"Рецепты развития"

(Татьяна Антипьева, "Краевой вестник", 19.10.2007)

Национальные проекты дали толчок к развитию важнейших сфер жизни общества. В совокупности с краевыми инициативами они предоставили возможность активным территориям совершить переход на более высокий социально-экономический уровень. Один из подобных примеров - Лесосибирск. Первый заместитель губернатора края Александр Новак посетил этот северный город и убедился: когда навстречу краевым и федеральным проектам идут местные власти, развитие территории идет в несколько раз быстрее.

Стратегически важный обход

Первый пункт визита первого заместителя губернатора - осмотр строящейся объездной дороги. Необходимость в ее возведении возникла давно. До сих пор Лесосибирск остается единственным крупным городом края, не имеющим обхода. На протяжении 28 километров транзитный транспорт следует по центральным улицам. На сегодня интенсивность движения в городе составляет более 1800 автомобилей в сутки.

Во время осмотра Сергей Портнягин, генеральный директор компании-подрядчика, сообщил вице-губернатору, что работы на объекте начались около 2 недель назад. В этом году будут освоены 37 с половиной миллионов рублей. Строительство предполагается вести в два этапа. Машины на первом участке объездной дороги планируется запустить уже к 1 октября 2008 года. Затем подрядчик приступит к возведению второго пускового комплекса: построит мост через реку Маклаковку, а также 5,3 километра трассы. В общей сложности на реализацию проекта будут потрачены около 380 миллионов рублей. После ввода объездной дороги движение в городе удастся разгрузить в 3-4 раза.

"В целом этот проект важен не только для Лесосибирска, но и для всех северных территорий, в том числе и тех, что участвуют в реализации инвестиционных проектов в зоне Нижнего Приангарья", - отметил первый заместитель губернатора в заключение осмотра.

Ремонт по трем фронтам

Основной целью рабочей поездки Александра Новака в Лесосибирск было оценить, как здесь реализуется национальный проект "Здоровье". Первый заместитель губернатора посетил три объекта системы городского здравоохранения. В июле после капитального ремонта открылось детское отделение центральной городской больницы. Заведующая отделением Татьяна Илькова провела гостей по свежевыкрашенным коридорам и палатам с нескрываемым удовольствием. "Отделение открылось еще в 1978 году на втором этаже административного корпуса больницы, и капитального ремонта до сих пор тут не проводилось. Работы начались в феврале, и уже в июле мы смогли принять наших маленьких пациентов в новых условиях", - рассказала она первому заместителю губернатора края.

На ремонт было потрачено 12 миллионов рублей: 10 миллионов - из краевого и 2 - из местного бюджета. На эти средства была проведена замена отопления, канализации, водоснабжения и систем вентиляции во всем здании больницы. В детском отделении сделан ремонт, для маленьких пациентов приобретена мебель, новые матрацы, подушки и постельное белье. Следующий пункт осмотра - родильное отделение ЦГБ. Его открыли после ремонта еще в прошлом году, а до этого, по словам заведующей Татьяны Вирц, отделение не ремонтировали более двух десятков лет. В 2006 году на то, чтобы привести помещение роддома в порядок, был потрачен почти 21 миллион рублей, из них средства краевого бюджета - около 7 миллионов рублей, остальные деньги изыскал местный бюджет. Татьяна Вирц сообщила, что в этом году на средства родовых сертификатов поставлено оборудования на сумму более полутора миллиона рублей. Татьяна Борисовна указала на радующую статистику: за девять месяцев этого года в отделении принято уже 755 родов, в то время как за тот же период прошлого года было принято только 588 родов. "В этом году на свет уже появилось столько же детей, как за весь 2003 год", - рассказала заведующая отделением. Александра Новака и других гостей провели по нескольким палатам, продемонстрировали современное оборудование. В одной из палат первый заместитель губернатора подарил по большому букету цветов трем роженицам. Молодые мамы были немного смущены таким вниманием, но цветам очень обрадовались.

