Сегодня в федеральном информационном пространстве говорят о масштабном наступлении радикального ислама в северокавказском регионе. Участие других религий в жизни этого субъекта России отодвинуто на второй план. Данный материал не носит критический характер, а ставит целью показать проблемы развития на Северном Кавказе самого "государствообразующего" конфессионального сообщества страны - христианства.

Русская Православная Церковь с приходом нового патриарха переживает некий слом традиционных форм своей работы. Это увеличило шансы нетрадиционных религиозных организаций в покорении паствы РПЦ, придало уверенность нетрадиционным конфессиям. На примере Республики Дагестан можно наблюдать, как в действительности обстоят дела с православием в Северокавказском регионе и на Кавказе в целом.

Реорганизацией епархий на Северном Кавказе РПЦ пыталась усилить свое влияние в регионе, однако анализ показывает, что спешные кадровые перестановки и скорое создание новых епархий дали отрицательные результаты. Происходящее на Северном Кавказе можно считать считать кризисом РПЦ в данной части России, свидетельством ее неспособности отвечать современным потребностям прихожан. Свою роль сыграл и перевод с Северного Кавказа таких заметных деятелей РПЦ, как архиепископ Ставропольский и Владикавказский (ныне Челябинский) Феофан и архиеписком Бакинский и Прикаспийский (ныне Азербайджанский) Александр. (В марте 2011 года по решению Священного синода Русской Православной Церкви были произведены существенные изменения в организации структур РПЦ на Северном Кавказе. Созданы три новые епархии - Ставропольская и Невинномысская, Пятигорская и Черкесская, Владикавказская и Махачкалинская, куда назначены новые епископы - примечание ИА REGNUM).

Мощная динамика развития протестантских и католических организаций подразумевает отбор именно верующей православной молодежи из региональной паствы РПЦ. Мониторинг состояния православной церкви в Дагестане, а на ее примере и всего региона СКФО, показывает отсутствие притока молодежи в православное лоно. Зато с обилием их присутствие можно наблюдать в у адвентистов седьмого дня, баптистов, пятидесятников, евангельских христиан, свидетелей Иеговы, церкви последнего завета Виссариона, Международном обществе сознания Кришны, у сайентолов, последователей учения Порфирия Иванова "Внутренний круг", Сатьи Саи Бабы, а также в территориальных подразделениях католической церкви в России. В 2011 году список пополнили мормоны. Растет и общее число приверженцев протестантизма. Обратите внимание на то, что мы не говорим об индуистских, ламаистских, бахаистских и подобных им течениях, каких тоже оказалось немало, и они тоже расширяют свое влияние. Развитие нетрадиционных религиозных движений беспокоит и мусульманское духовенство Дагестана. Но, в первую очередь, они затрагивают сферу влияния именно Русской православной Церкви.

Теперь в центре города Махачкалы, как и в других городах СКФО (кроме Чечни), представители этих церквей свободно раздают свою литературу, аудио и видео продукцию, агитируют молодежь вступить в их ряды.

Специалисты государственно-религиозных отношений считают решение Священного Синода Русской Православной Церкви о разделе крупных и уже сложившихся епархий ошибочным, а возможно - и самой роковой ошибкой православия на Северном Кавказе. Прежде всего, не была учтена вся политическая сложность Кавказа, создающая новым, только утверждающимся епархиям большие трудности. К примеру, рядом с Северной Осетией находится Южная, где в религиозной жизни доминирует греческая церковь, что уже усложняет рост влияния новообразованной Владикавказской и Махачкалинской епархии. Свою политику в отношении северного соседа проводит и Южная Осетия, откуда идут серьезные веяния, посредством активизации миссионерских и волонтерских организаций.

Что касается государственной политики в данной сфере, то обратите внимание на данные официального сайта президента Республики Дагестан датированные 01.01.2010 г. (раздел "Религия"):

Христианские объединения. Христианство по числу своих последователей занимает в Дагестане второе место после ислама. В настоящее время в Республике Дагестан действует 49 христианских религиозных объединений, из которых 18 православных, 28 протестантских, 2 армянских религиозных общества, 1 общество старообрядцев. Общее число служителей культа православных приходов в РД составляет 23 человека. На территории РД православные приходы разделены на два округа - Махачкалинское благочиние и Кизлярское благочиние, которые входят в состав Бакинской и Прикаспийской Епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата (возглавляет епископ Александр). При православных храмах периодически функционируют воскресные школы, в протестантских объединениях - библейские курсы (у адвентистов - субботние уроки, у баптистов, пятидесятников и евангельских христиан - библейские чтения, у свидетелей Иеговы - теократические школы).

