9 октября в Москве состоялось очередное заседание армяно-российской межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. В тот же день пресса сообщила о некоей договоренности, достигнутой между сторонами, которая призвана облегчить ситуацию для армянской стороны в свете экономических санкций, принятых Россией в отношении Грузии. Напомним, что санкции российской стороны, примененные в отношении Грузии после ареста и освобождения российских офицеров из Группы российских войск в Закавказье (ГРВЗ), коснулись также и транспортной сферы, в том числе автомобильных и железнодорожных перевозок. В данной ситуации Армения оказалась в не менее затруднительном положении, чем сама Грузия.

"Транзит грузов из Армении через территорию Грузии в Россию и обратно не будет остановлен", - заявил секретарь Совета национальной безопасности при президенте Армении, министр обороны Серж Саркисян по итогам заседания комиссии в Москве. Его коллега, сопредседатель комиссии от российской части, министр транспорта РФ Игорь Левитин сделал, пожалуй, сенсационное заявление о том, что "транспортировка грузов из России в Армению и из Армении будет проходить через порт Самсун (Турция), оттуда - в порт Кавказ (Россия), а затем - в Поти (Грузия)". К концу нынешнего года, по заверению министров, между портами Кавказ и Поти будут курсировать два железнодорожных парома. Пока между этими портами ходит один паром на 20 вагонов, добавил Серж Саркисян.

Из всего вышесказанного следует сделать один вывод. Отныне поставок грузов в Армению из России по маршруту Порт "Кавказ" - Поти (Грузия) осуществляться не будет. Санкции в отношении Тбилиси, предусматривающие практически полную остановку товарооборота между Россией и Грузией, вынудили Россию пойти на поиск довольно оригинальных путей сообщения с Арменией. Здесь стоит отметить, что прямое транспортное сообщение между Арменией и Турцией прервано с самого момента обретения независимости Арменией и вряд ли в ближайшее время будет восстановлено.

Таким образом, согласно задумке, российские грузы из порта "Кавказ" будут поступать в турецкий порт "Самсун", затем переправляться практически в обратном направлении в грузинские порты Батуми или Поти, и уже затем перегоняться в Армению. Таким образом, Турция становится вторым транзитным посредником (грузины таковыми остаются в любом случае) в армяно-российском грузообороте.

К перспективам данного проектного маршрута стоит отнестись с известной долей скептицизма, поскольку здесь речь даже не в политических или технических сложностях его осуществления. В данном случае речь идет об очевидном отсутствии смысла и логики решения. Такой крюк в сторону Турции в разы поднимет транспортные расходы армянских и российских компаний, которые уже давно проторили другой маршрут Поти - Ильичевск (Украина) и вряд ли от него откажутся. Даже без крюка в сторону порта Самсун, направление Порт "Кавказ" - Поти не выдерживало конкуренции с украинским направлением в силу своего низкого потенциала. В настоящее время за один рейс железнодорожный паром по данному маршруту способен переправить всего 18 крытых вагонов.

Но дело здесь больше не в "оригинальном" выходе из ситуации, который "нащупали" российское и армянское правительства. Гораздо важнее тот настрой, который демонстрирует российская сторона. По сути, предлагая Армении турецкий перевалочный пункт, российские власти дают понять, что санкции в отношении Грузии будут носить долгосрочный характер. Можно также сделать вывод, что другой возможный маршрут сообщения с Арменией - через Каспийское море и Иран - практически не фигурирует на повестке.

В Москве министр обороны Армении Серж Саркисян провел целый ряд встреч, в том числе с руководством МИД России. По данным российской стороны, стороны обсуждали ситуацию в регионе в контексте обострения грузино-российских отношений, а также сценарии выхода Армении из создавшегося тупика.

Естественно, в ситуации массированного экономического нажима со стороны, определенные сценарии просчитывает и грузинское руководство. По некоторым данным, Грузия ведет усиленные консультации с США, Азербайджаном и Турцией относительно дальнейших своих действий. Грузинское руководство, прежде всего, готовится к ожидающемуся повышению тарифов на поставляемый из России природный газ. Источники свидетельствуют, что с 1 января 2007 года цена на газ для Грузии составит $250 за 1000 кубометров. В ответ грузинская сторона выдвинет России ответный ультиматум, согласно которому транзит газа по грузинской территории в Армению будет стоить уже не 30 долларов за перекачку 1000 кубометров газа, а $75 (после первого повышения тарифов на газ для Грузии с $55 до $110, Тбилиси поднял стоимость транзита в Армению вдвое - с $15 до $30). Данное предложение грузинской стороны, естественно, будет отвергнуто "Газпромом", что не станет "сюрпризом" для грузинских политиков. Параллельно, грузинская сторона вернется к практике несанкционированного отбора газа, который предназначен Армении.

Вместе с тем, уже 20-го января Грузия планирует получить первый газ из Азербайджана по магистрали Баку-Эрзрум. Именно с этого момента будет введен в действие план, как свидетельствуют источники, полностью одобренный Вашингтоном. Турция откажется от закупок газа из Азербайджана в пользу Грузии, что позволит Тбилиси поставить вопрос о консервации Транскавказского газопровода, который доставляет газ из России в Армению через Грузию. Таким образом, будет закрыт и вопрос приватизации данной магистрали, к чему так стремился "Газпром" и чему так упорно сопротивлялись США.

Итак, зима 2006 года станет своеобразным моментом истины в становлении новых правил игры на Южном Кавказе. Период этот станет испытанием не только для Грузии, ставшей мишенью жестких экономических санкций со стороны России, но и для Армении, ставшей невольной заложницей грузино-российских противоречий. Еревану остается надеяться на строящийся газопровод Иран-Армения, который должен быть запущен к концу 2006 года.

Виктор Якубян - эксперт по проблемам Южного Кавказа