Государственный приоритет

Ситуации в системе здравоохранения и реализации национального проекта "Здоровье" в Лесосибирске было посвящено совещание, в котором приняли участие руководители всех медицинских учреждений города. Помимо первого заместителя губернатора края, на совещании присутствовал руководитель агентства здравоохранения администрации края Егор Корчагин. Он сообщил, что проект "Здоровье" дал всей системе здравоохранения толчок к развитию.

"Впервые за долгие годы государство обратило особое внимание на развитие первичной медико-санитарной помощи, на профилактическое направление, - отметил он. - Чтобы создать качественную систему первичного звена, необходимо привести в порядок материальную базу и обеспечить учреждения необходимым количеством врачей, подготовленных с точки зрения современных технологий оказания помощи".

Для решения задачи из федерального и краевого бюджетов выделены немалые средства. Теперь можно говорить и о первых результатах. Если на 1 января 2006 года укомплектованность работниками первичного звена составляла около 55 процентов, то сегодня она уже 90 процентов, привел цифры Егор Корчагин.

В Лесосибирске по педиатрической службе этот показатель равен 100 процентам, по терапевтической службе - 95 процентам. По оценке руководителя агентства здравоохранения, это достаточно высокие показатели. Заместитель главы администрации Виктор Тоскаев рассказал о нескольких мероприятиях, которые позволили добиться таких результатов.

"Мы ввели в эксплуатацию 10-квартирный дом, где проживают молодые специалисты. Всего за период с декабря 2005 по октябрь 2007 года сотрудникам здравоохранения предоставлены 16 квартир и 9 комнат в малосемейных общежитиях. Произведена перегруппировка кадров, в поликлиническую сеть направлены 10 терапевтов, из них треть - молодые специалисты. На 1 октября 2007 года на территории функционируют 29 терапевтических и 18 педиатрических участков. Укомплектованность терапевтами составляет 90,6 процента, педиатрами - 100 процентов", - отчитался он.

Второй год в рамках национального проекта и краевых программ в медицинские учреждения поставляется лечебно-диагностическое оборудование. Благодаря работе в этих направлениях удалось снизить очередность при обследовании. Кроме того, ожидание результатов лабораторных обследований сокращено с 15 до 4-5 дней.

Средства, получаемые от родовых сертификатов, позволяют приобретать оборудование, витамины и железосодержащие препараты для беременных, а также поднимать зарплату сотрудникам, занятым в реализации программы родовых сертификатов. Так, их зарплата в целом по краю увеличилась на 33 процента, на 16-17 процентов стала выше зарплата сотрудников женских консультаций. В целом по ряду показателей реализации нацпроекта Лесосибирск выглядит более выигрышно, чем остальные муниципальные образования края. Так, например, в 2007 году количество абортов в городе снизилось с 33 на 1 тысячу женщин до 31, что значительно ниже общекраевого показателя. За последние 12 лет не было зарегистрировано ни одного случая материнской смертности. Безусловно, на территории есть и нерешенные проблемы. Так, Лесосибирск отстает от плана по диспансеризации работников бюджетной сферы. Это происходит по ряду причин: не все руководители идут навстречу и отпускают сотрудников в больницы, часть пациентов прошли обследование в конце прошлого года, и срок очередного планового посещения врачей для них определен на конец года текущего. Александр Новак потребовал обратить особое внимание на этот вопрос. На совещании также говорилось и о строительстве перехода между отделениями центральной городской больницы и лабораторным комплексом.

Подводя итог совещания, первый заместитель губернатора края заявил, что в целом ситуацию в системе здравоохранения Лесосибирска он оценивает как вполне удовлетворительную.

"Ни дать, ни взять"

(Василий Ильин, "Известия-Красноярск", 19.10.2007)

Власти намерены привлечь к борьбе с коррупцией простых граждан.

