Еще в апреле 2014 года автор этих строк предполагал («Блицвизит Барака Обамы в Саудовскую Аравию заставил многих российских аналитиков говорить о том, что Обама решил использовать рецепты Рональда Рейгана 1984-1985 гг. и через давление на правящий клан саудитов обвалить рынок нефти, что имело бы крайне драматические последствия для российского бюджета»), что действия руководства Саудовской Аравии (КСА) на нефтяном рынке будут иметь весьма серьезные последствия для российского бюджета. Однако тогда на фоне всеобщей эйфории такие прогнозы считались алармистскими, и мало кто на них обратил внимание.

К сожалению, развитие ситуации на нефтяном рынке за последние 6 месяцев подтвердило правильность данного прогноза (хотя было бы неправильно объяснять столь стремительное падение нефтяных котировок лишь действиями руководства КСА). В России не только СМИ, но и большинство экспертного сообщества оперируют мифами о Саудовской Аравии и ее политике в отношение рынка нефти, некие «прогнозы» выглядят откровенно дилетантскими. Пример тому — широко растиражированные заявления СМИ и многих экспертов, что бюджет КСА на 2014 год был рассчитан, исходя из цены $100 за баррель. Правда, ни разу не была приведена ссылка на бюджет КСА (ее просто не существует, так как бюджет королевства не принимается в обычном для западных стран и России формате и не публикуется). Потом выяснилось (из разъяснений ряда высокопоставленных чиновников КСА), что бюджет страны планировался, исходя все-таки из цены $80 за баррель нефти, и в расходной части никоим образом не были учтены многочисленные трансферты из внебюджетных фондов. Как следствие, на основе неправильно поданной информации у российских властей накануне саммита ОПЕК в Вене в конце ноября 2014 года сложилось совершенно неправильное мнение, что Саудовская Аравия для исполнения резко возросших в последние годы социальных обязательств пойдет на сокращение добычи нефти, что позволило бы стабилизировать нефтяные котировки на уровне хотя бы в $80 за баррель. (До этого многие российские официальные лица заявляли, что нефть никак не сможет пробить уровень в $90 и серьезной угрозы российскому бюджету не существует. Весьма интересно было бы узнать, опираясь на КАКУЮ ИНФОРМАЦИЮ они делали такие прогнозы?)

Какая ситуация с бюджетом КСА на 2015 год? Опять нет никаких ОФИЦИАЛЬНЫХ ссылок на бюджет страны. Из-за резкого падения мировых цен на нефть крупнейший в мире производитель нефти Саудовская Аравия ожидает в 2015 году крупного дефицита госбюджета. По оценкам, его объем составит почти 31,6 млрд евро, сообщает Deutsche Welle со ссылкой на информацию правительства в Эр-Рияде после заседания кабинета 25 декабря. Согласно проекту бюджета на предстоящий год, в Саудовской Аравии запланированы доходы в объеме 715 млрд риалов (156 млрд евро) и расходы в объеме 860 млрд риалов (187 млрд евро). Это означает, что, несмотря на ожидаемый дефицит, правительство все же немного увеличивает государственные ассигнования. Опубликованный бюджет подтверждает, что руководство страны не опасается падения цен на нефть, о чем ранее, в частности, заявлял министр нефти Али ан-Нуайми. По его оценкам, бюджеты стран Персидского залива способны выдержать длительный период снижения цен, так как себестоимость добычи в регионе составляет $4-5 за баррель. Возникший дефицит правительство сможет покрыть из резервного фонда Центрального банка, где накопилось 905 млрд саудовских риалов ($241,1 млрд). Вопрос о структуре внебюджетных фондов — прежде всего фонда короля Абдаллы — одна из самых закрытых тем в Саудовской Аравии.

