Вокруг Нагорного Карабаха нарастает беспрецедентный по своей активности дипломатический ажиотаж. При этом складывается впечатление, что после переговоров между президентами Армении и Азербайджана в Рамбуйе (Франция) 10-11 февраля оказались нарушены сама логика и сам формат переговорного процесса при посредничестве Минской группы ОБСЕ, протекающего без малого 15 лет.

Вслед за знаменательной встречей Роберта Кочаряна и Ильхама Алиева во Франции, когда сторонам, как заявил впоследствии армянский президент, не удалось договориться вокруг "одного ключевого вопроса", последовала встреча посредников в Вашингтоне 9 марта. С этого момента события приобрели совершенно неожиданный поворот. В силу непонятных обстоятельств все последующие действия сопредседателей Минской группы ОБСЕ предпринимались ими в автономном режиме, причем особую пассивность демонстрировал российский сопредседатель Юрий Мерзляков. 13-16 марта регион конфликта посещает заместитель Госсекретаря США Дэниел Фрид, и уже 20 марта проходит встреча посредников в Стамбуле без участия российского сопредседателя. Затем главы МИД Армении и Азербайджана попеременно приглашаются в Вашингтон, а заместитель Фрида - Метью Брайза совершает череду визитов в Ереван и Баку. За этот период министр иностранных дел Армении успевает навестить Москву, а американский и французский сопредседатели - наведаться в Баку и Ереван. После этого наступает кульминация - визит министра обороны Ирана в Баку, консультация региональных (Турция, Азербайджан, Грузия) послов России в Ереване с участием замминистра иностранных дел РФ (таким образом, можно говорить о некоем дипломатическом жесте Москвы - центром региональной встречи послов выбирается Ереван), и подготовка к визиту Ильхама Алиева в Вашингтон.

Данная хронология дается с тем, чтобы помочь разобраться в сложных процессах, которые могут наступить в ходе решения карабахского конфликта в связи с нарастающей активностью США и перспективами ключевого регионального фактора - иранской ядерной проблемы.

О намерениях и конкретных усилиях Вашингтона втянуть граничащий с Ираном Азербайджан в будущую антииранскую коалицию, а также использовать территорию этой страны в качестве опорного пункта, говорилось и писалось много. Усилия эти предпринимались и продолжают предприниматься американской стороной с достойной лучшего применения напористостью. Американские источники впервые заявили о том, что окончательное соглашение в данном вопросе между Вашингтоном и Баку было достигнуто в ходе "бесшумного" визита министра обороны США Дональда Рамсфельда в азербайджанскую столицу 12 апреля прошлого года. Сообщение, как оказалось, было преждевременным - Баку усиленно сопротивлялся. Мотивы азербайджанской стороны ясны и исходят из полного понимания самой сути вашингтонского плана по усмирению Ирана. Если отбросить все меркантильные интересы администрации Буша - речь для Баку идет попросту о соучастии в глубинной дестабилизации всего Черноморско-Каспийского региона. Вне зависимости от итога операции - перспектива для стран Южного Кавказа - прямо скажем, малоприятная. А если учесть, что военная кампания США против Ирака тянется уже целое десятилетие и ей пока не видно конца, то указанная глубинная дестабилизация может стать еще и крайне долгоиграющей.

Однако, понятно, что опасения Баку в данном случае мало кого волнуют Вашингтон, который так увлекся своим Great Game, что уже практически не обращает внимания ни на государства, ни на народы. Мало того, с некоторых пор - а именно после скандалов, связанных с пытками заключенных в Абу-Грейб, обнаружением тюрем ЦРУ в различных "демократизированных" странах и раскрытием фактов прослушивания телефонов американских налогоплательщиков, администрация Буша действует что называется "втупую" - отбросив излишнюю возню с изрядно выцветшим флагом демократии. Ставка сделана на жесткую силу оружия и убеждающую мощь зеленых банкнот.