По оценкам экспертов, коррупция в Красноярском крае становится все более распространенным явлением. Причем наблюдается не только количественный, но и качественный рост. По мнению специалистов, эффективно бороться с этим явлением можно только всем миром. Поэтому одним из выбранных методов стало проведение общественных слушаний, на которых депутаты, чиновники и правоохранители должны скоординировать свои действия и выработать общую стратегию. Однако едва ли не главную роль в противодействии коррупции власти отводят простым гражданам - именно с помощью общественности можно добиться приемлемого результата, считают наверху.

Первое подобное мероприятие состоялось 16 октября. Главным его итогом стало решение о принятии уже в нынешнем году таких документов, как закон о противодействии коррупции и целевая антикоррупционная программа. В то же время, по словам заместителя губернатора Александра Новака, кое-что сделано уже сейчас.

- В первую очередь это закон о межбюджетных отношениях, до его принятия выделение средств территориям носило субъективный характер. То есть главам районов и городов приходилось ездить в столицу региона, чтобы обосновать свои запросы. Сейчас объемы финансирования нужд территорий рассчитываются по единой формуле. Наш опыт был одобрен Минфином и рекомендован другим регионам, - пояснил замгубернатора.

Кроме того, Александр Новак указал на эффективность таких мер, как создание в крае казначейства, введение независимой экспертизы краевых законопроектов, активное использование системы госзаказа, а также изменение системы найма госслужащих в администрации края. Сейчас в чиновники набирают по результатам конкурсных процедур, что, по словам вице-губернатора, позволяет исключить блат и кумовство. Однако, по словам Новака, назвать исчерпывающими эти меры все-таки нельзя. Власти намерены в скором времени ввести на территории региона единые стандарты в сфере оказания населению услуг госорганами.

- В этом случае работа чиновников будет строго регламентирована, что позволит исключить проявления коррупции. Помимо этого, в регионе будет активно внедряться принцип "единого окна", который призван искоренить бюрократическую волокиту. К решению проблемы нужно активно привлекать и самые широкие слои общества, для этого в скором времени в структурах исполнительной власти появится больше "телефонов доверия", - отметил Александр Новак.

Активного участия простых граждан в выявлении коррупционеров хотят добиться также правоохранительные и надзорные органы. В прокуратуре считают, что проблема коррупции остается для региона наиболее актуальной. Если в 2006 году по фактам должностных нарушений к уголовной ответственности было привлечено 68 человек, то с начала 2007 года уголовные дела возбуждены в отношении 53 лиц. Из них 20 чиновников обвиняются в получении взятки. Среди наиболее распространенных нарушений, допускаемых чиновниками, также присутствует использование подложных документов об образовании при устройстве на высокую должность. Основные сферы деятельности распространения коррупции - землепользование, использование объектов муниципальной собственности и распоряжение покупкой госимущества.

В то же время в правоохранительных и надзорных органах коррупция также распространена достаточно широко, поэтому некоторые эксперты сомневаются в эффективности борьбы. По словам депутата ЗС края, известной красноярской журналистки Марины Добровольской, коррупция растет катастрофически угрожающими темпами.

- Я занимаюсь этой проблемой с 1991 года, тогда каждый такой случай рассматривался как ЧП, сейчас же взятка стала обыденностью. Самое ужасное - взятки "переместились" из судов в милицию и прокуратуру, то есть теперь преступники даже не доходят до суда. Что касается роста объема средней взятки, то здесь идет перераспределение. По подсчетам специалистов, дать взятку у нас может все меньше и меньше людей, поэтому состоятельные граждане фактически вынуждены платить "за себя и за того парня", ведь коррупционеры уже привыкли к уровню своих доходов, - пояснила "Известиям" Марина Добровольская.

"Водка с молотка"

(Нонна Гончаренко, "Коммерсант", 19.10.2007)

"Канский ликеро-водочный завод" выставят на торги.

