Весной 2008 года в Армении внедрили очередное новое понятие - старшая школа. Согласно замыслу "внедрителей", новая структурная единица системы образования должна дать учащимся углубленные знания в выбранном ими направлении. Стоит отметить, что некоторый опыт образовательных заведений со специализированным уклоном в Армении уже имелся. Например, в городе Абовяне есть школа с тремя потоками - гуманитарным, физико-математическим и химико-биологическим. Зарекомендовала она себя тем, что ее выпускники поступали в вузы без дополнительных занятий с репетиторами. В 2008-2009 гг. в республике задействовали 45 старших школ. К сентябрю к ним прибавятся еще 48. В целом же стратегическая программа реформы образования предусматривает создание в республике 150 старших школ по 11 направлениям (физико-математическому, естественному, гуманитарному, ремесленническому и т.д.). О том, насколько оправдан такой формат обучения, корреспондент ИА REGNUM Новости попытался узнать у родителей и учителей.

Родительница из Еревана Марианна Оганджанян сказала, что на примере своей дочки она поняла, что обучение в старшей школе ни чем не отличается от обучения в обычной школе. ''Мы точно так же вынуждены обращаться к услугам репетиторов, чтобы ребенок мог поступить в вуз. И, что самое возмутительное, в качестве репетиторов выступают ее же преподаватели, а дополнительные занятия проводятся в той же школе после основных занятий'',- жалуется Марианна. ''Но нам еще, можете считать, очень повезло. Например, мои знакомые, проживающие в районе, вынуждены были отправлять девочку в город, где находится единственная в округе старшая школа. Так они теперь выкладывают деньги не только на репетиторов, но и на содержание дочери в чужом городе.''

Преподаватель одного из ереванских вузов Армине Енокян в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости сказала, что выпускники старших школ, поступая в институт, особыми знаниями не выделяются. ''Я думаю, что это очередная ''галочка'' нашего правительства, ничего более'', - думает г-жа Енокян.

В беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости один из высокопоставленных чиновников Министерства науки и образования, пожелавший остаться неизвестным, отметил, что для старших школ в Армении пока не разработаны учебники и дидактические материалы, то есть, не заложен фундамент обучения. В этом и заключается причина безрезультатности этих школ. Хотя, как отметил наш собеседник, идея обучать одаренных детей вместе и по усложненной программе очень верна. ''Но стоит вникнуть в суть, и становится очевидно, что ничего коренного не изменилось. А что может измениться, если предметы те же, преподаватели те же, а учебников специальных и вовсе нет'',- задается риторическим вопросом чиновник.

''Разве что можно приветствовать компьютеризацию школ. Но это надо сочетать с традициями и методами, которые за долгие годы оправдали себя. Отказ от нажитого опыта губительно скажется на всей системе образования'',- уверен высокопоставленный чиновник.

Между тем, учителя одной из старших школ города Ванадзора в беседе с корреспондентом ИА REGNUM Новости пожаловались на систему организации работы в старших школах. По их словам, они вынуждены каждый месяц платить из своего кармана около 5000 драмов на приобретение бесполезных методических пособий и путеводителей. Кроме того, согласно новым требованиям, в старших школах обучение в целом основано на тестах. И поскольку всю процедуру тиражирования заданий возложили на учителей, то им приходится постоянно набирать задания на компьютерах, распечатывать, ксерокопировать их, а главное, за все это платить. ''Откуда взять столько денег? Поэтому кто с учащихся собирает, а кому повезет - внуки могут на компьютере набрать текст. Но сколько это может продолжаться? Ясно, что подобный подход неприемлем для преподавателей, да и учащиеся сами уже осознают, что полученные методом тестирования знания им не пригодятся в дальнейшем'', - сказал один из педагогов города Ванадзор. Кроме того, собеседники пожаловались на содержание учебников старших классов, которые составлены на научном, непонятном многим старшеклассником языке.

Между тем, министр образования и науки Армении Армен Ашотян на одной из своих пресс-конференций заявил, что министерство образования и науки намерено уделять больше внимания качеству школьных учебников. Ашотян признал, что, действительно, порой качество учебных материалов оставляет желать лучшего. "Чаще всего учебники написаны ''слишком научным'' языком, итогом чего может стать потеря интереса к предмету со стороны учащихся''.

Министр напомнил, что раньше в комиссию по оценке содержания учебников входили как школьные учителя, так и преподаватели вузов и методисты, и преподаватели вузов оказывали давление на учителей, из-за чего содержание учебников и носит зачастую тяжелый, "академический" характер. "Теперь же будут действовать две отдельные комиссии - учителей и преподавателей вузов, и оценка качества учебника будет даваться на основе их мнений",- сообщил министр. "Учебники составляют наши соотечественники, и, надо признать, как умеют - так и составляют. Но уж лучше остаться совсем без учебника, чем проходить предмет, опираясь на материалы неудовлетворительного качества",- заявил он. При этом Ашотян сообщил, что в 2010 году на издание учебников для начальных классов, а также по некоторым предметам для старших школ из госбюджета выделено 700 млн. драмов. Кроме того, специальным фондом на издание учебников для старших школ выделено 1,8 млрд. драмов.

Учительница из Еревана Нвард Ераносян уверена, что миллионные затраты учебники качественными не сделают. ''Да и судьи кто?''- спрашивает учительница. ''При чтении большинства школьных учебников порой складывается впечатление, будто их авторы не только никогда не входили в класс и не работали с детьми, но и не учили уроков с собственными детьми, да и сами они детьми никогда не были. В одном, может быть, министр образования и науки прав: в итоге у детей полностью пропал интерес к предметам и школе вообще. А чего можно было ждать, если дети "забавляются" тем, что соревнуются: кто больше ошибок найдет в учебнике по родному языку? Непонятно также, как стыкуются учебники, пусть даже замечательные, написанные разными авторами для разных классов. Ведь преемственность - обязательное методическое требование к учебным программам и пособиям.''

Учитель математики одной из ереванских школ Жирайр Аветисян недоумевает, как вообще министерство угораздило объявлять о создании специализированных старших школ, не имея при этом готовых и апробированных учебников по всем углубленно изучаемым предметам? Возможно, это произошло по тому же принципу, по которому в 1-й класс стали принимать 6-леток, так и не оборудовав для них в большинстве школ специальных помещений, как это декларировалось. Видимо, для чиновников образование нескольких поколений - просто "прекрасный шанс" для собственного обогащения'', - думает Аветисян.

Подготовил Ашот Погосян