Сплетение некоторых аспектов карабахской и иранской тематик, в частности практически параллельное во времени эскалация дипломатической активности вокруг обеих проблем, то теплеющие, то резко холодающие, как по мановению волшебной палочки, азербайджано-иранские отношения, резко колеблющаяся позиция Тегерана в отношениях с Ереваном и Баку, недвусмысленные заявления министра обороны Ирана в Баку (20 апреля в Баку он выразил надежду, что по итогам переговоров в Вашингтоне президент Азербайджана Ильхам Алиев сможет объяснить американцам необходимость хорошо обдумать позицию по отношению к Ирану. Он заявил также, что "Иран готов оказать помощь Азербайджану в решении карабахского конфликта" и многое другое, вызывают у аналитического сообщества неприятное подозрение, что кто-то пытается связать эти два вопроса и выставить эту гремучую смесь на одной тарелочке, в данном случае перед азербайджанским руководством.

Допуская подобную мысль, необходимо также поразмыслить над тем, какие именно козыри могли бы быть обещаны азербайджанской стороне взамен "антииранской лояльности". По сути, речь может идти о нескольких обещаниях - не вмешиваться во внутриполитическую ситуацию в этой стране, оказать содействие в возвращении подконтрольных армянской стороне территорий Азербайджана, а в дальнейшем и решить саму карабахскую проблему а также, возможно, стать гарантом безопасности и стабильным покупателем азербайджанской нефти, сделав все возможное, чтобы международные рынки не заметили ее катастрофического дефицита - то бишь приложить все усилия для подключения Казахстана к нефте- и газотранзитным проектам Азербайджана и Турции. Как видим, немало. Трудно сказать с уверенностью, но Баку может быть обещана и другая - существенная для азербайджанского самосознания приманка - использование фактора Южного Азербайджана с последующим расширением азербайджанской территории за счет Ирана. На первый взгляд предположение утопичное, но кто мог предположить лет десять назад де-факто возникновение государства Курдистан на севере Ирака? Но как же быть в случае неудачи - как решить конфликт с Ираном? Тут уж, видимо, выбирать не приходится.

В этом контексте стоит отметить, что и сами ресурсы Азербайджана - военные, дипломатические и человеческие - хоть и превышают возможности Армении, но объективно не позволяют самостоятельного и в отрыве от общих геополитических процессов и тенденций решить карабахскую проблему. В настоящий исторический период властям Азербайджана, по сути, все равно как решится данная проблема - она стала слишком важным фактором внутриполитической жизни и уже рассматривается в качестве главной угрозы внутриполитической стабильности. Между тем, о том, что "Карабах уже потерян", публично заявлял еще отец действующего президента - Гейдар Алиев. В частности, 22 июля 2002 года покойный Гейдар Алиев принимая в Президентском дворце по случаю Дня национальной печати учредителей Бакинского пресс-клуба сделал целый ряд довольно откровенных заявлений. Полный текст интервью Гейдара Алиева был опубликован газетой "Зеркало" 23 июля 2002. В частности покойный президент признает, что будучи первым секретарем ЦК КПСС "много помогал развитию Нагорного Карабаха, в то же время старался изменить там демографию". "Нагорный Карабах поднимал вопрос об открытии там института, вуза. Я подумал, решил открыть, но с тем условием, чтобы было три сектора - азербайджанский, русский и армянский. Открыли. Азербайджанцев из прилегающих районов мы направляли не в Баку, а туда. Открыли там большую обувную фабрику. В самом Степанакерте не было рабочей силы. Направляли туда азербайджанцев из окружающих область мест. Этими и другими мерами я старался, чтобы в Нагорном Карабахе было больше азербайджанцев, а число армян сократилось", - заявил тогда Алиев. Вместе с тем, тогда же он добавил, "после моего отъезда из Азербайджана положение там начало ухудшаться - возросло влияние Армении, и наши ничего не делали, упустили момент". "Наконец, в феврале 1991 года я был избран депутатом от Нахчывана и приехал в Баку. Выступив на сессии, сказал, что Нагорный Карабах уже потерян", - констатирует покойный азербайджанский лидер.

Возвращаясь к теме, постараемся описать какими последствиями грозит обернутся для Армении возможная военная развязка ситуации вокруг Ирана.