Имущество "Канского ликеро-водочного завода" (Канск, Красноярский край), который проходит процедуру банкротства, будет продано на открытых торгах. Как сообщил советник губернатора Красноярского края Валерий Анохин, будущий собственник предприятия сможет претендовать на получение налоговых льгот, и покупкой завода-банкрота уже заинтересовались "крупные инвесторы". Впрочем, потенциальные покупатели к приобретению Канского ЛВЗ пока интереса не проявляют.

О продаже имущества ОАО "Канский ликеро-водочный завод" (КЛВЗ) сообщил вчера советник губернатора Красноярского края, президент "Енисейской алкогольной ассоциации" Валерий Анохин. По его данным, стартовая цена на имущество завода-банкрота составит около 45 млн руб., этот актив будет реализован на открытых торгах. "Некоторые крупные инвесторы уже проявили интерес к предприятию. Мы в свою очередь предоставим новому собственнику различные льготы, в частности по налогам", - пообещал господин Анохин. Кто именно интересуется покупкой красноярского завода-банкрота, Валерий Анохин сообщить отказался.

Ъ "Канский ликеро-водочный завод" был основан в 1904 году на базе Канского казенного очистительного склада. Основным акционером предприятия является государство (51% акций находится в оперативном управлении ФГУП "Росспиртпром"). Мощность производства - до 600 тыс. дал алкогольной продукции в год. Производство на заводе остановлено из-за недостатка оборотных средств в 2005 году, конкурсное управление введено в июле 2006 года. Основные кредиторы - ОАО "Ярбанк" и Министерство по налогам и сборам РФ. Совокупная кредиторская задолженность - 143 млн руб.

В "Росспиртпроме" известие о продаже КЛВЗ встретили спокойно. "Сейчас мы не контролируем это производство, раньше мы управляли заводом, теперь - нет, поскольку на заводе введена процедура банкротства", - заметил пресс-секретарь "Росспиртпрома" Дмитрий Добров. По его словам, "Росспиртпром" не был заинтересован в банкротстве КЛВЗ, но, "возможно, допустил ошибки в управлении заводом". "Сегодня мы заинтересованы в том, чтобы предприятие работало", - резюмировал господин Добров.

Средства от продажи имущества красноярского завода пойдут на погашение кредиторской задолженности. "Реестровые, текущие долги гасятся за счет имущества должника, которое распределяется пропорционально размеру долга. То есть сумма долга будет распределена между кредиторами. Сколько будет средств выручено на торгах, те и отдадим", - сказал конкурсный управляющий ОАО "Канский ликеро-водочный завод" Павел Фоменко.

По оценке экспертов, покупкой КЛВЗ могут заинтересоваться крупные производители алкоголя. "Такими инвесторами могут стать группа компаний "Русский алкоголь", которая купила завод в Твери и строит завод в Новосибирске. Или, например, "Синергия", которая приобрела за два года семь алкогольных заводов", - предположил директор департамента внешних связей "Союза участников алкогольного рынка" Вадим Дробиз. Впрочем, сами потенциальные инвесторы к приобретению Канского ЛВЗ пока интереса не проявляют. По словам начальника отдела по связям с общественностью группы компаний (ГК) "Русский алкоголь" (Москва, в прошлом году заводы ГК выпустили более 8 млн дал водки. - "Ъ") Александра Коровки, ГК не планирует приобретать "Канский ликеро-водочный завод". "У нас есть планы по расширению производства, но они будут реализованы за счет завода, который мы достраиваем в Новосибирске. Он будет запущен в первом квартале следующего года. Поэтому интереса к красноярскому предприятию у нас пока нет", - заметил господин Коровка. Пиар-директор группы компаний "Синергия" (Москва, объединяет семь ликеро-водочных и один спиртовой завод, а также предприятия пищевой промышленности) Прохор Малютин сообщил, что "о возможном приобретении ОАО КЛВЗ "говорить пока рано".

