После выборов и после женитьбы редко получаешь то, что хотел. - У. Роджерс

ИА REGNUM Новости представляет вашему вниманию обзорный материал о предвыборной борьбе, которая шла последние месяцы в Киргизии.

Тихо, вяло и невыразительно прошла предвыборная кампания в Киргизии. Не было массовых акций протеста, не было сенсационных заявлений или громких разоблачений. Соперники оставили при себе заготовленный компромат и практически не использовали силовые методы. Каждый из кандидатов на пост главы республики вел себя предельно предсказуемо. Нынешний президент страны, Курманбек Бакиев, рассказывал согражданам о собственных достижениях, главный оппозиционер Алмазбек Атамбаев клеймил "антинародный режим" нехорошими словами, остальные кандидаты не столько агитировали, сколько создавали фон.

Всего в борьбе за президентское кресло в Киргизии схлестнулись 6 человек - сам президент Курманбек Бакиев, единый лидер от оппозиции Алмазбек Атамбаев, отколовшийся от оппозиционеров Темир Сариев, эпатажный врач-нарколог Женишбек Назаралиев, бывший захватчик угольного разреза, человек с несколькими судимостями Нурлан Мотуев, а также активная правозащитница Токтайым Уметалиева.

Еще в начале этого года большинство жителей Киргизии были уверены, что президентские выборы состоятся не раньше следующего лета, на крайний случай, осени 2009 года. Оппозиция еще и не начинала готовиться к выборам, когда Конституционный суд внезапно постановил провести выборы в июле. Для дня всенародного волеизъявления выбрали будний день - четверг. Все политические силы, помимо президента и его команды, к подобному повороту оказались не готовы.

Сам Курманбек Бакиев еще в феврале лишил выборы интриги. Мало того, что он выразил желание идти на выборы, так еще и уточнил: "У меня есть право на два срока, и я их отработаю". Столь однозначное утверждение дало полное основание полагать: так и будет.

Спустя 5 месяцев, сенсации не случилось - лидером предвыборной гонки, а, следовательно, и наиболее вероятным победителем является нынешний президент страны Курманбек Бакиев.

На победу главы государства играет сразу множество факторов:

На стороне Бакиева находится весь госаппарат. Никакого раскола в среду чиновников оппозиционерам внести не удалось. Угрозами "уничтожить коррупцию" оппозиционеры отбили у напрочь коррумпированных работников госорганизаций желание поддерживать противников нынешних властей.

9 из 10 местных СМИ также поддерживают нынешнего "гаранта конституции". В той же пропорции освещаются действия претендентов на пост главы государства. К примеру, по данным независимых наблюдателей, около 85% упоминаний кандидатов в телеэфире приходится именно на нынешнего хозяина киргизского Белого Дома. Перед зрителями Бакиев предстал спокойным, авторитетным, уважаемым, полным сил хозяйственником, которому не чужды чаяния народа. Его конкуренты чаще всего упоминались в негативном контексте - об Атамбаеве телеканалы упоминали чаще всего в связи со скандалами. Серьезную роль в формировании подобного мнения сыграл созданный в начале года Секретариат при президенте республики. Данная структура, работать в которой пригласили опытных медиаменеджеров, обладая серьезными возможностями, главным образом, отвечала за работу со СМИ и, надо отметить, вполне успешно справилась с поставленной задачей.

Финансовая слабость оппозиции. Противники президента Бакиева не смогли собрать серьезной суммы в избирательный фонд. Если нынешний президент, не без помощи административного ресурса, собрал в свой фонд почти миллион долларов, то вместе взятые остальные кандидаты - в 5 раз меньше. Аналогично отличались и неофициальные затраты кандидатов.

Апатия населения. Граждане Киргизии в большинстве своем устали от митингов, акций протеста, серьезных и непредсказуемых изменений в жизни страны. Мнение большинства жителей страны можно выразить фразой "нынешний президент уже хорошо знаком, он, может и не самый лучший, но хотя бы предсказуем". Оппозиционерам не удалось в доступной форме предложить населению страны альтернативу нынешней власти. На фоне Бакиева, открывающего в ходе предвыборного турне по республике чуть ли не в каждом селе по стадиону, школе или фабрике, оппозиционеры с огульной критикой властей выглядели слабо.

Не стоит забывать еще и о том, что подсчитывать голоса и выдавать результаты выборов будет киргизский ЦИК, неоднократно замеченный в некоторой склонности поддерживать существующую власть. По мнению ряда оппозиционеров, "в Киргизии во время выборов получить большинство голосов не главное - важнее "правильно" посчитать голоса".