Вооруженный кризис в Иране, превентивные удары или военное вторжение США и "стран-соучастниц" в эту страну и возможные последствия для Армении - это вопрос, бьющий наповал любого армянского политика. На этот вопрос в Армении нет ответа - есть лишь полное понимание всей серьезности данной угрозы. Еще большей каверзой является вопрос о перспективности американо-азербайджанского, или любого другого сговора по карабахской и иранской проблеме в комплексе. Трудно предположить, что в Ереване такой возможности вообще не допускают. Уж слишком тесен регион и от Ирана (самое главное, тех его районов, которые населены этническими азербайджанцами в количестве, превышающем несколько населений Армении) до Карабаха - рукой подать.

Да, в Армении - неспокойно, и не только из-за ставших каждодневными челночных визитов американских политиков и дипломатов. На самом деле, любая дестабилизация в регионе, которая мгновенно вырисует баланс и позиции сил, тот час же разрушит всю внешнеполитическую доктрину Армении. Республике придется мгновенно выбирать - к какому лагерю примкнуть. Ситуация начинает выходить из рамок возможности краткосрочного прогнозирования, а это означает конец эпохе комплиментаризма - политики выжидания и балансирования на чаше интересов макро-игроков.

Первые шаги в данном направлении Ереван, кажется уже сделал... не без помощи Москвы. В приведенной в самом начале статьи хронологии видно, что сразу после ломки обычного формата работы МГ ОБСЕ и отхода в тень российского посредника, в Москве побывал лишь глава МИД Армении. Но данное событие меркнет по сравнению с таким беспрецедентным событием, как неожиданный сбор в Ереване послов России в Грузии, Азербайджане и Турции с участием заместителя министра иностранных дел РФ Григория Карасина. Даже в более спокойные времена такая встреча могла бы показаться интригующей. Темой номер один в преддверии и после армейских учений в Нагорном Карабахе становится армяно-российское военное сотрудничество. 19 апреля начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Армении Микаэл Арутюнян высказался "за более частое проведение совместных армяно-российских учений с вовлечением карабахских вооруженных сил". А министр обороны Армении Серж Саркисян заявил в интервью "Красной звезде" того же дня, что "Армения с удовольствием примет российских курсантов на стажировку в местных горных условиях".

Подобные заявления, сделанные в период военных учений в Нагорном Карабахе, не могут не нести в себе серьезной смысловой нагрузки. Время для региона, действительно, нешуточное, и ситуация для Армении складывается совсем не простая. США, фактически, ведут разговор с Азербайджаном, но не с Арменией, в том числе, - по вопросу Нагорного Карабаха. Более того, Соединенные Штаты уже успели вполне отчетливо заявить о своем беспокойстве ростом присутствия России на Южном Кавказе. 14 апреля в Баку на пресс-конференции глава подкомитета по внешним операциям Джим Колби заявил, что "США действительно обеспокоены ростом присутствия России на Южном Кавказе". А где это Россия более всего присутствует? Бесспорно, намек Джима Колби был сделан на Армению. И поводом беспокойства, отнюдь, не являются экономические аспекты усиления России в Армении. Выбор места такого заявления (Баку) сам по себе примечателен. Ранее специальный представитель Великобритании Брайан Фолл прямо заявил, что есть государства и организации, которые были бы не прочь заменить российские военные базы в Армении.

Может ли в Карабахе начаться новая война? Ответ однозначен - может, поскольку война продолжает рассматриваться как один из способов решения затянувшегося конфликта. Но кому она может быть выгодна - на этот вопрос ответов масса, в зависимости от того, какие цели преследуют сами акторы. Вот некоторые варианты:

США затягивают Азербайджан в локальную войну с Арменией и вводят на азербайджанскую территорию военные базы для охраны своих нефтегазовых интересов, а заодно зажимают Иран с севера. Этот сценарий полностью укладывается в стратегический план США, предполагающий кольцевую военно-политическую блокаду Ирана.