Местных производителей алкоголя перспективы возобновления производства на КЛВЗ не тревожат. "Мы давно работаем в регионе, девять лет. Нет разницы, одним конкурентом больше или меньше. Преимущественно мы конкурируем с российскими и зарубежными брэндами, а не с местными", - заметил председатель совета директоров ОАО "Шушенская марка" (Красноярск, в этом году предприятие выпустило около 600 тыс. дал алкогольной продукции. - "Ъ") Виктор Иванов.

По прогнозу аналитиков, ажиотажного спроса на имущество красноярского завода не будет. "Нет уверенности в том, что на этом предприятии реально выпускать известные алкогольные брэнды. Требуется соответствующее позиционирование, реклама и продвижение продукции. Это огромные инвестиции, которые оцениваются миллионами долларов. На фоне возможной консолидации спиртовой промышленности под крылом государства привлечь серьезных инвесторов в регион практически невозможно", - считает аналитик ИК "Антанта-Капитал" Андрей Верхоланцев.

Как сообщил Валерий Анохин, тендер по продаже имущества ОАО "Канский ликеро-водочный завод" пройдет в начале следующего года.

"Власти усиливают контроль в сфере продовольственной безопасности"

(Анна Владимирова, "Известия-Красноярск", 19.10.2007)

Конец сентября 2007 года ознаменовался шквалом сообщений о росте цен на продукты питания в регионах России. В "среднем по больнице" цены на корзину продовольственных товаров в сентябре повысились на 1%, а без учета плодоовощной продукции - на 2,2%. Лидерами роста цен стали подсолнечное масло, сыр и молоко, стоимость которых буквально взлетела под небеса. Разумеется, не отстает хлеб и хлебобулочные изделия. В некоторых регионах заметно подорожали яйца. Мясо выросло на 20-30%. При этом ситуация в Красноярском крае на общем фоне выглядит достаточно стабильной. Специалисты утверждают, что динамика роста цен в нашем регионе одна из самых низких.

Рост цен на базовые продукты увеличивает стоимость продуктов переработки. Хороший пример - молоко. Оно подорожало на 30-40%. А сливочное масло - на все 60-70%, творог - на 30-50%, сметана - более чем на 60%. Стоимость сыра подскочила на 70%. То же наблюдаем и в случае с мясом, хлебом: если сырье дорожает на 30%, то продукты из мяса, готовые к употреблению (колбаса, например), которые мы покупаем в магазине, - уже на 50-60. И так далее.

Что же случилось? По мнению экономистов, причин несколько. Первая - неурожай. В этом году катастрофическая ситуация с подсолнечными семечками. И случилось это тогда, когда произошел запуск нескольких новых заводов. Плохой урожай и необходимость покрывать издержки и заставляет производителей резко поднимать цены.

С мясом - вообще беда в стране. Россия производит меньше 40% этого продукта и полностью зависит от мировых цен на данную продукцию. А они и вообще ситуация с продовольствием в мире неутешительны - мировые цены на зерно, в особенности на пшеницу и кукурузу, достигли наивысшего уровня за десятилетие.

Заметно снизились урожаи в Канаде и США, государствах Европейского союза. Неурожай кукурузы, собственно, и запускает всю цепочку - рост цены на фураж, и далее - мясо, молоко, продукты их переработки. И хотя в России-то как раз в этом году урожай зерновых отличный, практически несуществующему стаду отечественного крупного рогатого скота от этого факта толку мало. Потому что голодают коровки Бразилии, мясом которых нам питаться привычнее.

Еще одна причина роста цен на продукты в мире - спрос превышает предложение. Индия и Китай, где проживает треть населения планеты, неожиданно стали крупными импортерами сельскохозяйственной продукции. Как только человек зарабатывает больше, чем на чашку риса в день, он начинает есть мясо.

Вот как комментирует создавшуюся ситуацию министр сельского хозяйства РФ Алексей Гордеев:

- Мои коллеги по министерству придерживались мнения, что стране надо иметь деньги, а продовольствие купим. Теперь деньги есть, но продовольствие мы вынуждены покупать дорогое.

