В Татарстане негласно разрешили хиджабы в школах. Согласно неофициальной информации, поступившей в ИА REGNUM от окружения муфтия Татарстана Камиля Самигуллина, власти республики не будут препятствовать ношению хиджабов в школах региона.

Подобное решение, идущее вразрез с федеральным законодательством, уже вызвало неоднозначную реакцию татарстанской общественности. Тем не менее, власти республики изначально заняли в этом вопросе вполне однозначную позицию. В частности министр образования РТ Энгель Фаттахов в июне этого года высказался по теме следующим образом: "Никаких проблем тут нет. Если есть такие традиции (ношение платка) - пусть ходят".

Руководитель Приволжского центра региональных и этнорелигиозных исследований Российского института стратегических исследований Раис Сулейманов полагает, что несмотря на то, что в вопросе ношения хиджаба в школах власти Татарстана пошли наперекор решению Верховного суда России, жесткой реакции из Москвы на это не последует. "У нас пойдут по половинчатому пути: ношение хиджабов разрешат, а вот молиться в стенах школ не позволят, - поясняет он. - И этим ситуация в школах будет напоминать аналогичную ситуацию в вузах, где студентки ходят платках, но молельных комнат, как этого ни хотели верующие учащиеся, не открывают. При этом, хочется отметить, что позиция нового муфтия Камиля Самигуллина предельно понятна: поддерживая хиджабы в школах, он зарабатывает популярность в мусульманской среде".

Со своей стороны, доктор политических наук, профессор кафедры социальной и политической конфликтологии Казанского национального технологического университета Сергей Сергеев считает, что подобная политика внесет раскол в татарстанское общество. "Татарстанская власть пытается консолидировать мусульман республики, которые постепенно теряют свое единство, - говорит он. - И в ближайшей перспективе такое решение может помочь им достичь подобного результата. Но приведет к негативным последствиям в долгосрочной перспективе. Во-первых, приведет к разделению среди самих мусульман, поскольку в школу будут ходить дочери приверженцев традиционного ислама без платков, и его арабизированной версии - в платках. И на первых, со стороны вторых будет оказываться давление, мол, они не настоящие мусульманки. В итоге, допустим, все мусульманские девочки оденут хиджабы, но останутся еще христианские дети, дети атеистов... Подобные меры точно не будут способствовать единству общества".

Московский исламовед Роман Силантьев убежден, что "хиджабизация" татарстанских школ идет в угоду насаждаемому в России зарубежному исламу.

"Если ты одеваешься как гей, то будь готов к тому, что тебя примут за гея, если ты одеваешься как скинхед, то будь готов к тому, что тебя примут за скинхеда. Если ты носишь хиджаб - одежду нетрадиционную для российских мусульманок, то ты, соответственно, позиционируешь себя как мусульманку, исповедующую нетипичный для нашей страны ислам. Что не есть хорошо, - уверен Силантьев. - В самих платках как таковых проблемы нет, но есть законы и нормы, общие для всей России, а поскольку Татарстан - это часть России, то их нужно соблюдать".