17-18 апреля в Москве прошел Второй международный конгресс "Топливный Биоэтанол-2007", организованный Российской Биотопливной Ассоциацией. В его работе приняли участие около 300 человек - бизнесмены, ученые эксперты и чиновники из России, Украины, Казахстана, Германии, Франции, Швейцарии, Индии и других стран.

Своими впечатлениями о прошедшем мероприятии и мыслями о будущем биоэтанола в России с ИА REGNUM поделился один из участников конгресса - эксперт Международного Социально-экологического союза Алексей Григорьев.

"Конгресс оказался весьма интересным и заставил о многом задуматься, - сказал он. - Представители компании "Ford" показали машину "Ford Focus", которая может ездить как на чистом бензине, так и на его смесях с содержанием этилового спирта до 80%. Это так называемые flex-fuel машины, миллионы которых уже ездят по дорогам Бразилии, США. В последние годы они становятся все более популярными и на дорогах Европы.

Для компании "Ford" это не какая-то новая продукция, а хорошо забытая старая. Когда основатель компании Генри Форд начал выпускать модель "Ford Т", он думал, что фермеры смогут просто решать проблемы снабжения своих машин топливом - нагонят этилового спирта из излишков зерна или сахарной свеклы, и можно ехать. Первые модели "Ford" работали на этиловом спирте, а не на бензине.

Однако потом снабжение топливом автотранспорта надолго попало в руки нефтяных компаний. Но теперь автовладельцы различных стран мира следят за деятельностью диверсантов в Ираке, высказываниями президента Венесуэлы Чавеса, передвижением американских авианосцев к берегам Ирана, а также за российскими магистральными трубопроводами, которые то протекают, после чего ставятся на скоропостижный ремонт, то просто перекрываются в самый неожиданный момент. Угроза нестабильности поставок за последние годы привела к резкому росту цен на нефть и нефтепродукты, и в результате альтернативные виды топлива - биоэтанол и биодизель, которые вырабатываются из растительной биомассы, стали экономически выгодны".

"Переход на использование биотоплива позволяет как снизить зависимость от сильно монополизированного и неустойчивого нефтяного рынка, так и сэкономить средства - подчеркнул Алексей Григорьев. - Инвестиции в производство биотоплива идут не на оплату сверхприбылей нефтяных транснациональных корпораций, а на подъем сельского хозяйства. Использование биотоплива весьма привлекательно и в рамках Киотского протокола, поскольку выбрасываемый при его сгорании углекислый газ будет снова поглощаться сельскохозяйственными растениями".

Алексей Григорьев напомнил о том, что Бразилия решила проблему своей топливной безопасности еще после первого нефтяного кризиса 1970-х годов. "Руководство США, трезво оценив ситуацию на мировых нефтяных рынках, сейчас заявляет о намерении к 2017 году обеспечить 20% потребности страны в автомобильном горючем за счет биотоплива. Весной 2007 года Евросоюзом принято решение об обязательном использовании к 2020 году не менее 10% биотоплива", - отметил он.

"В принципе, Евросоюз может произвести необходимые для него десятки милионов тонн биоэтанола и биодизеля за счет собственных земельных ресурсов, однако это приведет к резкой интенсификации сельского хозяйства и связанным с этим экологическим проблемам, - продолжил Алексей Григорьев. - Поэтому уже в самое ближайшее время можно ожидать увеличения импорта в Евросоюз как уже готового биотоплива (биоэтанола, биодизеля), так и сырья для его производства (рапсового масла, зерна). Речь может идти о поставках миллионов тонн растительных масел и этилового спирта, для выпуска которого могут быть использованы десятки миллионов тонн низкокачественного зерна. Уже сейчас на производство биоэтанола идет до четверти американского урожая кукурузы".

По словам Алексея Григорьева, выступивший на конгрессе представитель Минсельхоза сообщил, что мощности 170 российских спиртовых заводов сейчас используются всего лишь на 41%, и имеющихся посевных площадей более чем достаточно для того, чтобы обеспечить их сырьем для производства биоэтанола. Его поддержал представитель Российского Зернового союза. "Он подробно рассказал, почему у американцев всей их кукурузы не хватит для достижения заявляемых целей по наращиванию производства биоэтанола, зато в нашей стране резервы в этой области огромны. Площадь посевных под зерновым сократилась с 75 млн га в советское время до около 45 млн га сейчас. За счет повышения урожайности даже на этих площадях можно повысить сбор с 80 до 100 миллионов тонн зерна в год. Если снова начать использовать хотя бы часть залежных земель то будущее российского биотопливного сектора выглядит еще более великолепным. Особенно перспективным будет использование российской ржи, которая может потеснить на мировом биоэтанольном рынке американскую кукурузу, - рассказал Григорьев. - Однако представители инжиниринговых компаний сказали, что для развития российского биоэтанольного сектора надо ориентироваться не на существующие древние спиртозаводы с никуда не годными экономическими и экологическими показателями, а на новые и эффективные прозводства. По их подсчетам, себестоимость производства биоэтанола в России на современном оборудовании будет в полтора раза ниже, чем в Германии за счет более низкой стоимости сырья и энергии".

