Сегодня очевидно многие задают себе один и тот же вопрос: что случилось в Приднестровье, если действующий президент Игорь Смирнов не смог не только победить в первом туре выборов, но и не вошел во второй. И почему ярким лидером приднестровской президентской гонки стал бывший спикер Верховного Совета Евгений Шевчук?

Ответить на эти вопросы одновременно и легко, и трудно. Слишком много факторов и социально-политических оттенков приднестровского жития оказались замешанными и перемешанными в беспрецедентном политическом противостоянии с элементами психологической войны и откровенного манипулирования сознанием людей. И все же, если выделить самое сущностное, квинтэссенцию наблюдаемого политического предвыборного процесса, окажется, что решающим, как всегда, оказался человеческий фактор.

Безусловно, Игорь Смирнов лидер сильный, и до сего времени харизматический, имеющий огромные заслуги перед приднестровским народом и государством. Именно в таком качестве он всегда воспринимался как в самом Приднестровье, так и за его пределами. Однако постепенно, год за годом он все больше и больше, как в решении тактических, так и стратегических задач и вопросов, начал полагаться на свое окружение: достаточно неоднородное как по авторитету среди населения, так и по профессиональным качествам. Это окружение незаметно отодвинуло его от реального восприятия действительности, окружив некой мягкой льстивой "силой". Иначе говоря, многие важные и острые проблемы приднестровского общества президент стал воспринимать через призму видения и комментирования чиновниками из его окружения, т.е. смягченными, подретушированными, а то и просто скрываемыми. Попытки как-то донести до него свои тревоги, обратить внимание на происходящие в государстве нарушения разбивались о "железобетонную" непробиваемую стену президентского окружения. И именно оно, в конечном счете, подвело Игоря Смирнова к сегодняшнему болевому порогу, во многом ответственно за его непопадание во второй тур выборов.

Социологические исследования, проводимые научными лабораториями местного университета начиная с мая месяца, постоянно фиксировали лидерство в общественном мнении приднестровцев именно Евгения Шевчука. Действующий президент по результатам этих исследований перманентно отставал от лидера. И этими результатами владело окружение Игоря Смирнова. Владело, но, скорее всего, не верило в их реальность, поскольку российские политтехнологи работающие на президента давали совсем другие данные - 38%-48% в пользу Игоря Смирнова. Скорее всего, именно эти данные и попадали к нему на стол, создавая уверенность в безоговорочном лидерстве и атмосферу некой успокоенности.

Тот результат, который действующий президент получил в первом туре, практически совпадает с теми результатами, которые были получены по результатам проведенных университетских социологических исследований (24%-25%). Другими словами, вольно или невольно, возможно искренне веря в подлинность результатов российских пиарщиков и поэтому не предпринимая каких-либо эффективных, отвечающих за предвыборную кампанию шагов, члены команды жестко подставили своего президента.

Но вопрос также состоит и в другом: почему действующий президент получил такой небольшой процент голосов. Разумеется, мы допускаем, что в ходе голосования были какие-то нарушения, вбросы, использование финансового и административного ресурса против кандидатуры Игоря Смирнова. Однако, главное, на наш взгляд, все же не в этом. Голосование против него, как нам представляется, шло в большой степени не против самого действующего президента, а против многих членов его команды: министров, глав администраций, ответственных государственных чиновников, которых простые приднестровцы считают нечистыми на руку, коррумпированными, заботящими не о благе государства, а о своих личных меркантильных интересах. Приднестровье - регион небольшой и факты подлинной жизни этих чиновников для многих не секрет.

Разумеется, свою роль сыграла беспрецедентная массированная информационная атака, предпринятая российскими СМИ персонально на Игоря Смирнова и его семью, особенно в последние дни перед выборами. С точки зрения права, эта кампания во многом выходит за его рамки, а "факты" хищений и преступлений ими совершенные, не доказанные и не подтвержденные решением суда выглядят как некий элемент психологической войны. Показанные с экранов телевидения множество и множество пачек денег в долларовом эквиваленте, которые якобы были украдены семьей президента, очевидно магическим образом воздействовали на сознание и подсознание простых приднестровцев.

Все это вместе взятое, по нашему мнению, и дало конечный процентный результат, что не позволило Игорю Смирнову войти во второй тур. И это, несомненно, можно считать одной из главных сенсаций нынешней президентской кампании.

Другой ее сенсацией, как считают многие эксперты, является безоговорочная и убедительнейшая победа в первом туре "оппозиционера" Евгения Шевчука. Хотя, на наш взгляд, это вовсе не сенсация, а объективная закономерность.

Как мы уже отмечали, Евгений Шевчук реально лидировал на всем временном отрезке первого тура. Лидировал, несмотря на ограниченные финансовые ресурсы, на отсутствие административного ресурса, который был основательно задействован со стороны его главных оппонентов, на непрекращающиеся на него атаки "черного" пиара, насыщенные ложью, клеветой, оскорблениями. Если, скажем, пройти по центральным улицам Тирасполя, то практически не видно рекламных щитов и плакатов Евгения Шевчука на фоне множества щитов и плакатов другого кандидата, спикера Верховного Совета Анатолия Каминского, и наглядной агитации Игоря Смирнова.

Евгений Шевчук, который еще два года назад был лидером партии "Обновление" и председателем Верховного Совета, а ныне считающийся гонимым оппозиционером, провел свою избирательную кампанию очень корректно, не нападая на своих оппонентов и не отвечая на многие их выпады и распространяемые от "неизвестных" лиц оскорбительные листовки, "грязные" буклеты и пр. Он ее построил на многочисленных неформальных встречах с простыми людьми: в трудовых коллективах, во дворах, в школах. На его встречи всегда приходило множество людей, которых никто туда не загонял и на которых они получали ясные простые ответы на злободневные вопросы повседневной жизни: в каком состоянии находится сегодня наше государство, что необходимо предпринять для исправления ситуации, и какие люди-профессионалы нужны для этой работы.

