29 апреля помощник заместителя госсекретаря США по вопросам Европы и Евразии Тины Кайданов посетит Ереван, где встретится и проведет переговоры с президентом Армении Сержем Саргсяном и главой МИД страны Эдвардом Налбандяном. Как уже сообщалось, в рамках регионального визита Кайданов уже побывала в Баку, а сейчас находится в Тбилиси. Вместе с ней в столицу Грузии направились послы США в Баку и Ереване. Помимо консультаций с грузинским руководством Кайданов проведет совещание руководителей американских дипломатических ведомств, аккредитованных в странах региона. Сообщивший об этом посол США в Баку Мэтью Брайза не стал скрывать содержания предстоящего совещания, а точнее - инструктажа. "Мы будем обсуждать вопросы координации своих усилий по обеспечению региональной безопасности, развитию экономических связей и другие вопросы", - сообщил он.

А когда речь заходит о региональной безопасности и развитии экономического взаимодействия в Закавказье, то ясно: прежде всего, имеется ввиду карабахский и армяно-турецкий "узлы". В беседе с главой азербайджанского МИД Эльмаром Мамедьяровым в Баку Кайданов подчеркнула, что Вашингтон желает "скорейшего урегулирования карабахского конфликта и готов внести в это свой вклад". Кроме того, сотрудничеству с Азербайджаном американская сторона "придает особое значение" и заинтересована и впредь его развивать. В принципе, это дежурные заявления, но сегодня они полностью соответствуют положению вещей. США, безусловно, хотели бы если не расширить, то хотя бы сохранить нынешний уровень своего политического и экономического присутствия в регионе. Понятно, что в условиях сохранения карабахского противостояния это становится проблематичным: мешает возрастающая по общеизвестным причинам роль России. Это, правда, не означает, что американцы стремятся вытеснить РФ из региона. Скорее, наоборот. С некоторого времени они склонны рассматривать российское присутствие как фактор стабилизирующий и в целом согласны, что регион является зоной влияния (и одновременно ответственности) Москвы. С этим, кстати, кажется, после долгих колебаний уже примирились и в Баку, о чем свидетельствуют дифирамбы в адрес России, прозвучавшие в недавнем интервью главы азербайджанского МИД Эльмара Мамедьярова "Московским новостям". "На последней встрече, которая прошла в Сочи 5 марта, мы увидели проблески надежды на то, что двигаемся в правильном направлении", - сказал он. Насколько можно понять, "правильное направление" состоит в том, что статус-кво перестал устраивать посредников, о чем, заметим, в последнее время не раз говорили сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Видимо, в этом ключе Кайданов обсуждала с Мамедьяровым возможность деблокады коммуникаций, поскольку азербайджанский дипломат согласен с тем, что восстановление их работы "важно для установления мира и стабильности". Но основным условием для такого шага является "вывод вооруженных сил Армении с оккупированных территорий". Это - обычная для азербайджанской стороны формулировка. А далее прозвучало нечто новое. "Мое глубокое убеждение, что вывод армянских войск, как минимум начало вывода, очень серьезно и драматично изменит ситуацию на местах".

Если ко всему этому добавить, что, еще до планирующейся летом очередной трехсторонней встречи президентов Саргсяна и Алиева под эгидой Дмитрия Медведева сопредседатели планируют обсудить ход урегулирования с госсекретарем Хиллари Клинтон, картина станет достаточно ясной. Россия, США и Франция нашли, что "перезагрузка" отношений Запада с Кремлем открывает значительные возможности для совместных усилий для решения ряда международных проблем. Одним из примеров этого, кстати, стало и "взаимопонимание" по ливийской проблеме, несмотря даже на известные трения в "тандеме". Можно предположить, что взаимопонимание формируется и вокруг обстановки в Закавказье. В частности - относительно перспектив карабахского миротворчества. Этому способствует и тот факт, что позиции Москвы в регионе сегодня столь прочны (в первую очередь - благодаря стратегическому союзу с Арменией и контролем над Абхазией и Южной Осетией), что им в обозримой перспективе уже практически ничего всерьез угрожать не может. В этих условиях можно пойти на подвижки в карабахском урегулировании, ибо необходимость в "коротком поводке", на котором Кремль долгие годы водил противоборствующие стороны, отпадает. Но главное в другом. В свете ширящейся дестабилизации Передней Азии и Ближнего Востока (которая, заметим, только начинает разворачиваться), цена мира в Закавказье существенно возрастает. Многие традиционные инфраструктуры и транспортно-энергетические маршруты выглядят очень уязвимыми, отсюда и слова Мамедьярова о том, что не сам вывод, а даже "начало вывода армянских сил" может стать толчком к деблокаде коммуникаций. Потому что завтра столкновения суннитов и шиитов, "старых" режимов мусульманского мира и стоящих за спиной революционеров сил ислама могут привести к выпадению крупных сегментов Ближнего Востока из процесса глобализации, породив еще одну высокую волну экономического кризиса. Закавказье поэтому должно сыграть роль транспортно-коммуникационного "дублера" и поставщика энергоносителей. Понятно, что сохранение статус-кво вокруг Карабаха в такого рода сценарии действительно не вписывается. Легко догадаться, что, прибыв в Ереван, Тина Кайданов станет говорить ровно о том же, о чем уже говорилось в Баку - о необходимости вплотную приступить к выработке основных принципов будущего мирного договора.

Косвенно об этом свидетельствует и развитие внутриполитических процессов в Армении. Как уже сообщалось, 27 апреля президент Серж Саргсян выступил с рядом положительных оценок в адрес оппозиции в лице Армянского Национального Конгресса (АНК) во главе с экс-президентом Левоном Тер-Петросяном, подчеркнув отсутствие радикализма в ее действиях, нацеленность на сохранение национального единства. В сочетании с исполнением ряда условий оппозиции, которые должны были продемонстрировать готовность властей к "цивилизованному диалогу", это можно расценить как попытку (причем - попытку обоюдную) к консолидации перед лицом очень вероятных внешнеполитических осложнений. Ни для кого не секрет, что и в Армении, и в Карабахе идея "сдачи территорий" (то есть отвода войск из ряда районов зоны безопасности вокруг НКР), мягко говоря, крайне непопулярна. Начало этого процесса весьма чревато серьезными обострениями и возникновением широкого протестного движения. И именно этим можно объяснить возникший между властью и основной оппозиционной силой ситуационный союз, поскольку в методике разрешения карабахского кризиса (как и возобновления армяно-турецкого диалога) у Сержа Саргсяна и Левона Тер-Петросяна существенных расхождений нет. На этом фоне на задний план отодвигаются даже обычные противоречия относительно "уровня демократии и прав человека". Как недавно прозвучало на одном из митингов АНК, "даже ради демократии Карабах и его независимость не могут быть поставлены под угрозу". Сближение власти с основной оппозиционной силой, во-первых, позволяет снизить массовость будущих неизбежных протестов, а во-вторых, продемонстрировать внешним игрокам, что армянское общество в этом вопросе едино, и заставить Ереван и Степанакерт пойти на слишком тяжелые уступки будет нелегко.