Настоятель храм Покрова Пресвятой Богородицы поселке Нижняя Ореанда, преподаватель Симферопольской духовной семинарии, член комиссии по канонизации святых Русской Православной Церкви протоиерей Николай Доненко дал интервью корреспонденту ИА REGNUM.

ИА REGNUM: Ситуация в религиозной сфере на Украине выглядит не менее запутанной, чем в политической. Есть разные патриархаты, автокефальная церковь, которые находятся в сложных отношениях... Как бы вы эти отношения охарактеризовали?

История и реальность такие, какие они есть. Нельзя мнение, даже очень возвышенное и одухотворенное, противопоставлять факту, брутальному и низкому. Действительно, факты исторической, политической, социально-культурной и религиозной жизни на Украине брутальные, низкие и некачественные, но это факты. И эти факты мы должны осмыслять, даже если они выходят за формат нашего привычного оседлого бытия, за пределы нашего представления о норме, этике и духовности.

Собственно говоря, на Украине мы видим глобальную деструкцию. Религиозный мир, мир церкви более чувствителен ко всем социальным, культурным и политическим реалиям и отзывается на них раньше. Как результат мы видим, как треснуло украинское каноническое сознание и канонически бессовестные люди устроили раскол, который возглавил Филарет. Если рассуждать парадоксально, то это в некотором роде благо. Филарет сейчас создаёт некий отстойник, куда все безнравственные, бессовестные, религиозно неустойчивые люди ради карьеры, ради денег, удобств, а - как вариант - просто сбегая от каких-то наказаний за определённые нарушения церковной дисциплины, уходят, прикрываясь национальной риторикой. Они подтверждают давно высказанную мысль о том, что патриотизм - это последнее прибежище негодяев. Имеется в виду, что чем больше негодяй, тем тщательнее он должен подобрать высокий уровень ниши для своего убежища и сопроводить это каким-то политическим и общественно-культурным жестом.

Пафос религиозного раскола на Украине, в первую очередь филаретовского как наиболее масштабного, это пафос древнего согрешения, когда национальный вопрос ставится выше Христа, национальная сознательность ставится вообще превыше всего. Это некий этноцентризм, который является по своей сути для Украины бесконечным тупиком, бесконечными отсветами, интерпретациями, переделами и разборами. Вот что происходит с Филаретом. Есть национальная душа, если рассуждать с точки зрения национального мыслящего украинца. Есть национальная целостность - великая Украина, и её душа, которая подвергается ещё одной трещине - часть народа, часть территории, часть культурной элиты отламывается в никуда - не становится католиками, но не остаётся православными. Образуется что-то. Если брать Галицию - то здесь вообще парадоксальный момент, в религиозном смысле жертва начинает любить свого палача, что, по сути, глубокое извращенное явление, которое надо досконально разбирать в историко-культурном плане. С расколами XX века по целостности и национальному самосознанию Украины был нанесен ещё ряд ударов. Филарет оказывается вне церкви по определению - ни один патриарх мира его не может признать. И политическая риторика, ссылки на исторические прецеденты здесь неуместны, так как была воля грехов, воля к неправде и разъединению. Это колоссальная трагедия Украины и то же время свидетельство наихудшего из возможных выборов украинского самосознания в определённых референтных группах. И эта тенденция обозначает ещё одну линию раскола на лице Украины, ещё один разрыв на национальной душе, которых и так критически много. В своё время Филарет утверждал, что на Украине нет православной церкви, и был одним из ярких, блистательных и весьма поощряемых органами безопасности гонителем всего того, что он сейчас возглавляет. Это временное недоразумение и своего рода эмоциональный саботаж. Такие вещи, которые, как правило, уходят вместе с возглавителем - умирает организатор раскола и упраздняется сама идея.

ИА REGNUM: Постороннему наблюдателю может показаться, что у людей, живущих на западе и востоке Украины, совсем разное отношение к религии. В частности, на западе села пустеют во время воскресных богослужений, а на востоке церковь не пользуется таким спросом....

Если человек на западе Украины не придёт в церковь - у него будут очень серьёзные неприятности. "Ты что, коммунист, подлюка?", - примерно такой будет реакция местного населения. Это синдром Польши - если ты поляк, ты должен ходить в костёл, иначе ты не поляк. Это слияние религиозного и национального в одно целое как политическая доминанта. Проецируя это на Украину - если ты "свидомый" украинец, ты должен быть униатом. Если ты менее "свидомый" - ты можешь быть католиком, если ты свой, но с большими предубеждениями - то ты "филаретовец", а если ты запроданец, москаль, человек, достойный всякого презрения и даже физического уничтожения - ты православный, хотя этнически, культурно ты можешь оставаться украинцем.

Пластика религиозности "западенца" совсем иная, чем пластика религиозности человека с "восточной Украины". Мы - представители великой восточно-христианской цивилизации, куда помещаются и Архангельск, и Эфиопия, и армянско-грузинский мир, и румынский, и сербский, и русский, и украинский. Это модель византийско-славянского образца, некая цивилизация, в статусе и реальности которой многие западные достаточно нетерпимые люди отказывают. Мы - законные наследники Византийской империи, которая стоит на реальности великого римского мира и библейского откровения, и мы - законные наследники Российской империи в вопросах трансляции опыта, духа, знания и прочего. Мы в этом смысле абсолютно "законнорожденные", мы не есть дитя асфальта, мы не те, кто нуждается в статусе.

