В редакцию ИА REGNUM 31 мая 2006 года поступили тексты проектов постановлений парламента Молдавии, внесенные депутатами Валериу Косарчуком и Виталией Павличенко, "о денонсации Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова" и "о денонсации Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем". ИА REGNUM публикует тексты "Постановлений" и прилагаемых к ним "Пояснительных записок" полностью:

"Постановление о денонсации Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова

На основании статей 54-64 раздела 3 Венской конвенции о праве международных договоров (ратифицированной Постановлением Парламента № 1135-XII от 4 августа 1992 года) и статьи 8 Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова

Парламент принимает настоящее постановление.

Ст.1. - Денонсировать Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова, подписанное 21 июля 1992 года.

Ст.2. - Министерству иностранных дел и европейской интеграции подготовить и передать документ о денонсации Соглашения.

Ст.3. - Правительству до 31 декабря 2006 года добиться введения международного механизма военных и гражданских наблюдателей, действующего под мандатом ОБСЕ.

Ст.4. - Настоящее постановление вступает в силу с 1 января 2007 года.

Председатель парламента"

"Пояснительная записка к проекту Постановления Парламента о денонсации Соглашения о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова

Декларация Парламента Республики Молдова о политическом партнерстве во имя достижения целей европейской интеграции, принятая 24 марта 2005 года, закрепляет и принцип мирного, демократического и окончательного разрешения приднестровской проблемы.

Обращением Парламента Республики Молдова о принципах и условиях демилитаризации приднестровского региона, принятым 10 июня 2005 года, Республика Молдова подтвердила свою приверженность соблюдению международных актов в области безопасности, контроля над вооружениями и разоружения.

Осознавая, что военная составляющая приднестровской проблемы является вызовом национальной и региональной безопасности и требует незамедлительного разрешения, Парламент обратился к ОБСЕ, ЕС, СЕ, США, Российской Федерации, Украине и Румынии за содействием в устранении этой угрозы посредством демилитаризации региона, осуществляемой совместными усилиями международного сообщества.

Парламент подтвердил, что на территории Республики Молдова не могут быть размещены вооруженные силы других государств. Указанное Обращение предусматривало, что Российская Федерация завершит до конца 2005 года вывоз и уничтожение российских боеприпасов и вооружений, а также вывод российских вооруженных сил, находящихся на территории нашего государства. В связи с этим данное Обращение гласит: "Российская Федерация и Республика Молдова признают, что воинские контингенты, расположенные на основе молдавско-российского Соглашения от 21 июля 1992 года в зоне безопасности Республики Молдова, достигли поставленных целей и подлежат поэтапному сокращению и полному выводу с территории Республики Молдова в период до 31 декабря 2006 года. Одновременно к вышеуказанному сроку на основе обращения Республики Молдова к ОБСЕ осуществляется поэтапная и полная трансформация нынешней миротворческой операции в международный механизм военных и гражданских наблюдателей, действующий под мандатом ОБСЕ, при этом молдавско-российское Соглашение от 21 июля 1992 года утрачивает силу. Международная миссия военных и гражданских наблюдателей под мандатом ОБСЕ осуществляет свою деятельность в Республике Молдова до полного политического урегулирования приднестровской проблемы".

Республика Молдова взяла на себя обязательство предложить в рамках программы НАТО "Партнерство ради мира" и при содействии Международной миссии военных и гражданских наблюдателей в Молдове осуществить роспуск вооруженных подразделений приднестровского региона, утилизацию вооружений и военной техники, а также программу социальной реабилитации и переквалификации лиц, находящихся в составе так называемых воинских формирований приднестровского региона.

Невыполнение Российской Федерацией взятых на себя на саммите ОБСЕ в Стамбуле (1999 год) обязательств по полному, скорому и транспарентному выводу войск и вооружений с территории Республики Молдова, в том числе контингентов и вооружений, подпадающих под действие молдавско-российского Соглашения от 21 июля 1992 года, делает невозможным ратификацию Парламентом адаптированного Договора об обычных вооруженных силах в Европе, являющегося краеугольным камнем европейской безопасности, несмотря на выраженную Парламентом готовность его ратифицировать.

