"Росалкогольрегулирование включило в проект перечня пищевой продукции, относящейся к алкогольной продукции, составляемого правительством РФ, "напитки брожения, полученные путем сбраживания сусла или иной культуры микроорганизмов (квас, перри, медовуха, сидр и пр.) с содержанием алкоголя от 0,5-1,2% включительно. Очевидно, с целью удовлетворить поднимающуюся волну проблем и вопросов по этому перечню, в этот документ были включены вышеуказанные напитки только с содержанием алкоголя, которые не предусмотрено ГОСТ и непонятно откуда взяты", - заявил заместитель руководителя Центра изучения региональных проблем Сергей Воробьев.

"Хотя, откуда взяты, для меня понятно. В ГОСТ Р 52409-2005 "Продукция слабоалкогольного и безалкогольного производства" дано определение безалкогольному напитку - "готовый напиток с объемной долей этилового спирта не более 0,5 процента, а для напитков брожения и на спиртосодержащем сырье не более 1,2%, на основе питьевой или минеральной воды с общей минерализацией не более 2 гр куб. дм". Именно отсюда взята граница в 1,2%. Однако разработчик здесь явно лукавит - ведь эта цифра взята из определения "безалкогольный напиток"! - подчеркнул эксперт. - А речь у нас идет о группе натуральных напитков с содержанием алкоголя до 6%. При этом, согласно закону, алкогольной продукцией считалось все выше 1,5%. Несомненно, в заключении президента имелись ввиду напитки с содержанием алкоголя выше ценза в 1,5%, которые являются однозначно алкоголесодержащими или слабоалкогольными - называйте, как хотите, но в любом случае речь идет не о безалкогольной продукции, потому что она вообще не попадала под регулирование этого закона, а, стало быть, не рассматривалась президентом в законопроекте".

"Также, - отметил Воробьев, - нельзя не обратить внимание, что "квас - напиток, полученный в результате незавершенного спиртового и молочнокислого брожения", именно поэтому появилась эта граница в 1,2%. Если дать полностью сбродить квасу, то содержание алкоголя вырастет в несколько раз, это уже будет напиток, близкий к пиву. В этом же ГОСТ есть определение слабоалкогольного напитка: "Готовый напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2-9% градусов и т.д.", заметьте - алкоголя выше 1,2%!".

"В этом же ГОСТ, - напомнил эксперт, есть определение напитка "медовуха", которое по смыслу и определению является также напитком брожения. При этом определение "напиток брожения" не дается вовсе! Более того, ни в каких других нормативных документах или ГОСТ такого определения нет! Стало быть, использование его как обобщающее определение целой группы, для включения в перечень "напитки брожения (квас, перри, медовуха, сидр и пр.)" как минимум неверно и непрофессионально. Эти напитки ни одним нормативным документом не объединены, поэтому включены они должны быть по отдельности: квас, квасные сусла концентрированные и т.д.; сидр как натуральный напиток с объемной долей этилового спирта от 1,5%-6%; медовуха как слабоалкогольный напиток с объемной долей этилового спирта от 1,2%-9%. Перечень согласно подпункту "а" пункта 2 статьи 1 законопроекта - это документ, в который должна быть включена пищевая продукция с содержанием этилового спирта выше 0,50, на которую предлагается не распространять действия 171-ФЗ. Пищевая продукция у нас выпускается согласно нормативам, ГОСТ, и задача перечня - уж точно не в том, чтобы впихнуть туда что-то, не соответствующее ГОСТу, а именно так и получается, исходя из проекта перечня, предложенного РАР. В перечень включены изделия кондитерские из сахара, содержащие алкоголь, шоколадные изделия, в том числе шоколадные конфеты, содержащие алкоголь, причем здесь разработчикам новация в виде ограничения по содержанию алкоголя не введена и ГОСТ 4570-93 никаких ограничений по содержанию алкоголя в этих изделиях не предусматривает! Однако продукция из этих категорий выпускается с содержанием алкоголя гораздо выше, чем граница в 1,2%. В то же самое время содержание алкоголя 0,5 - 1,2% в напитках, таких как сидр, перри и медовуха, действующими ГОСТ не предусмотрено (!), т.е. такой пищевой продукции попросту не существует в обороте РФ! Другими словами в проект перечня, который поспешно отправлен на согласование в правительство РФ, включена пищевая продукция, не соответствующая нормативным документам, ГОСТу, а, стало быть, - несуществующая и несуществовавшая".