США уговаривают Азербайджан и Армению начать локальную войну, потом ее активно гасят не в пользу Армении, наглядно демонстрируя Еревану несостоятельность российского присутствия. Этот сценарий позволяет американцам продолжить процесс вытеснения России с Южного Кавказа. Объективно, в случае нападения Азербайджана на Армению, Россия - как стратегический партнер и член ОДКБ будет обязана оказать помощь армянской стороне. В условиях коммуникационной оторванности Армении, а также крайне сузившегося, во многом благодаря стараниям США в Грузии, оперативного простора России на Южном Кавказе, российская реакция может оказаться малоэффективной. Такая ситуация может еще раз заставить официальный Ереван переоценить ориентиры своей национальной безопасности, повысить крен в пользу атлантической системы.

Посредники по карабахскому урегулированию (США, Россия, Франция) и стороны конфликта договариваются затеять локальную войну для возвращения Азербайджану занятых армянской стороной территорий и, как кстати заявил глава МИД Армении Осканян "легализацию самоопределения Нагорного Карабаха" - без внутриполитических потрясений в Армении и Азербайджане. Таким образом посредники выполняют свое обещание решить конфликт в 2006 году.

Азербайджан ввязывается в войну самостоятельно без принуждения и фактически уточняет для себя и своего народа окончательные итоги конфликта. Этот вариант наиболее маловероятен, поскольку такая авантюра ни к чему кроме новой продолжительной войны с Арменией и дестабилизации всего региона с совершенно непредсказуемыми последствиями для Баку не несет.

США и Россия начинают новый передел региона - Россия дает добро на удары по Ирану, США пользуются регионом как опорной базой, но соглашаются не торпедировать российскую политику и ее экономические интересы на Южном Кавказе. Данный сценарий также имеет право на жизнь, учитывая тот факт, что Иран фактически отказался от всех российских инициатив по решению ядерной проблемы, в перспективе может стать реальным конкурентом Москвы в регионе, проводником альтернативной энергетической политики и потенциальным обладателем ядерного оружия. С другой стороны, России важно невмешательство США в ее взаимоотношения со странами постсоветского пространства, в особенности Украиной, Грузией и т.д.

Резюме

Вариантов, на самом деле, может быть еще несколько. По любому из них новая война в зоне карабахского конфликта ведет к созданию новой реальности во всем регионе. Очевидно также, что позиции США и Европы по карабахскому урегулированию сильно разнятся - налицо попытка США подчинить данный фактор собственным планам и проектам и не торопить варианты решения, обильно спускаемые европейскими посредническими структурами. Карабахский конфликт нужен Вашингтону в такой судьбоносный для его региональных планов период. Вашингтон, фактически, подчиняет карабахский фактор своим планам против Ирана, втягивая Баку в чреватый для региона катастрофой процесс. Аналитическому сообществу ясно, что главный приоритет для США - это Иран и именно этому будут подчинены все остальные факторы и целые страны.

Говоря о России стоит учитывать, что в текущий исторический период ее региональная политика опирается на две платформы - Иран и Армению. Влияние на баланс сил в зоне карабахского конфликта у России по прежнему наибольшее. Каким образом, при таком важном обстоятельстве, США будут искать язык с Азербайджаном, трудно представить. Возможно, только во взаимодействии с Россией. Но, здесь и возникает наиболее сложный вопрос: каково это взаимодействие? Сопредседатели Минской группы разъезжают по региону в отдельности, а по Ирану позиции этих держав пока не стыкуются. Похоже, что не стыкуются и по Армении. Неужели война в регионе может сформировать согласие? А может быть, взаимопонимание может быть достигнуто гармонизацией совместных позиций в отношении Армении? На это позволяет надеется хотя бы тот факт, что Азербайджан втягивается в антииранские процессы в отрыве от своего стратегического союзника - Турции. Анкара сегодня всецело занята курдской проблемой, которую кстати говоря усердно подпитывают те же американцы. Пока Баку взвешивает все "за" и "против" вражды с Ираном, ВС Турции планируют крупную операцию в юго-восточных районах собственной страны. Главный штаб сухопутных войск Турции переносится вблизи границы с Ираком, Ираном и Сирией для руководства крупномасштабной операцией по нанесению решающего удара по вооруженным курдским формированиям.