Соглашением от 1992 года, подписанным лишь президентами Республики Молдова и Российской Федерации, созданы предпосылки для прекращения вооруженного конфликта в приднестровском регионе и условия для возобновления диалога между конфликтующими сторонами и Российской Федерацией на предмет разрешения конфликта мирными, политическими и дипломатическими средствами. Однако, со временем представители нашего государства оказались в неравных условиях в Объединенной контрольной комиссии (далее - ОКК) и приданных ей воинских контингентах, поскольку представители России и Приднестровья все эти годы постоянно взаимно поддерживали инициативы друг друга. Таким образом, ОКК и российские миротворческие силы служили лишь ширмой построения искусственного приднестровского государства в качестве плацдарма России на Балканах и в Юго-восточной Европе. Именно пониманием этого факта и объясняется практическое неучастие в последние годы наших представителей в работе ОКК. А после того, как Европейский суд по правам человека (далее - ЕСПЧ) признал Россию стороной конфликта, факт впервые подтвержденный подписью Бориса Ельцина под Соглашением от 1992 года, становится очевидной незаинтересованность России в выполнении этого Соглашения. Согласно решению ЕСПЧ, подписав 21 июля 1992 года вместе с Республикой Молдова Соглашение о принципах мирного урегулирования вооруженного конфликта в приднестровском регионе Республики Молдова, Россия признала себя скорее стороной вооруженного конфликта, чем посредником и гарантом его урегулирования.

Следует отметить и постоянное несоблюдение статьи 5 Соглашения, предусматривающей "устранение любых помех на пути движения товаров, услуг и людей". Российские и тираспольские представители в ОКК не только не обеспечили исполнение этой статьи, но и скомпрометировали себя сотрудничеством с военизированными формированиями, враждебными действиями, покрытием контрабанды.

Предлагая денонсацию Соглашения от 1992 года Постановлением Парламента, мы исходили из ходатайств руководства Республики Молдова о замене трехсторонних миротворческих сил международными гражданскими наблюдателями, действующими в зоне безопасности под мандатом ОБСЕ. Процесс можно ускорить путем привлечения Европейского Союза и США на основании общепризнанных документов.

Денонсация данного Соглашения отвечает задаче полной демилитаризации приднестровского региона, т.е. освобождения его от российских вооруженных и миротворческих сил, приднестровских вооруженных сил и военизированных формирований. Малоэффективная работа делегации Республики Молдова в Объединенной контрольной комиссии является аргументом в пользу прекращения деятельности ОКК и приданных ей воинских контингентов.

Валериу Косарчук

Виталия Павличенко"

"Постановление о денонсации Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем

Парламент принимает настоящее постановление.

На основании положений статей 54-64 части 3 Венской конвенции о праве международных договоров, ратифицированной Постановлением Парламента № 1135-XII от 4 августа 1992 года,

Парламент принимает настоящее постановление.

Ст. 1. - Денонсировать Меморандум об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем, подписанный 8 мая 1997 года.

Ст. 2. - Министерству иностранных дел Республики Молдова подготовить и передать документ о денонсации меморандума.

Ст. 3. - Настоящее постановление вступает в силу со дня принятия.

Председатель парламента"

"Пояснительная записка к проекту постановления о денонсации Меморандума об основах нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем

Ситуация, создавшаяся на приднестровском участке молдавско-украинской границы вследствие соблюдения украинской таможенной службой с 3 марта 2006 года международных правил транзита товаров, требует пересмотра позиции в отношении Меморандума, подписанного в Москве 8 мая 1997 года Республикой Молдова в качестве субъекта международного права с Приднестровьем, территории с сепаратистским режимом, которое берет на себя обязательство возвратиться в состав общего государства Республики Молдова. Россия и Украина подписали документ в качестве модераторов и гарантов процесса урегулирования конфликта, а ОБСЕ - в качестве модератора. Документ подписан единым пакетом вместе с Совместным заявлением Президентов Российской Федерации, Республики Молдова и Украины, при участии действовавшего Председателя ОБСЕ, согласно запросу руководства Республики Молдова и приднестровской зоны Республики Молдова, выраженной в протоколе о дополнительных мерах по нормализации отношений между Республикой Молдова и Приднестровьем от 10 апреля 1997 года. В Совместном заявлении отмечается, что президенты России и Украины "выражают готовность своих стран - Российской Федерации и Украины - стать при поддержке ОБСЕ гарантами соблюдения определенного соответствующими документами специального статуса Приднестровья как составной части единой и территориально целостной Республики Молдова".

Меморандум предусматривал разработку механизма разграничения компетенций между Кишиневом и Тирасполем и будущего статуса приднестровской зоны в составе Республики Молдова, механизма гарантии соблюдения будущего статуса, предусматривающего право зоны на внешнеэкономическую деятельность.