Эти данные давно устарели. В Дагестане даже епархия уже другая. Данные на президентском сайте идентичны сведениям Комитета Правительства Республики Дагестан по делам религий - структуры, упраздненной указом президента Дагестана № 54 от 3 марта 2010 года. Ощущение складывается такое, что ничего не меняется, и это в самом насыщенном с точки зрения религиозных процессов субъекте страны и СНГ, а возможно, и Европы. Данные не могут сменить, потому что не знают, что происходит в Дагестане, а в таком регионе информацию о религиозной ситуации следует обновлять ежеквартально. Вся проблема в том, что реальные процессы находятся вне поля зрения профильных ведомств. Только за последние годы количество адептов нетрадиционных религиозных течений в республике увеличилось в разы.

Удивительно, но факт: единственным, кому есть дело до этого, остается ваххабизм, который "давит", иногда и в буквальном смысле, представителей этих организаций. Радикальные "джамааты" в очередной раз показывают свое господство в молодежной среде и на улицах. К этому надо добавить, что население республики, в том числе этнические русские, не нашедшие правду в официальных структурах в силу тотальной коррупции, все чаще обращаются в шариатские суды. Эти, как их называют простые люди, "народные суды" нелегальны по закону, но эффективны на практике...

Паства РПЦ на сегодня, по нашим оценкам, составляет примерно 18 тысяч верующих, хотя декларируется цифра гораздо выше реальной - около 25 тысяч. Ничтожно малая цифра для Дагестана - одного из самых крупных территориальных субъектов России, по сути, южного форпоста страны, ее стратегического плацдарма, где, по материалам последней переписи, живут 120.875 русских.

Протежированные Синодом религиозные деятели РПЦ на Северном Кавказе не могут говорить о проблемах общества современным понятным языком, а влияние церкви на светскую жизнь и общество сводится к нулю. РПЦ уже потеряла роль общественно значимой организации в регионе, оказывающей влияние на духовно-нравственную атмосферу. Вся проблема в том, что церковнослужители не видят своей миссии вне культа. Православные лидеры оказались не способны давать оценку значимым событиям в жизни регионального сообщества. Они практически не дают комментариев для СМИ, не разъясняют официальную церковную доктрину, не рассказывают о проводимой политике Православной церкви, о мероприятиях, о мнениях религиозных деятелей хотя бы по особо значимым вопросам.

Зато все это с огромным энтузиазмом делают региональные пресвитеры протестантов и руководители культов нетрадиционных религиозных движений. Они ведут активную публичную деятельность: созывают пресс-конференции, сотрудничают с общественными организациями и объединениями, проводят социальные и благотворительные акции, направленные на завоевание доверия со стороны населения. В отличие от них, РПЦ потеряла силу для сплочения и консолидации граждан. До реорганизации деятельность РПЦ на Северном Кавказе оценивалось выше, чем сегодня. Как и предполагали эксперты, расчленение епархий стало началом разрушения системы, которая создавалась усилиями колоссального числа служителей Русской церкви.

Об эффективности новых епархий могли бы говорить сокращение оттока русского населения и достижение единства в казачестве. Пока что ни на одном из этих поприщ успехов РПЦ нет, наоборот - произошло размежевание приходов региона. Православное пространство распалось на исконно русские и казачьи районы, появились разрозненные славянские общины, существующие в окружении мусульман.

Следует еще учесть, что в таком патриархальном и консервативном регионе как Кавказ, РПЦ так и не смогла ответить на самый главный вопрос: "Что нужно сделать на Северном Кавказе?" Уже с уверенностью можно сказать, что отсутствует взаимодействие между епархиями как самостоятельными иерархическими единицами, призванными решать конкретные задачи на вверенных им территориях. Нет влияния на процессы строительства взаимоотношений между субъектами федерации в северокавказском регионе. А это означает, что нет столь важной на всем Кавказе совместной борьбы с недугами общества, за его нравственное оздоровление, нет и миротворчества.

Гереев Руслан Маликович - руководитель группы мониторинга молодежной среды Республики Дагестан, эксперт по межконфессиональным вопросам Центра исламских исследований Северного Кавказа.