Как ранее сообщалось, агитационная кампания по поводу предстоящего референдума об объединении Иркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа сопровождается скандалом, связанным с отказом окружной избирательной комиссии зарегистрировать инициативную группу противников объединения. Члены инициативной группы заявляют, что таким образом та часть населения региона, которая выступает против слияния с Иркутской областью, лишена возможности высказать свою точку зрения и поставлена в неравные условия.

В кулуарах Международного форума "Гражданская восьмерка - 2006", проходящего в Москве, корреспонденту ИА REGNUM прокомментировала ситуацию одна из участниц форума - региональный координатор Международной коалиции "Мы, граждане" в Республике Бурятия Светлана Бурашкаева.

"Меня беспокоит ситуация, которая складывается вокруг подготовки референдума по объединению Усть-Ордынского Бурятского автономного округа и Иркутской области, - заявила Светлана Бурашкаева. - Постановлением Усть-Ордынской Думы в конце декабря прошлого года была установлена дата референдума - 16 апреля - и мгновенно включилась машина, имеющая целью убедить население проголосовать за объединение. Но никто - ни окружные власти, ни областные, ни федеральный округ - не позаботился о том, чтобы создать альтернативу. Более того, агитация или какая-либо работа по объяснению людям, почему объединяться не нужно, однозначно не допускается.

Недавний вопиющий пример - власти Усть-Ордынского округа практически запретили прокат первого художественного фильма на бурятском языке "Первый нукер Чингис-Хана". Этот фильм создан Бурятской телестудией, в Республике Бурятия был аншлаг, но власти Усть-Орды вместе с властями Иркутской области (кажется, в этом было задействовано даже ФСБ) чего-то испугались и запретили его показ, хотя это было никакое не агитационное, а сугубо культурное мероприятие. Люди в деревнях ждали, что к ним привезут этот фильм, но показы срывались под предлогом внезапно начавшегося ремонта кинотеатров, хотя за день до этого никакого ремонта не было.

Власти округа и области изо всех сил пытаются изолировать Усть-Ордынский округ от культурных и образовательных процессов, которые происходят в этнической Бурятии. Буряты - единственный этнос в России, который разделен на три субъекта Федерации - Республику Бурятия, Усть-Ордынский Бурятский автономным округ и Агинский Бурятский автономный округ. Сейчас в результате объединения Усть-Орды с Иркутской областью может быть фактически потеряна одна из территорий, где исконно живут буряты. Самосознание народа тесно связано с территорий, на которой он проживает, и то, что существующую в Усть-Орде государственность бурятского народа уничтожают, не может пройти бесследно для живущих там бурятов. А говорят, что на очереди и Агинский округ, который хотят слить с Читинской областью...

На мой взгляд, слияние существующих национальных субъектов с более крупными не нужно и неразумно. Существуют национальные вопросы, затронув которые, можно получить очень серьезные последствия вплоть до региональных конфликтов. Возможно, этого слияния требуют высшие государственные интересы, но обоснование его крайне невнятно. Говорят об экономическом росте, о том, что после объединения Усть-Ордынский Бурятский автономный округ сразу станет богатым, но на самом деле этого не будет. Усть-Ордынский округ как субъект Федерации получает определенные дотации из федерального бюджета и может позволить себе поддерживать сельского производителя, в отличие от соседних районов Иркутской области. После объединения он это потеряет.

Очень хотелось бы, чтобы наши федеральные власти обратили внимание на расхождение между декларацией о том, что при объединении сохраняется культурная автономия, будет поддерживаться культура, язык и образование, с реальным положением вещей. О запрете демонстрации фильма я уже сказала. Сегодня в Усть-Ордынском округе действует филиал Бурятского государственного университета и нет ни одного филиала иркутских университетов. Видимо, Иркутская область не заинтересована в том, чтобы образовывать жителей округа. Именно Бурятия, а не Иркутская область помогает строить в Усть-Орде дацаны. Эти примеры можно продолжать.

В течение длительного времени жители уезжали из Усть-Ордынского округа, не видя перспектив при его тогдашнем руководстве, причем уезжали они не в Иркутскую область, а в Бурятию. А теперь тем более те 20 процентов бурятов, которые там проживают, в ближайшие 20-25 лет тоже переедут, и эта исконно бурятская территория останется практически без носителей этноса.

У бурятов был знаменитый предсказатель Варлашка, который говорил, что в конце концов произойдет так, что буряты будут уходить с территории России в Монголию и Китай. Мы боимся, как бы этот процесс не начался именно с этого референдума, потому что жить бурятам на этой территории станет невзоможно - и экономически, и в культурном, и в духовном плане.

Я хотела бы воспользоваться высокой трибуной этого форума, чтобы обсуждая темы урегулирования региональных конфликтов, предложить некоторые решения, затрагивающие сами причины возникновения таких конфликтов. В частности, я хотела бы предложить выработать совместными усилиями долгосрочную программу по внедрению идей толерантности веротерпимости. Очень важно поднять эту тему на международном уровне, активно пропагандировать идеи культуры мира и продлить действие существующих программ, а для Российской Федерации во избежание возникновения региональных конфликтов предельно внимательно относиться к вопросам объединения субъектов Федерации, придерживаясь принятых и ратифицированных международных документов по самоопределению народов и наций. Уважать самосознание народов - один из способов сохранения мира. Это мое глубочайшее убеждение, и я очень надеюсь, что меня услышат".