Успехи Бакиева на внешнеполитической арене. Президент в ходе агитации не раз говорил, что именно благодаря его политике Киргизия стала полноправным членом мирового сообщества, чей голос стал весомым и значимым. Главным образом, это относилось к т.н. "базовой теме". Незадолго до выборов Бакиев смог получить весьма немалые деньги как у России, так и у США. Мало того, несмотря на некоторую двусмысленность ситуации вокруг авиабазы "Манас" (с февраля по июнь 2009 года Бакиев клятвенно обещал вывести базу из страны, в июне же база осталась, лишь сменив вывеску), президент Киргизии умудрился не рассориться ни с Россией, ни США. Все это позволило президенту не опасаться вмешательства внешних игроков во внутриполитические процессы. То, что в результате этих действий внешний долг Киргизии возрос вдвое (с 2 млрд. долларов до 4), в прессе не сообщается).

Бакиеву удалось ослабить оппозицию. Ряд уголовных дел, возбужденных против оппозиционных лидеров, вовремя опубликованные компрометирующие материалы, а также загадочная гибель в автокатастрофе потенциального лидера киргизской оппозиции Медета Садыркулова сыграли свою роль. Часть противников нынешнего президента просто не решились вступить в серьезную политическую борьбу, ограничившись ритуальными телодвижениями, остальные действовали с оглядкой на Белый Дом и границ допустимого не переходили.

Оппозиция не смогла в полной мере использовать ошибки и промахи власти. В ходе предвыборной кампании команда Атамбаева практически не била по "больным" местам. Имея возможность попытаться связать в обществе образ нынешнего президента с регулярными отключениями электроэнергии, растущими ценами, бедностью, PR-щики Атамбаева сосредоточились на традиционной и ни к чему не обязывающей критике "прогнившего насквозь коррумпированного антинародного режима". Не удалось команде Атамбаева и воспользоваться возможностью создать своему шефу образ успешного бизнесмена, серьезного хозяйственника, отвечающего за свои слова.

Полноценную работу альтернативных источников информации оппозиционерам наладить не удалось. Подконтрольные им СМИ, охватывая небольшую аудиторию, зачастую публиковали материалы низкого качества - с грамматическими и стилистическими ошибками. Впрочем, чего уж говорить о СМИ, если свой главный лозунг оппозиционеры, скопировав с предвыборной компании Барака Обамы, не смогли грамотно написать по-русски. Так, у Обамы это "Yes, we can", а у Атамбаева "Вместе, мы можем" (запятая лишняя). В итоге получилось, что Бакиев, не прилагая серьезных усилий, фактически уже выиграл выборы. Теперь он с полным правом может просидеть в кресле главы государства до 2015 года. Шансов на то, что выборы выиграет оппозиция, практически нет. Нет в арсенале оппозиции и варианта насильственного захвата власти. Несмотря на то, что в марте 2005 года народные массы под руководством того же Бакиева вполне успешно выгнали из страны законноизбранного Аскара Акаева, в ближайшее время повторить аналогичный номер оппозиционерам вряд ли удастся.

Помимо вышеперечисленных причин, надо отметить еще один немаловажный момент - за годы своего президентства Курманбеку Бакиеву, хоть и со сложностями, но все же удалось выстроить полностью лояльную систему силовых органов. То, что армия, спецслужбы, МВД и пр. могут перейти на сторону оппозиции или хотя бы остаться в стороне в случае обострения, крайне маловероятно. Скорее наоборот - если оппозиционерам, недовольным итогами выборов, и удастся собрать многотысячную толпу сторонников и доставить их к стенам Белого Дома - там они увидят "всю королевскую рать". Помимо милиции и спецслужб, порядок в столице, а соответственно, и Белый Дом, защищать будут и солдаты - недавно внесенные изменения позволяют армии вмешиваться во внутренние дела государства. Если же и этого не хватит - на баррикады выйдет и сам Курманбек Бакиев - еще в 2005 году он заявил, что готов защищать здание Белого дома и власть "с оружием в руках".

В ближайшее время Бакиеву предстоит непростая борьба с ростом цен, очередными веерными отключениями. Необходимо, как можно скорее, решить вопрос с поднявшими голову на юге страны исламскими радикалами. Не исключено, что последнюю проблему власти попытаются решить, спровоцировав управляемый конфликт, после чего жестко навести порядок, тем самым отбив желание бунтовать еще лет на 5.

Оппозиция же в обозримом будущем серьезно потрепать нервы президенту не сможет. Вероятно, по итогам выборов прозвучат заявления, типа: "организация и проведение избирательной кампании прошли с масштабными нарушениями законов и не соответствовали международным стандартам". Людям попроще оппозиция сообщит: "антинародная власть украла наши голоса", и призовет считать итоги выборов недействительными. Недовольные устроят несколько акций протеста, после чего все вернется на круги своя.

Среди наиболее вероятных действий Бакиева после выборов эксперты называют увеличение налоговой нагрузки на население, а также меры по дальнейшей централизации власти. Регулярно муссируются и подозрения о грядущем урезании свободы слова. Кроме того, Курманбеку Бакиеву (в рамках хорошего тона) надо выполнить хотя бы часть предвыборных обещаний, среди которых значатся подъем зарплат бюджетникам, поддержка предпринимателей, крестьян, промышленников и многое другое. Насколько Бакиев сможет сдержать данное людям слово, покажет время.