В связи с заявлением сопредседателей МГ ОБСЕ по карабахскому урегулированию на заседании Постоянного Совета ОБСЕ 22 июня в Вене министр иностранных дел Армении Вардан Осканян ответил на вопросы агентства АРМЕНПРЕСС.

В своем заявлении сопредседатели отмечают: "Наш подход пересмотрен, мы не пытались одним этапом урегулировать все аспекты конфликта. Вместо этого мы руководствовались принципом, по которому необходимо достичь значительного прогресса, однако, оставив на будущее урегулирование ряда чрезвычайно сложных вопросов и предусмотрев дальнейшие переговоры ". Что это означает?

Находящийся на столе переговоров основной документ, вокруг которого стороны ведут переговоры, - всеобъемлющий. Он включает все принципы, влияющие на процесс урегулирования и, самое главное, на статус Нагорного Карабаха, возвращение территорий, возвращение беженцев, безопасность, вопросы миротворческих сил, а также на любой иной вопрос, который необходим для достижения долгосрочного урегулирования конфликта. Только после достижения полного согласия по этим основным принципам стороны, согласно тексту самих переговоров, "в сотрудничестве с сопредседателями Минской группы ОБСЕ начнут работу над соглашением об урегулировании конфликта". Иными словами, соглашение о принципах будет, должно быть всеобъемлющим. Реализация данного соглашения потребует определенного времени.

В своем заявлении сопредседатели говорят: "Эти принципы включают поэтапный вывод армянского военного контингента с окружающих Нагорный Карабах азербайджанских территорий, проявив особый подход в отношении Кельбаджарского и Лачинского районов". Какие эти подходы?

Этот подход в действительности расширен, и тому есть причина. Подход имеет два уровня: во-первых, вопрос Лачина, по которому четкая формулировка в тексте переговоров следующая: "Коридор, соединяющий Нагорный Карабах с Арменией". Для Армении, очевидно, коридор должен иметь тот же статус, что и Нагорный Карабах. Второй уровень касается Кельбаджара - для Армении это также очевидно - исходя из соображений безопасности, Кельбаджар может быть возвращен только после проведения референдума и определения окончательного статуса Нагорного Карабаха. Это то разногласие, к которому апеллируют сопредседатели в своем выступлении. В тексте переговоров формулировка сопредседателей по этому вопросу, в общем, созвучна нашим подходам.

Согласно сопредседателям, предусматривается проведение референдума/всеобщего голосования "для определения окончательного правового статуса Нагорного Карабаха", однако они не указывают кто будет голосовать?

О принципах в тексте переговоров есть четкая формулировка: "окончательный правовой статус будет определен путем референдума/всеобщего голосования населением Нагорного Карабаха".

Сопредседатели отмечают: "Будут достигнуты определенные промежуточные договоренности, которые обеспечат контакты Нагорного Карабаха с теми, кто предоставляет международное содействие". Что это означает?

Это всего лишь один из элементов более детально изложенного абзаца в самом тексте переговоров. Мы считаем, что сопредседатели подчеркнули международную вовлеченность, поскольку это серьезный вопрос для народа Нагорного Карабаха. Его нынешняя фактическая непризнанность не дает возможность пользоваться благотворительностью международных организаций. Текст переговоров фиксирует также такие права населения Нагорного Карабаха, как контроль безопасности и жизнедеятельности своей политики и экономики, защита индивидуальных льгот и свобод, право демократично избирать власти для управления Нагорным Карабахом, а также полномочия создавать законы и управлять внутренними делами.

Какова общая оценка со стороны Армении относительно сути переговоров?

Это не является совершенным документом. Ни для кого. В любом случае он довольно обоснован и сбалансирован и включает пункты взаимоуступок по главным вопросам - статуса, территорий, безопасности, и мы верим, что сможем продолжить переговоры на основе этих принципов. В нынешнем контексте нас удивляют продиктованные отчаянием милитаристские заявления и риторика Азербайджана об автономии. У нас на руках есть реальная возможность решить все вопросы, включительно многострадальный вопрос беженцев. Однако, Азербайджан должен вернутся к реалиям, а не питать максималистские воображаемые надежды. Мы надеемся, что Азербайджан осознает, что мы имеем возможность урегулировать конфликт и достичь долгосрочного мира.