Галиция - это представитель совершенно иной цивилизационной модели. Это католический мир, который тяготеет к Польше и Риму, который находится в оппозиции к Москве и Константинополю, как цивилизационно и культурно, так и религиозно и политически. Это древняя, осознанная, устойчивая и совершенно неотвратимая оппозиция. Это разные модели и принципиально разные подходы и, конечно же, пластика и мироощущение, внутренний строй молящегося человека на восточной Украине серьёзный образом отличается от модели человека с западного края страны.

ИА REGNUM: Линии раскола на Украине идут не только по религиозному вопросу, но и по целому ряду других принципиальнейших жизненных позиций. Как в этой ситуации сохранить страну и стоит ли вообще бороться за её целостность?

Ответ очень простой. Да, действительно, Грузия может быть целостной - с Абхазией, Аджарией и так далее, но тогда, когда она сама находится в империи. Сама по себе Грузия не способна удержать свои провинции. Дело в том, что империя - это не только политическая сила, не только военная сила, это некая духовная сила и некая правда, которая выходит далеко за пределы отдельного народа и свой опыт духовный, молитвенный, богообщения, внутренней правды, устройства жизни транслирует окружающим народам. В империю другие народы входят не только потому, что они оказались слабее кого-то, но здесь есть духовная и культурная измеряющая, когда народы могут сосуществовать, находить неповторимый механизм в творческом, благодатном и этнически перспективном диалоге. Украина может быть целостной, органически целостной, если она находится в империи. Леонид Кучма, как бы кто к нему не относился, был последним человеком, который ещё мог возглавлять восточную и западную Украину. В некотором роде он ещё советский человек, он воспользовался той инерцией имперотворчества, которая помогала держать то, что удержать невозможно в принципе. Когда появляется уже новый этап, появляются представители политической элиты, которые отождествляют себя с одним регионом и на него опираются экономически, политически, психологически и культурно, пытаясь осуществить свою парадигму, получается линия разлома. Вместе с тем, нельзя говорить в контексте этого, что страна должна распадаться.

ИА REGNUM: Может ли стать выходом из сложившейся ситуации федеральная модель устройства Украины?

О какой федеральной модели на Украине всерьёз можно говорить, когда в стране полный бардак?! И правовой, и силовой, и экономический... Кто будет контролировать механизмы реализации перехода к федеральной модели? В условиях, когда на Украине накопилось довольно много неснимаемых противоречий, это должна быть серьёзная сила. А разговоры о том, что вырастет новая политическая элита, которая будет способна на такие шаги - это тоже не более, чем легенды. Уже выросла такая элита, мы видим её цену. Это просто риторический приём, когда дистанцируется проблема на некоторый временной отрезок в ожидании, что что-то принципиально должно измениться. Пока поколение вырастет - страна умрёт, экономика умрёт. Сейчас уже экономика Украины неизвестно где находится, точка падения не зафиксирована в силу того, что процесс падения ещё продолжается.

ИА REGNUM: Какая судьба, в контексте вышеизложенных размышлений, может ожидать Крым?

Крым - это уникальная по определению территория. Если современная Грузия - это территория жизненных интересов Америки, то почему Крым не является зоной интереса...буду неожиданным....крымчан? Сегодня мы как раз и сталкиваемся с тем. Что Крым - это зона интересов кого угодно, но не тех, кто здесь живёт. Понятно, что в перспективе Крым будет передан заинтересованным лицам - наиболее сильным и наиболее крупным. Конечно же, здесь будет резня, конечно же, здесь будет реализован "косовский сценарий" для зачисток, чтобы сломать сопротивление. Возможно, здесь даже будет подожжена одна мечеть, чтобы показать, что авторитарное коммунистическое большинство с тяжёлым советским наследием не справилось со своими животными инстинктами и поступило нехорошо, за что и было строго наказано.

Неважно, что разбомбили, например, Ирак, а важно, что туда принесли демократию. Эта демократия известна нам по фактам, которые можно наблюдать в новостях - столько-то взрывов, смертей, религиозных войн и вообще - невозможно жить. Это и есть принесенная демократия. В Крыму будет разыграна крымско-татарская карта так же, как она была разыграна на Северном Кавказе, и в Косово. Вначале народность заселяют, как это сделал Броз Тито, потом их оказывается какое-то количество, потом они говорят от лица коренного населения... Обратите внимание, что депортированным татарам оказывается всевозможная помощь из всевозможных мировых фондов, а также из бюджета украинского государства, то украинцам из западных областей страны, которые были депортированы, и формы, методы депортации не слишком отличались от применённых к татарам, вообще никакая помощь не оказывается. Видимо, можно сделать вывод, что украинцы на Украине не являются коренным населением, или по крайней мере, можно заключить, что все народы в этой стране равны, но есть ровнее других - крымские татары. Вместе с тем, если пристально посмотреть на татар - они выглядят трагически. Они всё время ерепенятся и хотят дотянуться до реноме сколь-нибудь серьёзного народа, но не имеют для этого ни опыта, ни сил, ни энергетики. В конце концов, Оттоманская империя их в своё время кинула, Гитлер, с которым они активно сотрудничали, также их кинул, коммунисты, которые поддерживали и взращивали татарский фактор, тоже их кинули и депортировали. Сейчас они близки к тому, что их опять каким-нибудь своеобразным способом "кинут". Надо понимать, что это просто некий инструмент, с помощью которого открываются южные границы славянского мира, но это не есть самоценный интерес мировых держав. Просто технический материал, как албанцы....