После подписания Меморандума в протоколах деловых встреч руководства Республики Молдова и Приднестровья (от 24 мая 1997 года и от 17 февраля 1998 года) предусмотрено создание смешанных рабочих групп (Кишинев-Тирасполь) для разработки механизмов реализации положений Меморандума от 1997 г., в том числе права зоны на осуществление внешнеэкономической деятельности. Эти положения не реализованы, вследствие чего не выполнены также и положения Меморандума.

В результате подписания Меморандума-1997 под давлением, оказанным как со стороны России, так и со стороны сил, предложенных Кишиневом, предусматривалось, в принципе, обеспечение политических, геостратегических и экономических интересов тираспольского сепаратистского режима и Российской Федерации. Этот документ рассматривается приднестровскими и российскими властями как имеющий статус, равноценный международным соглашениям, предоставляя приднестровской стороне право на независимую внешнеэкономическую деятельность.

Девятилетний срок, истекший после подписания Меморандума, выявил его ненужность для "быстрого разрешения конфликта", признанного в настоящий момент "замороженным". А Меморандум-1997 не может быть применен к "замороженным конфликтам". Спустя семь лет после подписания решением Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) по "делу Илашку" установлено, что России не подходит статус модератора и гаранта. ЕСПЧ считает, что Россия несет ответственность за ситуацию в Приднестровье, так как оказала вооруженную, военную, политическую, экономическую и финансовую поддержку сепаратистскому режиму, руководимому российскими гражданами, а вследствие подписания с Республикой Молдова 21 июля 1992 года Соглашения о принципах мирного урегулирования военного конфликта в приднестровской зоне Республики Молдова Россия признала себя стороной конфликта, а не модератором или гарантом.

Все изменения, происходящие на левом берегу Днестра, приведшие к образованию и консолидации внегосударственной структуры, охраняемой военными и военизированными российскими и приднестровскими силами, а также: а) ежегодное вызывающее празднование "дня независимости" при участии российских официальных лиц, оказывающих поддержку обещаниями о признании независимости Приднестровья; b) участие в "международных сепаратистских форумах" (Приднестровье, Абхазия, Южная Осетия, Горный Карабах) в столице России, где осуществляется координирование стратегий полной изоляции; c) построение при поддержке высокопоставленных чиновников кремлевской администрации "гражданского общества", поддерживающего отторжение сепаратистских энклавов, как то корпорация "Прорыв" с филиалами в Приднестровье, Крыму, Абхазии, Южной Осетии, финансируемые подвижниками идеи Президента России признать их независимость в случае международного признания провинции Косово - доказывает, что тираспольские лидеры и московские диссиденты нисколько не считаются с Меморандумом 1997 года, за исключением положений, спекулятивно используемых ими в свою выгоду. Примером несоблюдения Тирасполем данного меморандума является процесс незаконной приватизации в Приднестровье при участии российского капитала.

Меморандум предусматривал также соблюдение прав человека, которые, однако, постоянно нарушаются в приднестровской зоне. Доказательством служит кризис "молдавских школ"; ограничение доступа молдавских крестьян, проживающих на левом берегу Днестра, находящихся под юрисдикцией Молдовы, к своим сельскохозяйственным землям; блокирование проезда на мосту через реку Днестр; установление "миграционных сборов" для молдавских граждан, входящих на территорию, находящуюся под контролем сепаратистского режима и т.д. На эти грубые нарушения указывается в документах ОБСЕ, в документах о правах человека по нашей стране Государственного департамента США. В этой ситуации требование Тирасполя о соблюдении условий Меморандума и о предоставлении ему права оформлления от имени Республики Молдова таможенных документов является явным пренебрежением. Поэтому в ситуации, когда сепаратистские лидеры постоянно, грубо и злонамеренно нарушали Меморандум-1997, в то время как Украина соблюдает международные правила транзита товаров через границу, не будучи более признана Тирасполем в качестве государства-гаранта/модератора, Кишинев уже никак не заинтересован гарантировать "право Приднестровья на внешнеэкономическую деятельность", на импортно-экспортные операции от имени Республики Молдова, третий параграф Меморандума ("имеющий основное значение" для Тирасполя и Москвы) утратил силу.

Вследствие, Республика Молдова должна заявить о своем выходе из этого документа в качестве его стороны, что освободит ее от любых обязательств, признанных таковыми Россией и Тирасполем, оставаясь во внешней политике и во внешних отношениях (политических и экономических) строго в русле двусторонних отношений с признанными на международной арене государствами.

Депутаты Парламента

В. Косарчук

В. Павличенко"