Обзор СМИ Приамурья за 4 - 10 ноября.

Китайские таможенники издевались над русскими туристами. Алкогольные иллюзии. Продавцы боятся "страшного" закона. ТАКСИчный бизнес: в Благовещенске идет война за территорию. Сколько стоит автомобиль в Благовещенске?

"Десять дней назад, когда "пумы" только сменили корабли, на российской и китайской таможнях творился настоящий дурдом. Амурские туристы не могли ни выехать нормально в Китай, ни вернуться оттуда, - пишет "КП в Благовещенске" 10 ноября. - Тогда перевозчики утверждали, что в этом виноваты погодные условия, в частности дикий ветер, из-за которого перевозить людей на "пумах" было очень опасно. 8 ноября ситуация повторилась. Только, как рассказывают очевидцы, борьба за возвращение на родину была еще жестче. "Назад мы возвращались в первом часу дня - рассказывает Надежда Борисова. - До 16 часов очередь в 200 человек простояла в неизвестности, никто ничего не объяснял. Потом пришел китаец, отсчитал человек 20 и отправил на "пуму". При этом китайский таможенник злился и отсчитывал следующую двадцатку пассажиров с таким остервенением, что трещали воротники и рукава курток. К этому времени народ томился в зале уже пять часов. Среди наших туристов были беременные женщины, много детей. Сесть некуда, пить нечего, в туалет не выйти. "Одна девушка, уже "на взводе", обратилась к таможеннику, мол, что происходит? Он разозлился, толкнул ее изо всей силы в лицо, она отлетела от него и еле на ногах устояла. За нее заступился парень. Так таможенник их вместе схватил и взашей швырнул в конец очереди! И ведь ругаться страшно - мы на чужой стороне, где уж тут права качать!" В это время на китайской стороне, вместе с теми, кто даже таможню не смог пройти, осталось ночевать примерно полтысячи русских. В очередной раз мы услышали от перевозчиков слова о том, что во всем виновата погода. "Мы первые заинтересованы в том, чтобы перевозить людей нормально, - говорит директор ООО "Скат-1" Леонид Титов. - Но народ должен понимать, что есть объективные причины. Мороз еще не крепок, Амур не стал. Из-за ветра и снега в среду суда стали тяжелыми, винты обледенели. На таких возить людей - значит рисковать их жизнью. Весь рабочий день на нашей таможне диктор предупреждает туристов, что из-за сложных погодных условий лучше воздержаться от поездки. В это переходное время года так было всегда". Однако, почему благовещенские таможенники никогда не позволяют себе грубо обращаться с китайскими туристами, а китайские таможенники издеваются над нами как хотят?". Вопросы читателей переадресовали начальнику отдела приграничного сотрудничества департамента экономического развития и внешних связей администрации области Евгению Чибисову: "Что касается поведения китайцев, то эти вопросы не раз поднимались. Наметилась такая тенденция: как только у китайцев в Благовещенске возникают проблемы (задерживают за контрабанду, ловят за незаконное проживание и т. д. - Авт.), так сразу это отражается на отношении китайских таможенников к нашим туристам. Обещаю, что на ближайшей встрече еще раз поднимем этот вопрос". Между тем, 8 ноября, когда большая группа граждан КНР проходила пограничный контроль на Благовещенской таможне, выяснилось, что настоящая цель их пребывания в России не соответствует указанной в документах. Вместо коммерческой деятельности китайцы намеревались отправиться в Красноярск на лесозаготовки. Китайцев повернули восвояси, но из-за погоды и плохой работы "пум" они не смогли уехать и провели ночь на Благовещенской таможне.

Какова статистика отравлений в Белогорске - одном из райцентров Приамурья и чем может грозить введение госмонополии на алкоголь? Ответы публикует 8 ноября "ТВС-анонс". Ввести монополию на продажу алкоголя в Госдуме предлагали еще летом прошлого года. Естественно, что производители и продавцы спиртного идеям монополизации не обрадовались. Амурская область, конечно, - не Москва. Но и у местных производителей уже появилось ощущение того, что вся эта бурная деятельность чиновников и шумиха вокруг отравлений - не более чем пиар-компания. "Хотя их попытки еще точно не обозначены, - говорит начальник отдела маркетинга ОАО "Амурский кристалл" Евгений Зинченко, - но уже сейчас понятно, что это утопия. Говорить о монополии на производство спирта, по меньшей мере, странно". С этим согласны и другие местные продавцы и производители алкоголя. По их мнению, единственное, что могло бы сделать государство, - это снизить акцизную нагрузку на производителей, чтобы те могли более или менее конкурировать по цене со спиртосодержащей отравой. Тогда, может, и лица, злоупотребляющие спиртным, перешли бы на водку, а не покупали бы технические средства по 20 рублей за бутылку. Замглавного врача станции скорой помощи Белогорска Нина Ворфоломеева подтвердила, что чаще всего приходится регистрировать случаи отравления, произошедшие в результате употребления технических средств, в состав которых входит спирт. Некоторые из них содержат в своем составе диэтилфталат. Компонент, который нельзя употреблять внутрь, поскольку он оказывает сильное токсическое действие. Нередки случаи, когда после нескольких рюмок таких коктейлей человек попадал в реанимацию в состоянии мозговой комы - без сознания и признаков жизни. "Случаи отравления некачественной водкой тоже, конечно, случаются, - говорит Нина Ворфоломеева, - но гораздо реже. И нельзя сказать, что статистика отравлений алкоголем в последнее время сильно увеличилась. За 9 месяцев прошлого года было зарегистрировано 512 таких случаев, за аналогичный период этого года - 523. Некоторые работники правоохранительных органов полагают, что вместо госмонополии надо ужесточить ответственность торговцев алкогольным суррогатом. В пример приводят случаи, когда за торговлю опасным напитком виновник "отделывался" небольшим штрафом".