Вывод - продовольственная безопасность важна не только экономически слабым странам. Даже если есть лишние деньги, и они складываются в стабилизационный фонд, развитое и, самое главное, цивилизованное сельское хозяйство - гарантия стабильных цен в магазинах.

Цивилизованное - слово ключевое. Потому что урожай/неурожай и мировая ценовая конъюнктура - понятия объективные. А вот на что мы реально можем повлиять - на модернизацию собственного сельского хозяйства и в особенности - на налаживание здоровых схем сбыта. Пока сельхозпроизводитель вынужден продавать молоко перекупщику, который, в свою очередь, делает с ценой, что ему вздумается, - толку не будет. Рост цен не был бы таким стремительным, если бы им не воспользовались посредники между селом и перерабатывающим заводом.

Так считает спикер Госдумы Борис Грызлов:

- Сами сельскохозяйственные производители свои цены практически не поднимают, а цены поднимают сетевые организации - заготовительные, транспортные и те, которые доводят продукты до прилавка.

Спикер же заявляет, что ситуация требует жесткого контроля, а виновные - наказания. По его мнению, надо усилить контроль за торговыми компаниями, а также рассмотреть вопрос регулирования государственных пошлин на ввоз и вывоз продовольствия. Борис Грызлов подчеркнул, что меры должны быть жесткими и соответствовать сложившейся ситуации. К анализу ситуации должна подключиться Федеральная антимонопольная служба, так как рост цен наблюдается не во всех регионах России, а там, где он произошел, - в один и тот же день.

Кстати, о регионах. Нужно отметить, что Красноярский край на общероссийском фоне держится молодцом. Минимальный набор продуктов сегодня стоит у нас примерно 1 775 руб. Это одна из самых низких цифр в стране. Динамика роста цен - тоже самая низкая. По итогам 9 месяцев 2007 года удорожание товаров и услуг в регионе составило только 5,6%, в целом по РФ - 7,5%. Скромнее СФО цифра только в Бурятии - 5,4%.

Краевые власти уже предприняли меры по сдерживанию роста цен на хлеб. Как минимум до конца текущего года цена на хлеб на территории Красноярского края не будет повышаться, заявил в конце августа заместитель губернатора края Эдхам Акбулатов. Администрации края и Красноярска уже провели необходимые консультации с представителями зерноперерабатывающих предприятий, хлебопекарен и торговых компаний края по вопросу стоимости хлеба. Между этими предприятиями была достигнута договоренность о тесном взаимодействии, решено осуществлять поставки таким образом, чтобы иметь возможность удерживать цены на хлеб на нынешнем уровне.

За стабильную цену на хлеб, конечно же, краевой администрации спасибо. Но ведь очевидно, что это всего лишь частная мера. Министр сельского хозяйства совершенно прав - только решенный вопрос с собственной продовольственной безопасностью и формирование стабильного товаропотока от потребителя к покупателю решит данную проблему. Сегодня это понимают все. В своем недавнем Послании Александр Хлопонин сельскому хозяйству посвятил 15 минут из 40. Очевидно, что ситуацией с ценами на продукты обеспокоены не только пенсионеры. Меры, которые предпринимает для этого краевая и федеральная власть, призваны сгладить последствия роста цен для необеспеченных категорий наших сограждан.

"Юрий Ребров: "Программа поддержки поможет северянам выжить""

(Татьяна Антипьева, "Краевой вестник", 19.10.2007)

После присоединения к Красноярскому краю Эвенкии и Таймыра вновь актуальным стал вопрос о поддержке коренных малочисленных народов Севера. Для решения этой задачи в декабре прошлого года в администрации региона была создана новая структура. О наиболее острых проблемах северян, мерах поддержки населения и о перспективах развития самых холодных территорий края мы беседуем с руководителем агентства по поддержке коренных малочисленных народов Севера администрации Красноярского края Юрием Викторовичем Ребровым.

Ответственность увеличилась

- Юрий Викторович, какая необходимость была в создании новой структуры в администрации края?

