Акция по раздаче "карты русского" в ряде стран СНГ имела своей целью стимулировать российское государство к введению удостоверения соотечественника, о чём говорится ещё в Законе о соотечественниках 1999 года. Об этом заявил 22 июля в интервью корреспонденту ИА REGNUM Новости директор Института русского зарубежья Сергей Пантелеев.

Напомним, как сообщало ИА REGNUM Новости, 21 июля официальный представитель МИД Андрей Нестеренко заявил, что акция фонда "Русские", направленная на распространение в среде российских соотечественников на Украине, в Прибалтике, Молдавии и Казахстане "карты русского", предлагающей определённые льготы для русского населения этих государств со стороны России, является "провокационной". По мнению МИД РФ, данное действие "разделяет соотечественников по национальному и религиозному признаку, сеет в их среде ожидания получения разнообразных льгот, дает возможность известным кругам в странах, где планируется выдавать "карту", обвинить Россию в создании "пятой колонны".

"Думаю, что заявление министерства иностранных дел, назвавшего эту акцию "провокационной", было вполне ожидаемо, - продолжил Пантелеев, - и в нём нет ничего удивительного, поскольку многие вопросы, которые касаются определения статуса соотечественника, естественно, регулируются российским государством. Соответственно, когда принимаются подобные решения, нужно учитывать официальную российскую позицию".

"Я хорошо себе представляю, как возникла идея с картой русского в фонде "Русские", и с самого начала я выступал за то, что сама по себе эта идея очень хороша. Но при этом я достаточно осторожно относился к предлагаемым механизмам её реализации, поскольку понимал, что здесь есть определённые риски - риски, прежде всего, связанные с тем, что многие наши соотечественники могут не совсем адекватно воспринять информацию о том, что карту русского начинают раздавать. Понятно, что многие люди, не получив полного объёма информации, могут подумать, что карта выдаётся на государственном уровне и таким образом решается целый ряд вопросов, связанных с пересечением границ, получением определённого статуса и льгот, как это было заявлено с самого начала. Но в итоге-то оказывается, что пока это исключительно имиджевая поддержка, за которой стоит общественная организация. И неудивительно, что МИД, который относится ко всему этому достаточно осторожно, выступил с подобными комментариями", - отметил Пантелеев.

"С другой стороны, проблема всё равно остаётся. Я знаю, что со стороны фонда "Русские" это, вероятно, воспринималось в качестве своеобразного мягкого нажима на государственные структуры с тем, чтобы стимулировать введение удостоверения соотечественника, по поводу которого ведутся острые дискуссии в ходе внесения изменений и дополнений в существующий Закон о соотечественниках. Обсуждается сама необходимость введения этого удостоверения, поскольку положение о нём в действующем законе 1999 года есть, но ни один соотечественник до сих пор его не получил. И фонд "Русские" таким образом решил, что если он поднимет общественную дискуссию по данному вопросу, то это станет одним из аргументов в пользу принятия этого документа", - сообщил эксперт.

"Но, как мы видим, всегда нужно достаточно взвешенно рассчитывать последствия принятия тех или иных решений. На мой взгляд, данная акция всё-таки оказалась несколько поспешной. Но это вовсе не означает, что вопрос снимается с повестки дня. Просто нужно более серьёзно относиться к принятию подобных решений и к выработке механизмов, которые минимизируют все риски. И понятно, что если мы работаем с соотечественниками за рубежом, то эти действия обязательно нужно в той или иной мере соотносить с позицией российского государства, поскольку наши соотечественники ожидают от России, прежде всего, поддержки, заботы и защиты. Конечно, отрадно, что наши общественные организации тоже занимаются подобными вещами, но вопрос координации действий с государством здесь очень важен", - подвёл итог Сергей Пантелеев.