Система выдвижения кандидатов на пост губернатора партиями создает дополнительную мотивацию для развития партийного кадрового резерва, считает член Общественной палаты, заместитель директора НИИ социальных систем Дмитрий Бадовский: "При такой системе партии получают возможность показать свой кадровый резерв. Это создает дополнительную мотивацию для его развития. Таким образом, начинает работать институт кадрового резерва".

Как заявил Бадовский Полит.ru, это можно наблюдать на примере списка кандидатур, выдвинутых "Единой Россией" на пост губернатора Свердловской области. "Уровень кандидатов, выдвинутых "Единой России" достаточно высок, - добавил он. - Все они представители партийного кадрового резерва. Не исключено, что те, кто не пройдет в этот раз, будут выдвигаться на другие высокие посты". При этом повышается ответственность партии перед избирателями за действия исполнительной власти. Кроме того, выборы в заксобрания регионов приобретают еще большее значение, отметил он.

Очень важно, что такая "система выдвижения кандидатур дает партиям институциональные возможности по формированию исполнительной власти". "Причем, если конституционно это и так существует на федеральном уровне (Госдума утверждает кандидатуру премьер-министра), - заметил Бадовский, - то на региональном уровне мы видим развитие этой логики. Это придает законченность идее выборности губернаторов". "Это один из важнейших пунктов политической реформы, который придает определенную логику другим решениям, которые были направлены на развитие и укрепление партийной системы", - заявил он. "Теперь с политической точки зрения механизм формирования исполнительной власти полностью встроен в политическую систему на федеральном и региональном уровне и увязан с партийной системой", - добавил Бадовский. На будущее, по его мнению, нужно предусмотреть возможность, чтобы кандидатуры губернаторов выдвигали коалиции парламентского большинства в региональных собраниях.

Политолог Виталий Иванов полагает, что предложение "Единой Россией" кандидатур президенту - событие историческое. Новый порядок назначения губернаторов способствует опубличиванию этой процедуры, уверен политолог: "1 июля, как мы знаем, вступил в силу новый порядок представления кандидатур на пост глав субъекта федерации. Согласно новому порядку, кандидатуры представляет политическая партия, победившая на парламентских выборах в соответствующем регионе. Сейчас подошел первый повод для его применения - истекает срок полномочий губернатора Свердловской области. "Единая Россия" предложила президенту кандидатуры. Это событие по-своему историческое. Все, что делается впервые - все историческое. Первые губернаторские выборы были историческими. Первое назначение в 1991 году, когда Ельцин назначал губернаторов, было историческим. Первое назначение в соответствии с новым порядком, когда кандидатуры представляются партиями-победительницами, а затем вносятся президентом - тоже историческое событие. Что важно отметить, не касаясь непосредственно сегодняшнего списка, то, новый порядок способствует опубличиванию процедуры. Если раньше кандидатуры подбирались совершенно келейно, то сейчас процедура более открытая. Во всяком случае, наблюдателям, публике, общественности видно больше субъектов, принимающих участие в подборе и выдвижении кандидатур" - заявил политолог.

Система выдвижения кандидатов в губернаторы основана на народном волеизъявлении, заявил директор Агентства политических и экономических коммуникаций Дмитрий Орлов. "Прежде всего, эта система институционализирована, - отметил он. - Еще совсем недавно задавались вопросы, почему тот или иной деятель выдвинут на губернаторский пост. Теперь процедура прозрачна: победившая на выборах в Заксобрание партия выдвигает кандидатуры, из которых осуществляет выбор президент. Эта процедура прозрачна и публична. В этом совершенно явно проявляется ее демократизм. Прозрачна, потому что ясны все этапы, и публична, потому что, например, та же "Единая Россия" имеет очень жесткую структуру, в соответствии с которой действует, выдвигая кандидатуры. В новом порядке назначения губернаторов в значительной степени дается ответ на главные угрозы, которые можно было бы выделить, - а это коррупция и отрыв от мнения народа. Сама система выдвижения кандидатов в губернаторы основана на народном волеизъявлении, потому что победившая на выборах в Заксобрание партия располагает большинством и, выдвигая этих людей, она фактически опирается на волеизъявление народа, на итоги его голосования на выборах. Это дает определенные гарантии: и привязку к региону, и учет мнения граждан. "Кроме того, эта процедура позволяет достичь внутриэлитного консенсуса по поводу кандидатуры будущего губернатора, в данном случае свердловского, и далее всех остальных. Речь идет о региональной элите и региональной контрэлите, даже тех, кто недоволен курсом нынешнего губернатора. Ясно, что их мнения будут учтены руководством "Единой России" и, конечно же, руководством региональной исполнительной власти. Все эти группы выскажут свое мнение по поводу кандидатуры, смогут повлиять на назначение, но окончательное решение - за президентом".

"Новая процедура наделения полномочиями глав регионов, когда победившая на региональных выборах партия предлагает президенту кандидатуры на этот пост - это необходимый механизм, запускающий важный процесс кадрового обновления, - считает Директор центра политической конъюнктуры Алексей Чеснаков. - Этот процесс начался, как мы помним еще с прошлогоднего послания Президента Медведева Федеральному Собранию, где он озвучил свои предложения по повышению эффективности политической системы. Позднее эти предложения были оформлены в ряд законов, призванных не только усилить влияние политических партий, но и увеличить меру их ответственности. Сегодня эта процедура впервые реализуется на практике - в тот момент, когда руководство "Единой России" предложило свои кандидатуры на пост губернатора Свердловской области. Шаг очень важный, причем именно сейчас, когда и у граждан и у общественных организаций и у партий есть потребность усилить влияние на процессы принятия политических решений. Когда общество через партии получает возможность контролировать процесс управления, влияния на исполнительную власть - это помогает процессу расширения пространства демократии. И кроме того, создается необходимая конкуренция в среде местных элит - двери в большую политику становятся шире и возможности в них пройти зависят в первую очередь от поддержки граждан на местах".