- Малочисленные народы Севера всегда получали поддержку от Красноярского края. Ее перестали оказывать, когда отделились Эвенкия и Таймыр. В ней попросту отпала необходимость, потому что на территории субъекта проживало ограниченное число коренных жителей - 1 тысяча 600 представителей народов Севера. После объединения Красноярского края это число увеличилось более чем в 10 раз. Сейчас в объединенном крае уже порядка 16 тысяч коренных северян. По масштабам это сопоставимо с численностью населения муниципального района или небольшого города. Чтобы оказывать им полноценную поддержку, указом губернатора края было создано агентство по поддержке коренных малочисленных народов Севера. Учитывая их самобытность, специфику проблем коренного населения, значительные площади территорий их проживания и хозяйственной деятельности, создание агентства - обоснованный и своевременный шаг.

- Поддержка - достаточно обтекаемое понятие. Какие конкретно цели и задачи поставлены перед агентством?

- Мы разработали краевую целевую программу "Коренные малочисленные народы Севера" на 2008 год. Пока в ней сохраняются все те объемы и формы поддержки, что существовали для Эвенкии, Таймыра и Красноярского края. Например, на Таймыре родовые общины активно развивают традиционный промысел - оленеводство. В местном стаде насчитывается уже порядка 60 тысяч голов. Оленеводам выплачивается субсидия - по 2 тысячи рублей в месяц. В то время как в Эвенкии этим же занимается муниципальное предприятие "Сурендинское". Оно создано в 2002 году, и местное стадо пока не больше 5 тысяч голов.

- Получается, что государство поощряет занятие народным промыслом. Но ведь оленеводы и зарабатывают с помощью этого?

- Нет. Все дело в том, что сейчас многие навыки утрачены, и переработки, по сути, нет. Но это традиционный образ жизни. Если представители малочисленных народов не будут этим заниматься, то попросту вымрут. Долганы, эвенки, ненцы не могут есть, к примеру, свинину, для них это слишком жирное мясо. Поэтому они продолжают заниматься оленеводством. Но, по большому счету, рынков сбыта для их продукции нет. Поэтому нужно решить вопрос с ее переработкой, и одна из наших задач - создать заводы, куда ненцы, долганы и эвенки могли бы сдавать мясо оленей. Затем продукцию можно поставлять в Красноярск или на другие территории. Это тоже своего рода поддержка, благодаря которой северяне получили бы возможность зарабатывать деньги.

Поддержка национального предпринимательства

- Но создание перерабатывающего завода - пока дело будущего. Какие еще формы поддержки, кроме субсидирования оленеводов, существуют в нашем крае?

- Главная задача агентства - обеспечение, сохранение, защита исконной среды обитания, обеспечение самобытного развития коренных малочисленных народов Севера. Однако мы считаем, что неправильно давать деньги охотникам и рыбакам просто так. Это может развить у них иждивенческий подход. Поэтому одно из направлений программы - поддержка национального предпринимательства. Существует и запланирована, в частности, поддержка всех, кто занимается закупкой продукции у коренных малочисленных народов Севера. Предприятие приобретает оленину, куропатку, рыбу не ниже установленной минимальной цены, а потом на каждый килограмм получает субсидию из краевого бюджета. Однако пока таких предпринимателей немного. В Эвенкии существуют всего два подобных муниципальных предприятия. На Таймыре их больше, но там и рынок сбыта шире. Кроме того, на средства краевого бюджета получают образование дети-северяне, оказывается медицинская помощь населению.

- В чем уникальность культуры и быта, созданных народами, населяющими северные территории края?

- Прежде всего для коренного населения природа - это родина. Отсюда его бережное, экологичное отношение к ней, использование ее богатств на по принципу "на наш век хватит", но с учетом будущих поколений. Это в корне отличает местных от пришлого населения, которое перемещается в пространстве, как правило, в поисках выгоды и прибыли, а обработав одну территорию, идет дальше. Коренные же народы - дети и защитники природы, этим пропитаны их культура и быт. На Таймыре и Эвенкии изготавливается сувенирная продукция, местные умельцы плетут изделия из бисера, кожи оленей. Но ремесленники находятся на грани выживания. В какой-то степени это обусловлено тем, что Север отапливается с помощью дизель-генераторов. О каких промыслах и ремеслах может идти речь, если для этого всего нужен свет, а один киловатт стоит 19 рублей?

