Российское посольство в Латвии на своём официальном интернет-портале опубликовало сенсационный документ - "Коммюнике о рабочей встрече сопредседателей Совместной российско-латвийской Комиссии историков академика РАН, директора ИВИ РАН А.О.Чубарьяна и профессора Латвийского Университета И.Фелдманиса". Которая состоялась 20 июня. Сразу отметим, что под коммюнике стоят подписи СОПРЕДСЕДАТЕЛЕЙ (!) - Чубарьяна и Фелдманиса.

То есть, оказывается, Александр Чубарьян уже почти как месяц кем-то (неизвестно кем) назначен сопредседателем совместной российско-латвийской комиссии историков. О чём, несмотря на гигантский интерес общественности к этой теме, не было никем и никому сообщено. Пикантность ситуации добавляет то, что российские СМИ - понимая позорные для России последствия дипломатического дрейфа на поводу у латвийской недобросовестной и чисто политической концепции "советской оккупации" - последние полгода били тревогу о лоббировании латвийскими официальными кругами назначения именно Чубарьяна сопредседателем российской части комиссии. Но здесь МИД России, с усердием, достойным лучшего применения, проявил чудеса секретности и подпольной работы.

На этот раз тем "врагом", от которого МИД России скрывал общественно значимую и государственно ценную информацию, были вовсе не лоббисты теории "советской оккупации" в Латвии (они-то как раз были в курсе всех этих подпольных деталей), а от собственного общества и собственного народа, которому придётся расплачиваться за отступление российской дипломатии.

Российские СМИ не раз отмечали, что жесткий приверженец теории "оккупации" Латвии Советским Союзом Инесис Фелдманис, его единомышленники из латвийской части комиссии, неоднократно и публично заявляли, что единственный смысл работы этой комиссии для них - признание Россией "оккупации". Они неоднократно и публично выражали надежду-ультиматум, что сопредседателем комиссии с российской стороны станет именно Чубарьян. Характеризуя Чубарьяна, они подчёркивали, что Чубарьян известен тем, что в вышедшем в 2006 году под его редакцией историческом сборнике была признана "оккупация" Прибалтики Советским Союзом. Ни российские официальные власти, ни сам Чубарьян никаким образом не дезавуировали опасения СМИ о прямом лоббировании Латвией кандидатуры Чубарьяна. Вместо этого кто-то (неизвестно кто) прямо в соответствии с предупреждениями журналистов ТАЙНО, без огласки, стыдливо прячась, произвёл лоббируемое латвийскими русофобскими государственными историками назначение Чубарьяна на должность сопредседателя комиссии.

Произошедшее вызывает шок и оторопь. Неужели под таким прессингом со стороны латышей находится российская дипломатия, что не смеет противостоять прямым указаниям Риги по назначению сопредседателем российской части комиссии угодного латышам историка? И неужели ей не хватает смелости заявить об этом? Хотя ответ следует искать, видимо, в иной плоскости. Российским дипломатам просто стыдно сообщать общественности об очередной сдаче российских позиций Латвии. Видимо, есть для них вещи почти столь же существенные, как "грин-кард" и спокойная семейная пенсия там, где они вроде как защищали российские национальные интересы.

* * *

Справка ИА REGNUM: Терминологический вопрос о признании или отрицании "советской оккупации" (присоединении Латвии, Литвы и Эстонии к СССР в 1940 году) для современных националистических властей Латвии, Литвы и Эстонии не является чисто научным. Несмотря на то, что легитимность мирного включения Латвии в состав СССР, например, однозначно поддержал действовавший в 1940 году президент Латвии Карлис Ульманис и высшие власти Литвы и Эстонии, на теории "советской оккупации" строится современная националистическая идентичность Латвии, она служит политическим и юридическим основанием для режима массового безгражданства русскоязычных в стране как "оккупантов", поражения их в правах, на сегодняшний день составляющего до 80 принципиальных отличий от объёма прав граждан Латвии и Эстонии.

Кроме режима фактического апартеида в Латвии и Эстонии, теория "оккупации" позволяет предъявлять современной России как государству-продолжателю СССР политические и материальные претензии, является почвой для реабилитации нацизма, гитлеровских коллаборационистов и распространения неонацизма в Прибалтике. При этом полностью игнорируется тот факт, что, например, объявление независимости Латвии, Литвы и Эстонии в начале 1990-х годов было осуществлено парламентами, избранными по законам СССР и возглавленными советской партийно-хозяйственной ("оккупационной") номенклатурой, и следовательно - легитимность деклараций о независимости Латвии, Литвы и Эстонии равна легитимности принявших их советских "оккупационных" властей республики. Кроме того, Латвия, Литва и Эстония по умолчанию признают действующими "оккупационные": территориальные приращения Литвы, осуществлённые СССР (Мемельский край и Виленский край), свидетельства об образовании, трудовом стаже, профессиональной и научной квалификации, записи актов гражданского состояния (брак, развод, свидетельства о рождении и смерти), права частной собственности и наследования и т.д. Новоизбранный президент Латвии Андрис Берзиньш, в частности, относится к советской номенклатуре - высшему чиновничеству, назначение которого относилось к сфере исключительного ведения центральных партийно-советских органов СССР, поскольку в советское время занимал должность заместителя министра в правительстве Латвийской ССР.