"При этом надо самое серьезное внимание уделять проблемам экологии, прежде всего - очистке сточных вод и образующейся спиртовой барды, - подчеркнул Григорьев. - Из 10 миллионов тонн этого вещества, в настоящее время образующегося на российских спиртовых заводах на переработку идет 2,5 миллиона тонн. Куда девается остальное - из докладов было не понятно. Но можно представить. Однако и эта проблема замечательно решается. Оказывается, современный спиртовый завод мощностью 70 тысяч тонн продукции может за счет сжигания органических отходов полностью обеспечить свои потребности не только в тепле и паре, но и даже и в электроэнергии".

Производство биоэтанола потенциально может стать одним из локомотивов экономики России, отметил Григорьев. "Развитие российского биоэтанольного сектора откроет для российского сельского хозяйства новые огромные рынки сбыта. Использование биотоплива решит проблему снабжения горючим селького хозяйства. Оно повысит надежность общенациональной системы обеспечения топливом, которая сейчас слишком зависит от работы всего лишь нескольких магистральных нефтепроводов. На селе могут быть созданы десятки тысяч новых рабочих мест, в местную экономику потекут инвестиции и налоги", - сказал он.

По его словам, уже сегодня российский автотранспорт может начинать переходить на использование технологии flex-fuel: "Нормативная база для добавления до 5% этилового спирта в бензин в России уже создана. Для автомобилей "ВАЗ" после того, что в них заливается, особенно в сельской местности, добавка 5% этанола будет нипочем. Сейчас все крупнейшие автомобильные компании мира - "Toyota", "Mitsubishi", "Nissan", "Mazda", "BMW", "Daimler Chrysler", "Volkswagen", "Renault", "Ford", "General Motors" и другие допускают использование горючего с добавлением до 10% этилового спирта. Не против такого бензина даже "Jaguar" с "Porsche". Правда "Ferrari" пока рекомендует воздерживаться от бензина с добавлением этилового спирта. Но это как-нибудь можно будет пережить".

Как рассказал Алексей Григорьев, выступавшие на конгрессе представители солидных международных торговых компаний сообщили, что они готовы уже сейчас покупать российский биоэтанол по конкурентоспособной цене. "Однако, - заметил он, - с ценой и есть большие проблемы. Причем не естественные, а искусственно созданные. В 2006 году российские законодатели ввели новые ставки акциза на этиловый спирт и содержащие его жидкости. Топливной биоэтанол и бензин с добавкой этилового сприта попали под акцизное обложение, и ставки акцизов делают экономически бессмысленными как поставки российского топливного биоэтанола на экспорт, так и использование его внутри страны. Единственный сколько-нибудь дееспособный вариант - переработка биоэтанола в другие вещества, не попадающие под акцизы, например этилтретбутиловый эфир (ЭТБЭ). Но какое сельскохозяйственное производство может позволить себе иметь еще и целый химический завод?"

"В инжиниринговых компаниях лежат десятки заявок с предложениями рассмотреть возможность строительства биоэтанольных заводов, - подчеркнул он. - Но с самого начала ясно, что при существующей системе акцизов они будут убыточны. Российские аграрии продолжают думать как бы им вырваться из удавки низких цен на производимое ими зерно и высоких - на необходимое им горючее. Но выхода пока не видно. Различного рода чиновники уже многократно обещали и заявляли о необходимости решения проблемы акцизов на топливной биоэтанол, но пока ничего не меняется.

Сейчас в связи с совершенствованием бюджетного процесса, рассматриваются его параметры не на один, как было ранее, а на целых три года с 2008 по 2010 год. Если в ближайшие месяцы российские законодатели все-таки не решатся внести изменения в акцизную политику, которые позволит российскому биоэтанольному сектору начать подниматься с колен, про будущее перспективнейшего направления российской экономики придется забыть. Равно как и про "развитие" российского сельского хозяйства в условиях сверхвысоких цен на горючее, и про решение проблемы продовольственной безопасности и независимости".

"А за планы Евросоюза по расширению использования биоэтанола можно не беспокоиться. Расположенные гораздо дальше от Европы, чем Россиия, бразильские, американские, малайские, индонезийские компании с большим удовольствием займут этот рынок", - заметил Алексей Григорьев.