Вот уже пятый месяц, как губернатор Приамурья своим постановлением наложил табу на продажу водки с 23 часов и до восьми утра. Теперь торговать алкоголем крепостью свыше 15 градусов могут только кафе и рестораны. Результаты собственного рейда по торговым точкам в центре Благовещенска "Самовар" публикует 9 ноября. Ни в одном из магазинов и супермаркетов желаемую бутылку водки нам так и не продали. Даже когда в одном магазине заикнулись о чаевых - "случайно" забытой сдачи, то от молоденькой девушки-продавца услышали про "страшный" закон. Правда, взамен сорокаградусной она предложила попробовать хорошее молдавское вино. Мол, не успевают его привозить (хотя ввоз вина из этой страны в Россию запрещен) - так оно полюбилось горожанам. Любителей самогонки реформы вообще не коснулись. Как баловались они "домасваренной" продукцией по цене 30-40 рублей за поллитровую бутылку, так и ныне балуются. Кто пострадал от этих нововведений, так это честные продавцы - их прибыль (водка все-таки дороже, чем пиво) заметно снизилась. Между тем на здоровье амурчан готовы заработать и аптеки. Самое частое встречаемое нарушение, по мнению специалистов, - продажа препаратов с истекшим сроком годности. Милиционеры советуют покупателям особое внимание обратить на продукцию для больных диабетом, а также на мазь от варикозного расширения вен. Именно этих товаров было больше всего снято с реализации из-за выявленных нарушений.

Такси-бизнес в Благовещенске переживает бурные времена, констатирует 9 ноября "Амурская Правда". На сегодняшний день в областном центре, по разным оценкам, работают от 70 до 200 фирм, предлагающих услуги такси. Из них только 7 - 8 имеют собственный автопарк. Крупной фирма считается, если имеет более 20 машин. Такие компании успели получить лицензию, и главная особенность их бизнеса - повышенное внимание к качеству услуг. Активно рекламирующие себя фирмы-малыши чаще всего делают ставку на низкие цены. Стоимость поездки в различных компаниях отличается в пределах 10 рублей. В зависимости от размеров компании в одну смену работают от 1 до 3 диспетчеров. На каждого приходится около 120 звонков за сутки. При этом система оплаты в каждом такси также своя: например, 300 рублей за сутки и три рубля за каждый принятый звонок. Как правило, должность диспетчеров в амурском такси занимают студентки, совмещающие работу "сутки через двое" с учебой. Надолго на этом ответственном месте девушки не задерживаются. Однако настоящая проблема для владельцев такси - водители. "Идет очень большая текучка водителей: люди очень недисциплинированны. За халатное отношение к машине или несдачу плана увольняем", - говорит исполнительный директор "Royal такси" Сергей Кижапкин. "У нас водители вынуждены работать нелегально все 24 часа. Никто из водителей не хочет терять прибыль и простаивать днем", - говорит один из диспетчеров. Водители такси зарабатывают за месяц от 10 тысяч рублей. Помимо внутренних проблем, у каждого легального такси есть свой враг - "серая" стихия. Это фирмы-однодневки и частные извозчики, так называемые бомбилы. "Сегодня идет война за территорию в Благовещенске. То есть ряд такси, в том числе и частники, отвоевали свое место. Когда "воюют за грядку", доходит и до драк, и до битья машин", - рассказал "Амурской Правде" один из владельцев такси. Минусами бизнеса владельцы такси считают плохое состояние дорог, нежелание страховых компаний регистрировать такси и постоянно растущие цены на бензин. Однако главной бомбой на дороге осталось, по мнению таксистов, отсутствие законодательного регулирования этой сферы. Поворотным моментом для компаний стало первое июля прошлого года, когда вступил в силу федеральный закон, отменивший лицензирование в сфере легковых таксомоторов. В ближайшее время будут приняты правила движения для такси, работающих в Приамурье.

Стандарт "Евро-2" наделал шума, ведь по новому закону все авто должны соответствовать этому стандарту. А "железные кони", произведенные в Японии до 1997 года, ему не соответствуют, напоминает 8 ноября "АиФ на Дальнем Востоке", корреспондент которого решил узнать, поднялись ли цены на авто по сравнению с началом года и какие машины можно купить на амурском авторынке за две тысячи долларов. В торговом центре "Автомобильный", что на авторынке, под открытым небом не одна сотня машин от микролитражек до самосвалов, в основном японского производства. "Японцы" от 2000 года выпуска стоят не ниже $6,5 тысячи. "Королла" 90-го года выпуска с 16-тилетним пробегом продается за 70 тысяч рублей. "Краун" 95-го - за $5 тысяч. "Карина" дизель 90-го за полтинник (в рублях), "Корона" 89-го за 63 тысячи. Цена на "Жигули" ("пятерка", "шестерка", "семерка") - от 30 до 100 тысяч "деревянных". Самые дешевые стоят 30 - 40 тысяч. Но они выглядят так, как будто всю войну прошли, в отличие от японских сверстников. Более свежие модели отечественного автопрома обойдутся в 100-115 т.р. В общем-то, существенно ничего не изменилось, на старенькие авто - старенькие цены. Как рассказали продавцы машин на авторынке, в свете последних событий цены не менялись, их коснулось только сезонное повышение или понижение.