Разумеется, приднестровцам импонирует его молодость (43 года для мужчины - период расцвета интеллектуальных и физических сил), на фоне пенсионного возраста двух его главных оппонентов. Импонируют его нравственные качества, порядочность и чувство долга. Немногим под силу взять и отказаться от такой важной должности как пост спикера Верховного Совета и пост председателя партии "Обновление". Назовите фамилии тех, кто добровольно мог бы так поступить? Единицы. Шевчук же смог преодолеть соблазны и ради отстаивания своих принципов отказаться от этой верховной власти. Многие приднестровцы сумели увидеть в нем сильный интеллектуальный потенциал, грамотного экономиста, государственника, думающего, в первую очередь, о судьбах своего народа и государства - Приднестровской Молдавской Республики.

Основным электоратом Евгения Шевчука, как показал анализ электоральных предпочтений приднестровцев, являются люди молодого и среднего возраста, представители мелкого и среднего бизнеса. У него осталась очень серьезная поддержка среди членов партии "Обновления". Правда, она не носит публичного характера, но многие члены партии после голосования говорили своим товарищам, что голосовали за Евгения Шевчука. Его команда очень активно использует интернет, создав на его страницах, в самых популярных социальных сетях группы поддержки, члены которых очень активно общаются, вербуют новых его сторонников, предлагают помощь и рекомендуют использовать в избирательной кампании определенные тактические построения и шаги.

Наконец, нельзя не сказать и о том, что Шевчук предлагает приднестровцам реальную действенную программу восстановления и развития: экономики, социальной сферы, государственной сферы; обещает навести правовой порядок в обществе, начать серьезную борьбу с коррупцией и взяточничеством. Его программа - программа созидания, а не иждивенчества на помощи братской России - приднестровцы сами должны возродить свою Республику.

В этой связи возникает очень важный вопрос - почему при наличии всех этих достоинств и плюсов, облеченные властью российские чиновники из администрации президента РФ, не его сделали "своим" кандидатом в президенты, а другого - ныне его главного оппонента, Анатолия Каминского. Объективно оценивая эту ситуацию, нам трудно как-то это комментировать.

Впереди, 25 декабря, обоих кандидатов ждет второй тур и, естественно, сегодня все застыли в "яростном" ожидании его результатов. У кого больше шансов стать новым президентом Приднестровской Молдавской Республики, кому приднестровцы в этот раз отдадут свои предпочтения? Если судить по достаточно большому отрыву Евгения Шевчука от свого оппонента в первом туре - более 12 процентов, у него должно быть больше шансов занять этот пост. Однако, все не так просто. Дело в том, что, по всей видимости, активность избирателей во втором туре будет существенно меньше, чем в первом. Многие голосовавшие за своих кандидатов, которые не прошли во второй тур, могут "принципиально" не участвовать в голосовании. А тот из них, кто будет участвовать - за кого он будет голосовать: за Евгения Шевчука или Анатолия Каминского. Особенно это важно узнать касательно электората Игоря Смирнова и Олега Хоржана. Обратятся ли они к своим избирателям с призывом отдать голоса за конкретного кандидата или нет?

Кроме того, во многих высших учебных заведениях началась зимняя сессия, а посему, многие студенты разъехались из Тирасполя, Бендер и Рыбницы в свои села и могут не проголосовать, а это в основном электорат Евгения Шевчука. Более того, по нашим оценкам, большая часть коррумпированного и прикормленного чиновничества, которая возможно в первом туре составляла часть электората Игоря Смирнова, во втором туре скорее всего (и они это не скрывают) будет голосовать за Анатолия Каминского, как за меньше "зло". Логика их размышления следующая, по крайней мере, нам они высказали именно эту мысль. Восхождение Анатолия Каминского на президентский пост будет означать всего лишь смену властных персон в политической системе Приднестровья, то есть, вся масса средних и мелких чиновников останется на месте. А вот приход Евгения Шевчука, как считают они, будет означать серьезные кадровые чистки через конкурсы на должность, ибо он нацелен на модернизацию, на поиск новых механизмов и средств развития и управления, что им в общем-то не надо.

Ну и конечно, очень многое для возможного победителя во втором туре будет иметь позиция, которую займет политическая элита России, заявив или не заявив о своих предпочтениях в данном вопросе. Останется ли Анатолий Каминский российским "предпочтением", или российская элита в этот раз воздержится в своих симпатиях на приднестровском направлении, либо, что вполне вероятно, она откажет Анатолию Каминскому в своей поддержке и сконцентрируется на продвижении к цели Евгения Шевчука, как ей рекомендует известный российский политолог Станислав Белковский.

Вопросы, вопросы, вопросы...

Тем не менее, несмотря на множество факторов и условий как объективного, так и субъективного характера, мы все же готовы высказать экспертное мнение, что победу во втором туре президентских выборов в Приднестровье должен одержать молодой, интеллектуально одаренный кандидат Евгений Шевчук. Он сегодня несомненно находится на пике своей общественной популярности, и в оставшуюся неделю она вряд ли опустится, скорее наоборот, еще более увеличится. Большинство приднестровцев не скрывают того, что хотят видеть своим президентом именно его.

Мстислав Иноземцев-Гертнер, доктор политологии.