В последнее время, особенно после известных событий на Украине годичной давности, все чаще политологи возвращаются к теме федерализации Украины, как возможном пути развития украинской государственности. Предлагается ряд моделей от тупого копирования российской (азиатской) системы псевдофедерализма, то есть декларативного федерализма при жесткой вертикали центрального управления, до совершенно абсурдных фантазий на тему: как нам всем было бы неплохо разойтись по своим углам и встречаться по утрам на коммунальной кухне и в очереди в уборную. Наиболее реальную для Украины концепцию федерализма предложил известный политолог Даниил Коптив, применив немецкую схему федеративного устройства, определив деление Украины на 10 федеральных земель, с широким спектром самостоятельности для каждого из территориальных образований.

Трудно не согласиться с коллегами, в том смысле, что с Украиной не все ладно и надо с этим что-то делать. Однако такой довольно унифицированный подход вряд ли применим для Крыма. Государственность Крыма обусловлена как географическим положением, так и историей нашего региона. Фактическая государственность в Крыму насчитывает несколько тысяч лет. В разные времена с разной степенью зависимости от геополитических игроков того времени, Крым, тем не менее, имел и сохранял свою государственность. От первых генуэзских городов-государств на побережье Черного моря до Крымской республики раннего советского периода.

Свою принадлежность к Украине Крым не признавал никогда. В результате известного исторического казуса 1954 года, когда Никита Хрущев переподчинил Крымскую область из ведения РСФСР в ведение УССР, сегодня, вот уже почти 15 лет, Крым - формальная часть независимой Украины.

Странная вещь, ведь в момент подписания беловежских соглашений о переустройстве СССР, Россия формально должна была получить Крым обратно. Как мне известно, со слов украинских экспертов - участников тех исторических событий, украинская делегация во главе с Леонидом Кравчуком даже не претендовала на столь бесспорный факт. Украинцы были рады и той степени самостийности, которая проистекала из договора. Но Борис Ельцин не любил Крым, он любил бывать летом в Сочи. И подобно недальновидному Хрущеву с барского плеча отдал наш Крым Украине. Тем более, что Кравчук поклялся в вечной дружбе и вечной же военно-морской базе России. Где теперь Кравчуки да Ельцины мы знаем. А вот Крым так и остался в подвешенном состоянии, как автономия в составе Украины.

История не терпит пустоты и нерешенных вопросов. Сегодня в Крыму проживает около 3 млн. человек. Из них, порядка 2 млн. русских, 300 тыс. крымских татар, 200 тыс. украинцев и еще - евреев, греков, армян, болгар, корейцев. На нашей земле испокон веков мирно уживались рядом представители разных народов, разных конфессий. Толерантность межнационального, межэтнического общения была заложена в Крыму много тысяч лет назад. Сама природа Крыма с ее уникальными климатическими условиями способствовала этому.

В последние десятилетия в Крым искусственно привнесены элементы ксенофобии и межнациональной вражды. Достаточно вспомнить столкновения крымско-татарского населения с русскими, насильственную украинизацию школ и ВУЗов, нападки на российский флот со стороны различных русофобских организаций. Справедливости ради нужно отметить, что так называемый татарский Меджлис с большим энтузиазмом на западные деньги взялся разжигать русофобские настроения среди крымско-татарского населения Крыма. Особенно резко это проявлялось в 90-х годах 20 века.

Сегодня Крым усилиями украинских властей уверенно превращается в помойку. Экономика Крыма работает на 10-12% от возможных мощностей и оборотов. В начале 90-х годов на Черноморском шельфе Крыма разведаны запасы нефти и газа. Однако тогда, в момент распада СССР, по понятным причинам развития эта тема не получила. А что же сейчас, в условиях "свободной и демократичной" Украины мешает развивать добычу энергоносителей в Крыму? Тем более, что и вся Украина и Крым в частности испытывают перманентный энергетический голод. Просто украинским властям проще, да и выгоднее "тырить" российский газ, нежели инвестировать средства в экономику Крыма. Я уже не говорю о том, во что превратились некогда лучшие и единственные в мире по уникальности климатических условий курорты Крыма.

На сегодняшний день, по мнению многих исследователей проблемы, единственный путь для развития Крыма - это полное отделение от Украины и обретение собственного нейтрального суверенитета. В этом смысле федерализацию Украины стоит рассматривать, но лишь как промежуточный этап обретения Крымом собственной государственности. Предстоящие выборы в марте этого года дадут Крыму новый легитимный представительный парламент, который инициирует проведение всенародного референдума в Крыму по преобразованию Автономной Республики Крым в составе Украины в субъект Украинской федеративной республики с широкими экономическими и культурными полномочиями. Собственно говоря, речь идет о полной экономической самостоятельности: прямое осуществление внешнеэкономической деятельности, внутреннее распределение налоговых отчислений и т.д. Что подразумевает и пересмотр базового договора Украины и России в части размещения на территории Крыма Севастопольской базы ВМФ РФ. Такого рода вопросы следует решать при непосредственном участии крымского парламента. Ведь из тех средств, которые исправно платит Россия Украине за размещение своих баз на Черном море Крыму не достается ничего, кроме загрязнения окружающей среды и нагрузки на, и без того находящееся в плачевном состоянии, коммунальное хозяйство. Кстати это относится и к базе ВМФ Украины.

Привлекая иностранные инвестиции в крымскую экономику, следует отдавать приоритетное предпочтение российским и турецким инвесторам, инвестициям с Ближнего востока и дальневосточных стран. Это, прежде всего ОАЭ и Тайвань. Из приоритетов в отраслевой экономической сфере это добыча нефти и газа на Черноморском шельфе, развитие современной инфраструктуры, модернизация индустрии туризма и лечебно-оздоровительной системы, инвестиции в социальную сферу. Что касается культурных аспектов, то введение трех государственных языков - русского, татарского, украинского (по примеру Приднестровья), и установление прямых культурных связей с Россией, Турцией и другими странами - так же первоочередные задачи.

Данная концепция развития позволяет предположить, что в довольно короткие сроки, за 5-7 лет удастся остановить экономический и социо-культурный распад в Крыму.

В заключение, перефразируя известный тезис о том, что политика - концентрированное выражение экономики, хочется надеяться, что данный подход к развитию Крыма повлечет за собой и политическую стабильность. Как известно таким явлениям как ксенофобия и межэтническая вражда не место в благополучных и экономически состоятельных странах.

Василий Цапа - политолог (Крым)