Ясно только, что правящий клан саудитов имеет вложения на Западе, по оценке западных экспертов, на сумму более одного триллиона!!! долларов, и неизбежное оживление западной экономики из-за низких цен на нефть даст клану саудитов очень серьезный финансовый эффект. После объявления бюджета индекс саудовской фондовой биржи «Тадавуль» подскочил на 1%. Инвесторы позитивно восприняли данную новость, так как власти королевства показали свою уверенность в том, что смогут спокойно пережить период низкой стоимости на энергоресурсы. Руководство КСА (хотя сейчас в нем идут активные процессы борьбы за власть, так как королю Абдалле идет уже 91-й год) всячески подчеркивает, что готово к любому дальнейшему падению цен на нефть и ни при каких условиях не пойдет на сокращение добычи. Так какие цели сейчас преследуют саудиты на рынке нефти?

Широко разрекламированную версию, что действия Саудовской Аравии направлены на разорение компаний, добывающих в США сланцевую нефть (shale oil), может принять на веру только человек, не знающий уровень зависимости королевства от Вашингтона. Помимо того, что США уже несколько десятилетий выступают в качестве военного зонтика для КСА, американцы с учетом того, сколько миллионов саудовских граждан так или иначе связаны с Западом (учились, работают, имеют недвижимость и счета там) и под каким контролем со стороны США находятся спецслужбы королевства, практически В ЛЮБОЙ МОМЕНТ могут начать в Саудовской Аравии «демократическую революцию за свержение прогнившего и полностью коррумпированного режима Саудов».

И в Эр-Рияде никто не настроен серьезно злить Вашингтон и тем более переходить дорогу американскому бизнесу. Саудовская Аравия стремится не дать окрепнуть финансово на высоких ценах на нефть своему извечному сопернику не только в регионе, но и в исламском мире — Ирану. Спикер иранского парламента Али Лариджани заявил во время недавнего визита в Сирию, что правительство Ирана знает о региональных игроках, работающих против Тегерана на глобальном нефтяном рынке. «Иран пытается возродить экономику, задушенную западными санкциями, но ситуацию осложняют низкие цены на нефть», — заявил иранский спикер. Иран в настоящее время верстает бюджет на следующий финансовый год, который начнётся в марте, исходя из цены нефти $70 за баррель. В ходе визита в Сирию Лариджани сказал, что, по подозрениям Тегерана, страны, которые действовали против него во время ирано-иракской войны 1980-х годов, действуют против него и сейчас. «Мы не забудем, какие страны вступили в заговор с целью снижения цен на нефть, — сказал он. — Они сильно ошибаются, если думают, что могут изменить стратегический расклад сил на Ближнем Востоке посредством цен на нефть». Явно руководство КСА не настроено дружески в отношении России. Тому много объяснений: и ситуация вокруг Сирии, и салафитская экспансия в регионы России (прежде всего на Северный Кавказ и Татарстан) и, в конце концов, банальная борьба за рынки сбыта нефти. К сожалению, Россия не имеет никаких реальных рычагов давление на КСА, все попытки Москвы наладить хоть какой-то диалог с Эр-Риядом ни к чему не приводят.

Что радикально может изменить ситуацию в КСА?

Волнения в так называемой Восточной провинции, которая населена шиитами (реально преследуемым религиозным меньшинством в КСА) и на которую приходится до 80 процентов всей добычи нефти и газа в Саудовской Аравии. Весьма серьезные выступления шиитов (достаточно быстро и жестко подавленные) уже происходили в 2012 году, и нет гарантий, что они не повторятся в ближайшее время, особенно если Тегеран решит ответить Эр-Рияду за «неправильную нефтяную политику».

Но надо понимать, что и клан саудитов, несмотря на все внутренние противоречия, прекрасно понимает эту угрозу и будет играть на опережение (через раскол шиитской оппозиции, увеличение социальных выплат жителям Восточной провинции и даже масштабное привлечение американских спецслужб для подавления протеста).

Что в этой ситуации делать России?

Самое главное — отказаться от мифов и проводить РЕАЛЬНУЮ политику на основе РЕАЛЬНОЙ информации. (И в Советском Союзе, и в России была и есть традиционно сильная школа арабистики, включая специалистов по нефтяной политике КСА. Но кто их слушал до последнего времени?) Можно, конечно, произнести в очередной раз мантры о необходимости «слезть с нефтяной иглы», но вряд ли это удастся сделать в ближайшие годы и даже в среднесрочной перспективе.