С созданием российско-белорусского автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе ОАО "КАМАЗ" и ОАО "МАЗ" не следует торопиться, т.к. есть риск повторения негативной истории объединения ОАО "Уралкалий" и "ОАО "Беларуськалий" в рамках ЗАО "Белорусская калийная компания". Об этом 21 октября в Минске на встрече с руководителями СМИ стран СНГ заявил Александр Лукашенко.

"Объединяясь, что вы привнесете в нас? Какие деньги в нас? Никаких. Технологических новинок - нет. КАМАЗ сегодня проигрывает МАЗу. Какие новые рынки получим? Никаких", - заявил Лукашенко.

"Я предложил КАМАЗу не торопиться, поскольку у нас есть дурной пример работы "Уралкалия" ", - сообщил Лукашенко.

Напомним, о невыгодности для официального Минска создания автомобильного холдинга "Росбелавто" на условиях российской стороны Лукашенко заявлял недавно, 11 октября на пресс-конференции для журналистов российских региональных СМИ, "Денег нет, технологии - хуже, чем на МАЗе. Потому что МАЗ - конкурентная продукция, она продаётся не хуже, чем КАМАЗ, если в равные условия поставить. Мы модернизировали один раз это предприятие - сейчас ведём углубленную модернизацию. И мы говорим россиянам: "Если вы идёте, как вы будете в модернизации участвовать? Никак. Тогда у меня встаёт вопрос: а не получится ли так, что вы предприятие это заберёте за бесценок - денег же нет, там какие-то акции, махинации, и со временем на МАЗе будут производить только шины для автомобилей? Не шины, а диски для автомобилей. И мы лишимся производства грузовых автомобилей. Не может быть такое? Может быть. Вот вам ответ на мой вопрос".

Лукашенко отметил также: "Я должен был поставить перед ними вопрос: новые технологии, деньги, новые рынки. Этого ничего нет! Всё остаётся, как есть. Так зачем? Мы и так можем договориться наш общий рынок поделить и продать. Как его поделить? Вы производите 30 тыс автомобилей, мы - 20. Или вы - 30 тыс и мы 30 тыс. Наш рынок известно, сколько может потребить общий, больше не производим - чтобы не уронить цену. Цена для производителя тоже важна. Давайте договоримся".

До этого, 7 июня в Минске посол России в Белоруссии Александр Сурикова на пресс-конференции заявил, что рабочие группы по объединению предприятий России и Белоруссии действуют успешно и осенью 2013 года могут быть подписаны документы по созданию автомобильного холдинга "Росбелавто" на базе ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". Суриков сказал, что условия соглашения о создании холдинга "Росбелавто" - коммерческая тайна, отметив, что "речь не идет о продаже активов". Теперь же, по словам Сурикова, "всё идёт нормальным путём и к осени мы ожидаем подписания документов об образовании холдинга совместного "МАЗ-КАМАЗ" с паритетным участием в этом холдинге". При создании "Росбелавто", сообщил Суриков, рассматривается объединение дилерской сети двух автозаводов, а также передачи части производств комплектующих между заводами - таков первый этап объединения ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ". "И обсуждается вопрос, как потом всё-таки обменяться и как войти в активы. Но это уже следующий этап", - добавил посол РФ.

Стоит отметить, что объединение ОАО "МАЗ" и ОАО "КАМАЗ" - инициатива российской стороны, которая обсуждается с 2010 года и является, по мнению экспертов, знаковой, индикатором способности России и Белоруссии к примышленной интеграции. План создания автохолдинга обсуждался 21 мая в Москве на встрече председателя правительства РФ Дмитрия Медведева с председателем Совмина РБ Михаилом Мясниковичем.

Как сообщало ИА REGNUM, в Минске 18 мая, по итогам состоявшихся 17 мая в правительстве РФ переговоров первого зампреда Совмина Белоруссии Владимира Семашко с зампредом правительства России Аркадием Дворковичем, Семашко прокомментировал журналистам ход работ по созданию альянсов белорусских и российских промпредприятий. Он сообщил о создании рабочих групп, прорабатывающих объединение белорусских госпредприятий "Интеграл" с российской "Росэлектроникой", "Гродно Азот" с российскими "Газпромом" и "ЕвроХимом", "Пеленг" с российским "Роскосмосом". По его словам, обсуждаются вопросы объединения с российскими партнёрами белорусских госпредприятий машиностроения - "МАЗ" и "МЗКТ". Ни одного из заявленных слияний до настоящего времени не произошло. Эксперты считают, что руководство Белоруссии не желает усиливать экономическое присутствие России на внутреннем рынке и искусственно тормозит процессы слияний и поглощений, намереваясь привлечь инвесторов из Китая и других стран, которые не очень спешат инвестировать в Белоруссию. Тем временем объёмы продаж грузовиков "МАЗ" на рынках РФ и других стран снизились почти наполовину, предприятие работает с перебоями и затоваренными складами. И "МАЗ", и "КАМАЗ" остро ощущают давление азиатских производителей, а также западноевропейцев, открывших в России сборочные производства грузовиков, автобусов и другой техники.

Также напомним, 30 июля гендиректор российской компании ОАО "Уралкалий" Владислав Баумгертнер заявил об отказе продавать российские калийные удобрения вместе белорусским госпредприятием ОАО "Беларуськалий" через ЗАО "белорусская калийная компания", где экспортными поставками руководили российские менеджеры. Не имея возможности самостоятельно осуществлять сбыт, руководство "Беларуськалия" объявило об остановке двух из четырёх рудников, переводе рабочих на занятость 3-4 дня в неделю и сократило им зарплаты на 1/3. Председатель Совмина Белоруссии Михаил Мясникович пригласил Баумгертнера в Минск на переговоры и через несколько часов после переговоров 26 августа российский бизнесмен, являющийся также главой наблюдательного совета БКК, оказался в СИЗО КГБ и до сих пор находится в Минске под стражей. По словам Лукашенко, Баумгертнер вёл себя неподобающе на переговорах с Мясниковичем и даже плюнул на здание Совмина РБ. Лукашенко назвал Баумгертнера "сопляком", действовавшим в интересах совладельца "Уралкалия" Сулеймана Керимова, который якобы пытался осуществить "рейдерский захват" белорусского госпредприятия, акции которого не торгуются и на 100% находятся в госсобственности и ими распоряжается лично Лукашенко.