Не так давно полномочный представитель президента России в СФО Анатолий Квашнин побывал на Таймыре. Во время его визита вопрос об обеспечении местного населения более дешевой электроэнергией опять зазвучал на высоком уровне. Проблема еще и в отсутствии лидеров. Мы можем поддерживать родовые общины, перечислять им какие угодно субсидии, но пока в них нет лидеров, они не смогут развиваться самостоятельно.

Остановить исчезновение

- Какие еще проблемы характерны для коренных северян? Они присущи только тем народам, которые проживают на территории нашего края, или есть нечто схожее с остальными территориями страны, где проживают малочисленные народы?

- Большая проблема - уровень образования. Недавно был в поселке, где дизелистом работает парень, окончивший только три класса местной школы. Но ведь, чтобы грамотно обслуживать генератор, ему нужно знать правила техники безопасности, правила его эксплуатации и ремонта... Другой пример: глава поселения, не умеющий как следует читать и писать. Те проблемы, которые я назвал - отсутствие рынков сбыта для продукции традиционных промыслов, дорогая электроэнергия, низкое качество образования, - общие для всех малочисленных народов, проживающих в Сибири. Не так давно в Иркутске проходил координационный совет при полномочном представителе президента для всех специалистов, занимающихся этим направлением в сибирских регионах. Разговоры шли об одном и том же. Никто не выделяется ни в лучшую, ни в худшую сторону.

- Региональная программа поддержки коренных малочисленных народов Севера существует. Есть ли аналогичный вариант на федеральном уровне? В чем отличия одной программы от другой? Как они соотносятся между собой, не происходит ли дублирование?

- Да, постановлением правительства в 2007 году утверждена программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2015 года". Дублирования не происходит. В федеральной программе в основном средства выделяются на строительство. Так, за счет федерального бюджета строятся в последние годы музей, жилой дом на Таймыре, коррекционная школа в Туре, общеобразовательная школа в Ванаваре... В ближайшей перспективе - строительство факторий за счет бюджета Федерации. Задумка такова: оленевод будет приезжать в факторию, сдавать мясо или шкуру оленя, рыбу, дичь, шкурки пушных зверей, тут же заходить в магазин, приобретать что-то нужное для хозяйства или продукты питания. Необходимость их создания бесспорна: территории проживания коренных малочисленных народов Севера - огромны, и зачастую приехать в административный центр района оленеводу и обходится слишком дорого, и невозможно по погодным условиям. Программа по возведению факторий начнет реализовываться в 2009 году.

- Истории интеграции малочисленных народов в материковое общество сотни лет. За это время их судьба двигалась по пути регресса, они теряли и теряют самобытность, навыки существования в условиях Севера, теряют в численности... Может, следует просто оставить их в покое?

- Мы живем в 21-м веке и активно заходим на все более отдаленные от центра территории. Если бы мы не осваивали Севера для своих целей, был бы другой разговор. Сегодня, к примеру, начинается освоение Ванкорского месторождения. Это значит, что миграция оленей будет нарушена, они в этом месте больше пастись не будут. О возможных последствиях можно судить, основываясь на примерах. Так, после возведения Байкало-Амурской магистрали на местах традиционных пастбищ перестали бывать олени, и местные жители начали испытывать сложности в связи с этим. В других регионах, где ведется нефтедобыча, при возведении нефтепровода монтируют специальный проход, чтобы олени могли проходить. И большого ущерба традиционным промыслам нет. По-моему, понятно, почему мы должны оказывать поддержку коренным малочисленным народам Севера. Без нее они просто исчезнут с лица земли.