов.

ИА REGNUM: Не станет ли наличие межэтнических проблем в Крыму препятствием для его самостоятельности?

Эта проблема создана искусственно украинскими властями. В действительности население Крыма в достаточной степени толерантно. На территории полуострова проживает порядка 12 национальностей, крупнейшие из которых - русские, татары, украинцы, евреи, греки - веками мирно сосуществовали.

ИА REGNUM: То есть национализма крымских татар не существует?

Национализм крымских татар намеренно подпитывался украинскими властями с начала 90-х годов для того, чтобы удержать Крым в пределах своей территории. И нынешнее "оранжевое" руководство страны пытается в еще большей степени, чем их предшественники расширить и углубить искусственно созданные межэтнические и межконфессиональные противоречия, хотя для подавляющего большинства простых крымчан, в независимости от их этнической принадлежности, идеи национальной или религиозной исключительности неприемлемы. С этой точки зрения, деятельность на территории Крыма экстремистской исламской партии "Хизб-ут-Тахрир", запрещенной в большинстве стран мира - это прямая заслуга "оранжевых" властей Украины, для которых существование этой партии выгодно. Я не исключаю, что украинские власти, выставляя себя единственной, сдерживающей экстремистов из "Хизб-ут-Тахрир", силой, которые, де, давно взорвали бы Крым и распространили свое влияние на всю Восточную Европу, получают за это финансовую помощь от своих заокеанских покровителей - Сороса и иже с ним.